Недавно у Diana Gloster вышел клип на песню «Кино», для создания которого был использован искусственный интеллект. Редакция MMR пообщалась с режиссером видеоработы Иваном Кваша по привлечению ИИ в создание визуальных и музыкальных произведений, узнала, насколько он облегчает работу и сможет ли в будущем заменить человеческий ресурс.
Как и где вы использовали ИИ при создании клипа «Кино» Diana Gloster?
Мы использовали искусственный интеллект уже на отснятых кадрах клипа. Механика была такой — мы брали определенные фазы кадров по три-четыре секунды и раскладывали кадр на фотографии. Каждому фото придавали определенное настроение, чтобы картинка менялась, оставляя Диану настоящей. Мы делали кадры более мультяшными и использовали их на протяжении всего клипа для того, чтобы картинка была разнообразной и динамичной. На самом деле, каждый раз мы экспериментируем и пытаемся добавлять что-то новое — так мы учимся и параллельно исследуем, насколько это будет интересно в будущем.
Расскажите поподробнее об особенностях использования искусственного интеллекта именно в создании видеоклипов. Какой ИИ для этого подойдет лучше всего?
Особенность использования ИИ в создании видеоклипов заключается в возможности автоматизации многих процессов, связанных в нашем случае с монтажом и визуальными эффектами. Мы использовали программу Stable Diffusion, которая позволяет генерировать картинки и превращать их впоследствии в видео. То есть, если 1 секунда — это 25 кадров, то нужно создать 25 картинок для одной секунды. Нет такого понятия «лучший ИИ для чего-то», все зависит от определенных алгоритмов и задач.
ИИ понимает алгоритмы: как делать, изменять, где-то генерировать картинку. Суть состоит в том, что нужно всегда отталкиваться от задачи, и только тогда можно понять, какой формат работы с искусственным интеллектом нужен. В нашем случае в Stable Diffusion — а это достаточно большая вместительная программа —мы отфотографировали Диану, изучили ее лицо, и впоследствии, если мы что-то и генерировали, то самое лицо не менялось.
Особенности использования искусственного интеллекта состоят в самой идее, очень многое зависит от того, что именно ты хочешь сделать. А подобрать, как это реализовать с помощью ИИ, это, в принципе, второстепенная задача. Все равно, как ни крути, а очень многое зависит от идеи.
Какое место занимает сейчас ИИ в музыкальной индустрии Украины?
Очень хороший вопрос. Если брать именно музыку, то могу сказать, что в этой сфере мало кто работает. Хотя у ИИ есть невероятные возможности, например, можно попросить, чтобы написал бит, как у кого-то примерно, или проработать свои вокальные данные. Или сгенерировать голос любого артиста, то есть дать изучить интеллекту, как поет Дрейк или Эминем, или как разговаривает Морган Фримен, и пригласить в ИИ как озвучивание фильма избранным голосом, так и сделать, чтобы Уилл Смит спел у тебя в песне.
Опять же все зависит от запросов. Но я считаю, что его нужно использовать только в качестве дополнения. Можно попытаться найти прикольный бит, но самому записать вокал. Или, напротив, прикольно сгенерировать свой голос, но при этом использовать свой бит. Так или иначе, это все равно поиск, и эта работа занимает не меньше времени, чем если бы ты писал сам бит, поэтому все очень индивидуально. Может, потому у нас этого и нет еще, потому что проще, легче и интереснее все-таки писать самому, и это очень круто. На самом деле, если люди массово начнут брать инструменты ИИ за основу и делать все на нем, будет чувствоваться, что у произведения нет души. Хотя, если говорить о бите, допустим в музыке, не хочу никого обидеть, но там душу особо не отличишь, ведь это по сути математическая конструкция.
Как вы считаете, будут ли впоследствии музыкальные клипы создаваться только с помощью ИИ?
Если брать видео, я видел, что на рынке появляются дизайнеры, которые работают со Stable Diffusion и предлагают свои услуги артистам. К примеру, KOLA, TVORCHI интегрировали ИИ в свои видео, но не на каком-то там супер уровне, как, собственно, и мы в клипе Дианы. Пока что просто берем и анимируем, стилизуем под мультики. Если брать что-нибудь посерьезнее, то пока мы находимся на этапе изучения, понимания, насколько это нужно и необходимо.
Я уверен на сто процентов, что в будущем благодаря искусственному интеллекту можно будет делать отдельные сцены для музыкальных видео, опять же это все зависит от идеи. ИИ может сгенерировать разные миры по запросу, изучить лицо артиста и интегрировать его как модель в этот мир, поможет перемещаться в пространстве. Это уже сейчас можно делать, но это пока сложно и очень долго.
Влияет ли ИИ на время монтажа клипа?
Некоторые вещи он, конечно же, может ускорить, но это, наверное, пока больше касается картинок, чем видео.
Какие бы вы дали советы креативщикам, которые хотят или уже внедряют ИИ в свои видеоработы?
Я бы дал такой совет: не интегрировать полностью в свое творчество искусственный интеллект. ИИ не понимает, что такое красиво, для него нарисованное карандашом дерево, словно руками маленького ребенка, это тоже красиво. Поэтому самая главная красота сегодня все равно остается за человеком, за его фантазией. И пока мы, как люди, прошедшие определенные этапы эволюции, понимаем, где грани хорошего, и видим настоящую красоту в тех или иных вещах, а в ИИ нет этого понимания.
Но в ИИ есть шаги проработки, чем больше шаг, тем больше он придумывает тебе что-то непонятное или виртуозное, но опять же для одних это будет красиво, а для других — наоборот. Поэтому пусть лучше самое важное творчество остается все-таки за людьми, а искусственный интеллект только помогает воплотить вещи, которые мы можем вообразить в голове, но не способны физически нарисовать, в этом случае ИИ по деталям может помочь сложить это все. Следовательно, работать с ним в таком формате — это здорово. Пусть ИИ будет для творческих людей как дополнение, но не как основа, чтобы творчество продолжало уходить изнутри, от души.
Кавер: кадр из клипа Diana Gloster «Кино»