Хеннинг Драгер, BDO: Что не так с устойчивым развитием в Украине
Хеннинг Драгер — партнер по устойчивости & КСО международной аудиторской компании BDO в Украине. За свою 15-летнюю практику консультировал компании Goldman Sachs, WWF, Friends of the Earth International, ACCA Global. В интервью MMR Хеннинг Драгер рассказал, в чем специфика концепции sustainable development по-украински.
Хеннинг, появлению лет двадцать назад термина "устойчивое развитие" мы обязаны экологам, которые первыми забили тревогу. И до сих пор экологический "перекос" в понимании концепции sustainable development остается. А может, это и не перекос вовсе, может, как раз все правильно, особенно теперь, когда прогнозы относительно экологических катастроф начинают сбываться?
Действительно, проблема в том, что многие люди воспринимают устойчивое развитие исключительно как часть экологии. Немало таких и среди моих друзей. Но это абсолютное заблуждение.
Устойчивое развитие сочетает много аспектов. Самые важные из них — экономика, социум, экология. При этом мы должны принимать во внимание потребности будущих поколений, думать о том, как они будут жить.
Не следует забывать и о таких факторах, как культурный и лингвистический. К примеру, вопрос украинского языка на территории Украины — это как раз вопрос устойчивого развития. Невозможно не учитывать политический аспект, с которым тесно взаимосвязаны все остальные. Например, чтобы получить деньги на экологию, нужно решить ряд политических вопросов.
Но чаще всего мы слышим заявления, что бизнес — вне политики. В Украине в последнее время такие месседжи звучат особенно часто. Что на это скажете?
Все это ерунда. Бизнес на 100% заполитизирован. Политика везде: любой выбор совершается на политической основе, от этого зависят все инвестиции и голосования.
У вас большой опыт консультирования компаний в разных странах, а последние три года вы работаете в Украине. Скажите, какие ошибки совершают украинские компании, утверждающие, что они устойчивые и ответственные?
Знаете, это как в знаменитом примере со стаканом: он наполовину полный или наполовину пустой… Очень легко быть пессимистом и сказать, что в Украине с этим серьезные проблемы, потому что пока компании только начинают создавать свою устойчивость и для них это действительно огромный вызов.
Стране приходится выживать в условиях торговой войны, балансируя между торговлей с Россией, США и ЕС. Главное для Украины — определить курс, куда она хочет двигаться. Только после этого станет ясно, что будет с устойчивым развитием.
Что будет сложнее всего при европейском выборе?
Украина — часть Европы, однако на 20-30 лет страна отстает от европейских государств. Это одна из стран с наибольшим уровнем загрязнения окружающей среды и выбросов СО2 в Европе. Даже в России они ниже.
В Украине много трудностей по всем аспектам. Взгляните на политику, экономику, экологию, культуру, образование. Очень мало инвестиций поступает в инфраструктуру, которая страшно устарела. Бизнес не спешит ее модернизировать, считая, что это должно делать государство. Государство не предпринимает никаких действий, говоря, что нет бюджета. Гражданское общество слабое. В результате все хотят изменить ситуацию, но при этом ничего не делают.
Но главной остается та проблема, что политика продолжает влиять на инвестиционные стратегии владельцев бизнеса. У бизнесменов нет возможности сказать, что они хотят развиваться в Украине и для Украины, зарабатывать деньги и не ждать, пока государство внесет свои поправки. Думаю, сейчас необходимо посмотреть назад и проанализировать, как это все произошло. И совершенно поменять отношения между политикой и бизнесом.
Реформировать энергетическую систему, экономику.
Вам удается "достучаться" до украинского бизнеса?
Пока не удалось. Но это целый комплекс задач. Чтобы люди становились более осведомленными в вопросах устойчивого развития, необходимо обратить внимание на рекламную сферу. Ведь основная цель рекламы — продать людям как можно больше товаров и услуг. Внушить, что им нужны все эти вещи, чтобы они брали кредиты и покупали, покупали, покупали…
Это нужно остановить, потому что ресурсы не бесконечны. В компаниях полагают, что это единственная модель существования. Но рекламщикам и маркетологам пора взять на себя больше ответственности и поразмыслить, что же на самом деле они продают.
На что тогда менять призыв "Покупай больше!" — на "Покупай…" что?
Не стоит людей воспринимать только как потребителей, помимо всего прочего, мы жители этого мира, этой планеты.
Елена Гладских
Полностью интервью с Хеннингом Драгером читайте