Как маркетологам преодолевать дилеммы без компромиссов
Инструмент «грозовая туча» поможет маркетологам решать сложнейшие дилеммы без компромиссов — так утверждает Юлия Плиева, СЕО Apple Consulting, докладчик VI Украинского форума
Ежедневно руководители во всем мире решают с десяток дилемм разной сложности: вывести на рынок новый продукт сейчас или отложить лонч; снизить цену или сохранить маржу; согласиться на завышенные условия сети и остаться на полке или «уйти» с полки с гордо поднятой головой; выйти на новые рынки/завоевать новые сегменты или выжать максимум из существующих? Каким образом они принимают решения, на основе каких доводов и аргументов?
«Грозовая туча» (evaporating cloud) — простая диаграмма, с помощью которой может быть формализован любой конфликт или любая дилемма. «Грозовая туча» в своей структуре имеет пять элементов: цель, две потребности, необходимые для достижения цели, и два действия, необходимых для достижения обеих потребностей.
По словам автора данного инструмента и многих других, объединенных под общим названием «теория ограничений» (ТОС), израильского физика и
Чтобы лучше понять, как это работает, участникам Форума было предложено решить маркетинговый кейс из
Переходим к формализации дилеммы с помощью инструмента «грозовая туча».
Критерии хорошего решения маркетинговой дилеммы:
-
Удовлетворяет существующие потребности системы и решает корневой конфликт
-
Довольно быстро приносит результат
-
В то же время является долгосрочно действующим (не является временной превентивной мерой)
-
В случае необходимости инвестиций ожидаемый доход от внедрения нового решения довольно быстро и уверенно их «возвращает»
Вернемся к нашему кейсу «99 франков»: какое решение принял главный герой фильма в описанной выше маркетинговой дилемме, вы наверняка знаете. А вот так выглядит формализованная дилемма Октава в нашей версии:
Возможные убеждения/предпосылки клиентской стороны, исходя из которых действует директор по маркетингу «Мадон» в показанном сюжете и которые обуславливают его ветку конфликта:
-
потому что мне надо гарантированно продать 12 тыс. тонн йогуртов в этом году и нужен гарантированно работающий на ЦА ролик;
-
потому что ранее классические рекламы «срабатывали» и мы выполняли цели по продажам;
-
потому что на телевидении множество приемлемых классических рекламных роликов и люди к этому привыкли;
-
потому что мы продаем йогурты домохозяйкам, а не гламурным девицам. У домохозяек совсем другие проблемы;
-
потому что креативщики РА не всегда адекватно воспринимают реальность и их концепция не приведет к росту продаж;
-
потому что предложенное ребятами не сработает — это глупости для того, чтобы посмеяться в узком кругу.
А вот возможные предположения, исходя из которых действует Октав (креативщик рекламного агентства) и которые объясняют его ветку конфликта:
-
потому что у клиента нет идей, поэтому он и идет в РА;
-
потому что мы успешные специалисты, мы знаем, что делаем;
-
потому что обычно клиенты нам доверяют;
-
потому что директор по маркетингу скучен и примитивен, он не понимает истинного креатива;
-
потому что юморные рекламы запоминаются;
-
потому что ТВ и так заполнено посредственными рекламными роликами;
-
потому что креативная реклама — это «мое лицо» как состоявшегося профессионала — это моя репутация
Какую из описанных выше предпосылок поддать сомнению, решать вам. Мы лишь хотели показать, что такая четкая и логическая формализация дилеммы во многом помогает взглянуть на нее гораздо глубже и, как результат, принять действительно верное решение, а не интуитивное.
И помните, что на самом деле в реальности конфликтов не существует, природа очень гармонична и на все есть свои причины/логика. Поэтому когда в следующий раз перед вами возникнет «неразрешимая» дилемма, попробуйте «разложить все по полочкам», и вы сами убедитесь, что неразрешимых ситуаций нет.