01 Дек 2022, 14:12

Устойчивость: как предпринимателям адаптироваться к новым вызовам

Пока Украина подвергается атакам российских ракет и иранских дронов, а украинские предприниматели отчаянно спасают бизнесы, в мировой экономике происходят глобальные изменения. «Конец долгого 20 века» — так описывает трансформацию профессор экономики Калифорнийского университета Берд ДеЛонг. И приближающееся время ставит новые вызовы предпринимателям и бизнесам.

От утопии к неопределенному будущему

С 1870 по 2010 годы человечество прошло немалый путь — долгий 20 век, как его называет профессор ДеЛонг. За этот период люди создали почти невозможный скачок в уровне жизни, благосостояния и доступа к ресурсам и вещам. Каких-нибудь 400 лет назад смотреть развлекательные шоу дома мог только один человек — Король Англии. В первой половине 19 века самый богатый человек мира Натан Ротшильд мечтал только об одном — антибиотике, чтобы не умереть в 50 лет.

Сегодня мы более эффективно тратим ресурсы на изготовление привычных товаров, но и создаем разные «удобства» (которые стали необходимостью), предметы роскоши (к которым теперь относимся как к удобствам) и вещи, о которых даже не мечтали.

Это долгое 20 столетие, пишет ДеЛонг, характеризовалось четырьмя факторами: развитием благодаря технологиям, глобализации, американским лидерством («исключительности») и уверенности, что человечество хоть «ползет» в утопию, ведь государства смогут решить социально-политические проблемы.

Впрочем, оказалось, что это не так. Исключительность США предстала перед вызовом из-за серьезного развития Японии и Германии; 2001 год для Америки стал временем расцвета религиозного насилия, даже прозванного войной цивилизаций — через нечто подобное сейчас проходим и мы в Украине. Наконец, глобальный кризис 2008 года и неспособность мира бороться с климатическими изменениями показали, что человечество не справляется с вызовами сугубо экономическим развитием.

Европейская турбулентность

Что дальше? ДеЛонг пишет о постепенном унынии в будущем (в глобальном смысле), но не прибегает к конкретным прогнозам. Впрочем, мнения ведущих аналитиков мира, таких как McKinsey, оперируют уже не философскими конструктами, а сухими цифрами и фактами.

Мир еще не успел по-настоящему оправиться от COVID-19, как Россия напала на Украину — и это кардинально меняет как политический, так и экономический баланс в Европе. Параллельно европейские страны испытывают и другие проблемы: нехватку технологий, ресурсов и рабочей силы.

По данным консалтинговой фирмы, есть три сценария экономического развития Еврозоны: при оптимистическом ВВП стран остается стабильным и выходит на показатель в 4,4% роста в 2025 году. Худший сценарий — серьезное проседание в течение следующих нескольких лет, а в 2025 году стабилизация только до довоенных показателей. Единственное понятно: Старый мир ждет турбулентный ас.

Реакция и приспособление

Каким должен быть ответ предпринимателей и бизнеса? McKinsey прибегают к философии стоицизма —устойчивость. «Устойчивыми» компании консалтинговая фирма называет действующие во время кризисов (для украинцев — еще и войн) проактивно, быстро принимают решения и оставляют потенциал для роста. Во время кризиса 2008 года такие компании, в противоположность «неустойчивым», показали гораздо большую доходность от акций в среднесрочной перспективе.

Для предпринимателей самыми важными становятся три вещи:

  • Ответ на изменяющуюся ситуацию: «Имеем ли мы достаточно возможностей, чтобы выдержать новый вызов?»
  • Прогноз: «Можем ли мы предположить, что будет дальше?»
  • Адаптация: «Сможем ли мы быстро адаптироваться к новым условиям?»

Ответ

Каждая критическая ситуация открывает проблемы, которые сложно предсказать, и которые решать нужно «здесь и сейчас». Но не стоит сразу вестись на искушение и хвататься за первый поставленный перед компанией вызов. Что важнее — сделать шаг назад, оценить ситуацию и решить, какие решения принесут максимальную пользу, а решение каких критических моментов может подождать.

Не стоит сразу вестись на искушение и хвататься за первый поставленный перед компанией вызов.

24 февраля почти все украинские бизнесы столкнулись с условиями, которые вряд ли могли вообразить в любом сценарии. Мы в Meest, как и многие наши коллеги, в первые дни войны организовывали временные приюты для эвакуированных работников с Востока и необходимые вещи для них — это даже не какой-то бизнес-трюк, а элементарная человеческая забота. И этот шаг был на 100% верен. А затем стали срочно оптимизировать логистические цепи, совершенствовать доставку из-за границы — для быстрой доставки гуманитарной помощи из других стран — и запускать благотворительные проекты с партнерами.

В первую неделю войны мы переформатировали свои офисы за границей в пункты приема гуманитарной помощи, которую в то время начали бесплатно доставлять в Украину. В первые четыре месяца войны было доставлено около 5 000 тонн помощи. Сейчас поддерживаем людей и страны уже в других форматах.

Прогноз

В турбулентные времена предусмотреть — или хотя бы попробовать — события, которые могут случиться, являются неоценимым шагом. Для этого лучше всего себя зарекомендовал анализ сценариев — обычно это прогнозирование пессимистического, реалистического и оптимистического перечня ситуаций, которые могут произойти.

Здесь следует быть как можно более конкретным. Эти сценарии должны пройти стресс-тесты и основываться на четких фактах и оценках. Сейчас в Украине каждому бизнесу стоит задуматься, как мы будем работать, если у нас не будет электроэнергии определенную часть дня или даже весь день. Что и сколько мы в этой ситуации теряем и что с этим делать.

В более глобальном масштабе не лишним будет смотреть на тренды европейской экономики — на какие товары или ресурсы цены будут расти, на какие — будут падать. И таким образом делать прогнозы.

Адаптация

Хороший прогноз поможет разработать план действий, но он не позволит предсказать будущее с точностью на 100%. Поэтому на этом этапе на первый план выходит навык приспособления к новым условиям. Устойчивость — это гибкость и способность адаптироваться к непредсказуемому.

В таких ситуациях важны несколько факторов: лидерство как топ-менеджеров, так и руководителей низших звеньев компании; открытая культура, где каждый может предложить решение той или иной проблемы; фокус не только на выживании, но и процветании (хотя в условиях войны выживание бизнеса уже будет незаурядным достижением).

В конце концов, во времена неопределенности помогает системность, последовательность и вера в себя. А также — баланс между стратегией защиты (сохранения бизнеса) и поиском новых ориентиров и идей.

01 Дек 2022, 14:12
Расскажите друзьям про новость