Петр Чернышов, президент Киевстар: В бизнесе даже речи не может быть о демократии
Из своего обширного опыта в бизнесе я извлек много уроков.
Вот несколько из них:
1. Я очень ценю людей, которые не боятся сказать «я не знаю». Я не терплю лжи и в бизнесе — она вредит ему, как ничто другое.
2. Я считаю, что бюрократия в компании необходима. Без нее любой бизнес развалится. Главное, не допускать того, чтобы она опутала ваш бизнес как спрут.
3. В борьбе с конкурентами работает нелинейная зависимость, где не нужно быть на голову выше конкурентов, а достаточно быть чуточку лучше, чтобы зарабатывать намного, заметно больше. Это как в анекдоте: вам не нужно бежать быстрее тигра, вам важнее бежать чуть быстрее того, кто бежит от тигра вместе с вами.
4. Главная функция управленца — быть арбитром. Именно СЕО должен всегда говорить последнее слово и ставить точку в спорах, например, между маркетинговым и финансовым директорами. И эти решения задают вектор развития компании. Демократии в принятии ключевых решений быть не должно.
СЕО также должен быть коммуникатором, то есть переводить цели компании на понятный для исполнителей язык.
И третья, не менее важная функция — это функция мессенджера. Вы должны быть лицом компании, именно от вас будут узнавать новости и получать информацию все стейкхолдеры — акционеры, совет директоров и так далее. У вас должен быть кредит доверия.
5. Менеджер должен быстро и четко формулировать свою точку зрения, понимать настроения и мотивы подчиненных, свободно владеть английским языком. Причем данные условия касаются не только большого бизнеса, крупных корпораций, но и небольших компаний, локального бизнеса.
6. Я придерживаюсь мнения, что незаменимых сотрудников не бывает. Взять хотя бы Apple. Эта компания во многом является показательным примером. Ведутся споры о том, был ли Стив Джобс незаменим. Посмотрите, сколько компания существует без Джобса и имеет невероятный успех. Все-таки важнее то, какими людьми вы себя окружаете. Найти нужного специалиста всегда можно.