Михаил Царев о киевской прописке фестиваля Linoleum и рекламной анимации
07 Июл 2014, 11:33

Михаил Царев о киевской прописке фестиваля Linoleum и рекламной анимации

6-28 сентября в Киеве будет проходить IX Международный фестиваль актуальной анимации и медиаискусства Linoleum

Михаил Царев о киевской прописке фестиваля Linoleum и рекламной анимации

6-28 сентября в Киеве будет проходить IX Международный фестиваль актуальной анимации и медиаискусства Linoleum. Рекламному сообществу фестиваль интересен своей ориентацией на интеллектуальную анимацию как вид современного искусства, для создания которого используются технологии новых медиа, а также специальной конкурсной категорией «Анимация в коммерческой рекламе». Примечателен фестиваль еще и тем, что, будучи основан в России, в 2014 году он сменил свою «прописку» с Москвы на Киев.

 

Прием конкурсных работ на фестиваль — в разгаре и продлится до 31 июля. Призовой фонд — $5 тыс. На сегодня подано свыше 80 работ из 26 стран. О своевременности проведения такого события в условиях острого политического кризиса в стране и обстоятельствах переезда фестиваля в Украину MMR поговорил с основателем Linoleum Михаилом Царевым. Также мы публикуем некоторые работы из архива фестиваля прошлых лет, посвященные теме коммуникаций.

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь

 

Михаил, что вас побуждает вот уже девять лет заниматься организацией анимационного фестиваля?

Если серьезно относиться и верить в то дело, которым занимаешься, то независимо от успехов или, напротив, отсутствия внимания, неправильно его бросать. Я верю, что организация любого мероприятия, подобного этому фестивалю, требует времени. Сначала на фестиваль должны посмотреть, пообсуждать, потом присмотреться внимательнее, затем — поучаствовать.

Сколько времени нужно, чтобы фестиваль признали и он занял свое место в списке важных событий? Неизвестно. Может, 10 лет, может, 15.

 

По вашим ощущениям, Linoleum уже признали?

Если судить по количеству посетителей — а в Москве приходили до 30 тыс. человек, — то я считаю, что фестиваль признали как событие. Также я считаю признанием разочарованные сообщения, когда я говорил, что фестиваль уехал из Москвы. И положительную реакцию в ответ на то, что он будет проходить здесь, в Киеве.

Но все-таки этот фестиваль не для аниматоров-профессионалов и не для удовлетворения чьих-то амбиций, а для публики, для общества. И мне, конечно, хотелось бы, чтобы из года в год все больше и больше людей в том обществе, где этот фестиваль проходит, по-другому относились к анимации. А на это надо время.

 

Решение о переносе фестиваля в Украину вы приняли в начале марта. Не было ли вам страшно переносить его в страну, которая на тот момент фактически столкнулась с военной агрессией?

Фестиваль — это мероприятие, которое проводится однозначно не ради каких-то наград и явно не ради денег, потому что здесь их, естественно, нет. Я делаю его ради эмоционального восприятия, что он нужен. И самое большое разочарование — сделать что-то и почувствовать, что если бы ты этого не сделал, то ничего бы и не изменилось.

В то время, когда принималось решение о переезде в Киев, появилось стойкое ощущение, что здесь фестиваль нужнее и востребованнее и местными интеллектуалами, и арт-сообществом. Это ощущение и перевесило в тот момент. И я не сомневался тогда и не сомневаюсь сейчас, что период тяжелого поиска обществом своего пути развития и те противоречия, которые мы наблюдаем, все равно должны закончиться. Или, по крайней мере, люди должны пытаться сами выйти из этого состояния. И этот фестиваль — попытка помочь им отвлечься, посмотреть на работы, которые затрагивают совершенно другие темы — возможно, не касающиеся их в данный момент.

Linoleum — очень сильное эмоциональное событие. Я уверен, что любой человек увидит здесь как минимум один или два фильма, которые его по-настоящему зацепят и о которых он будет размышлять и обсуждать их с близкими. Разнообразие анимации настолько безгранично, что она действительно может достучаться до любого. И я считаю, что такое эмоциональное событие нужно именно в данный момент. Кроме того, все эти работы — жизнеопределяющие. Они направлены в будущее — в то время и общество (открытое, веселое или, наоборот, проблематичное), в которых мы хотим жить. Границы смеха и слез на этом фестивале проходят очень близко.

 

[video_4647]

 

[video_4650]

 

[video_4649]

 

В этом году вам уже подали первые украинские работы. Прогнозируете ли вы, что их будет больше, чем раньше?

Пока трудно сказать… Украинские работы у нас есть, но их немного. Из того, что я пока видел в конкурсной программе — это не больше 2-3 работ. Может быть, еще какие-то украинские работы придут во внеконкурсной программе. Мы ждем. Коммуницируем со студиями.

 

А российских работ не станет меньше?

Обычно нам присылали около 10 российских работ. Их в принципе создается меньше, чем на Западе. К сожалению, это направление искусства в России утрачено — начиная от образования и заканчивая студиями, где аниматоры могли бы создавать свои работы.

 

Вы никогда не воспринимали свой фестиваль как бизнес-проект?

Нет. Но я буду рад, если он заложит какую-то платформу для коммерческих проектов. Например, участие в организации фестиваля компании Film.UA объясняется ее заинтересованностью в развитии коммерческой анимации. Также мы пригласили агентство Havas Worldwide Kiev, чтобы оно поддержало нас в категории «Анимация в коммерческой рекламе». То есть формы и проявления могут быть разными.

Мы просто «послы доброй воли». И мы говорим: анимация — это сильнейший медиаинструмент, эмоциональное событие, идеологически очень сильная форма донесения идей. Смотрите, пользуйтесь, думайте, как ее использовать дальше: для развития детей, креатива или инициирования каких-то важных для общества тем. Это, в принципе, ничем не отличается от выставки художника, который демонстрирует свои работы, чтобы донести какое-то сообщение. Или выступления музыканта, который исполняет свое произведение. Просто в нашем случае эти задачи решаются с помощью анимации.

 

У вас есть совместная с Фондом Елены Пинчук «АнтиСПИД» социальная номинация, есть упомянутая выше номинация для рекламистов, есть категория детской анимации. А не было ли у вас соблазна сделать еще и политическую номинацию, на злобу дня?

Мы не выделяли отдельно эту тему, но по сути она и так уже есть. Тема Linoleum-2014 — «Сила разума». Она настолько широкая, что включает в себя и Евромайдан, и экономический кризис, и события на Востоке страны. Она всеобъемлющая. Это сила разума тех людей, которые сидят за столом переговоров, и тех, кто друг напротив друга стоят на площади.

Наверняка мы получим много фильмов о политике. Это не тот случай, чтобы мы исключали политику или не приглашали авторов с такими работами. Наоборот: это же не развлекательное мероприятие. Я не исключаю, что именно западные аниматоры будут присылать работы о том, что происходит в Киеве, в Украине, и как они это видят. Даже во время презентации фестиваля мы показывали французский фильм «Чернобыль» — он потрясающий, очень сильный и одновременно тяжелый для восприятия.

 

[video_4648]

Расскажите друзьям про новость