Андрей Клименко, аiia, о кризисном маркетинге на сувенирном рынке
Затянувшийся политический кризис существенно повлиял на украинскую бизнес-среду и, в частности, на сувенирный рынок. Уже в конце 2013 года некоторые компании начали занимать выжидательную позицию и сокращать маркетинговую активность "до лучших времен". Пока эти лучшие времена не наступили. Если сравнивать с прошлым годом, то в 2014-м количество заказов однозначно сократилась.
Но наряду с этим следует отметить, что изменения в стране порождают новые тенденции в производстве сувенирной продукции. Возникают новые виды сувениров, чья тематика связана с теми или иными событиями. Так, благодаря Евромайдану и политикам появились футболки с революционно-патриотической символикой или интересными "перлами" известных людей. Наши коллеги успешно продают футболки и магнитики с символикой Майдана украинской диаспоре в Канаде и США. Появляется много других текстильных изделий, конфет, значков. Правда, такая продукция направлена преимущественно на розничных покупателей, а не на корпоративный сегмент заказчиков сувениров.
В целом основные принципы маркетинга в кризисных ситуациях выглядят так:
-
В идеале в хорошие времена нужно накапливать ресурсы, чтобы их тратить / инвестировать в течение "далеко не лучших" времен. И вот почему так важно думать о периодах спада до их наступления. Во времена кризиса появляется очень много выгодных предложений по покупке оборудования, инструментов для ведения бизнеса, авто.
-
Маркетинг и реклама. Худшее, что может сделать компания в течение кризиса — полностью сократить свои маркетинговые активности. Пусть это сделают ваши конкуренты и тем самым помогут вам увеличить вашу долю рынка. Не паникуйте! Проявите нестандартный подход и с минимальными затратами попробуйте достичь большего.
-
Удержите своих лучших сотрудников. Сердцевина вашей команды, ее самые талантливые и наиболее лояльные представители — это залог успеха компании на долгие годы. Дайте им уверенность на время неопределенности.
-
Реагируйте быстро. Не прячьте голову в песок, увидев проблемы. Распознавайте их признаки на ранних стадиях и принимайте превентивные меры:
-
сокращайте лишние накладные расходы. Пафос и чрезмерное потребление — это точно не самое главное на сегодня;
-
проанализируйте, что, как и почему вы делаете. На чем фокусируетесь? Какова эффективность потраченного времени всех членов команды? Что можно сделать результативнее? Сейчас самое время изменить привычные подходы. В каждой компании всегда есть процессы, которые можно сделать эффективнее, если спокойно их проанализировать;
-
подумайте, как вы можете обеспечить наилучший сервис своим клиентам. Вероятно, сейчас у них меняются потребности. Поговорите с ними и предложите им что-то новое и актуальное. Скажите им, что вы их любите, а лучше говорите им это чаще, а не только во время кризиса. Вдохновение и процветания!
Андрей Клименко, управляющий партнер компаний "Аксилайн" і аiia