Директор OLX.ua: Мы с нетерпением ждем внедрения 3G
В то время как в небольших городах люди все еще предпочитают давать объявления в газеты, Сергей Гапоченко делает ставку на развитие мобильных приложений. Треть аудитории сервиса разделяет его устремления, сообщает forbes.ua
Торговая марка OLX (OnLine eXchange) мало знакома американским потребителям, зато ее хорошо знают миллионы пользователей в более чем 40 странах. Доски бесплатных объявлений южно-африканского холдинга Naspers представляют собой пример одного из наиболее успешных глобальных интернет-проектов, который создан за пределами Кремниевой долины.
и вслед за аналогичными сайтами в других уголках мира включился в орбиту OLX. Примечательно, что в соседней России сервисы Naspers — OLX.ru и Slando.ru — объединились с сервисом Avito Holding AB, и общая площадка так и продолжила работать под наиболее раскрученным именем Avito.ru. Однако, в отличие от Avito.ru, украинский классифайд OLX.ua находится в полной собственности Naspers.
Сергей Гапоченко руководит проектом OLX (Slando) вот уже полтора года. Ранее он занимал должность директора по маркетингу и продажам видеосервиса oll.tv в компании Digital Screens («Медиа Группа Украина» из состава холдинга «СКМ» Рината Ахметова). Наряду с OLX.ua в сферу ответственности украинского офиса входят аналогичные проекты Naspers в Беларуси и Казахстане.
– Как изменилась посещаемость ресурса после смены названия?
– Выросла на 20%. Через неделю после ребрендинга мы зафиксировали пиковый показатель по визитам за всю историю существования сервиса. В этот день у нас было более 2,5 млн посещений с компьютеров и мобильных устройств. Этот рекорд продержался до 17 ноября, когда количество посещений достигло 2,9 млн.
– Вам пришлось выделять дополнительные средства на ребрендинг в Украине?
– Нет, просто запланированный на осенний бизнес-сезон маркетинговый бюджет мы направили на ребрендинг. Мы отказались от традиционного продвижения отдельных разделов или категорий, мобильной модели использования сервиса.
– В отличие от большинства других интернет-проектов, вы достаточно активно рекламировались на бордах и на телевидении. Сказывается ваш предыдущий опыт развития интернет-проектов, так или иначе связанных с телевидением, или этого требует специфика бизнеса классифайдов?
– Во-первых, специфика нашего бизнеса, а во-вторых, мы можем оценивать эффективность тех или иных решений по результатам других проектов группы. Расстояние не имеет значения, мы регулярно общаемся с коллегами из Бразилии, Индии, Польши, Португалии, Швейцарии.
– И нет никакой разницы, обусловленной особенностями той или иной страны?
– Разница заключается, скорее, в уровне и качестве интернет-пользования. Чем выше проникновение интернета, тем выше потенциал и лучше показатели проектов нашего сегмента на конкретной территории. Нельзя сказать, что люди в Украине продают или покупают товары и услуги иначе, чем, например, в Польше. Исключение составляют только страны Азии и Арабского региона, где доля мобильных пользователей может достигать 60-80%. В Египте или Индии дома у человека часто может не быть компьютера, зато всегда есть мобильный телефон. Кстати, в Казахстане у нас уже больше половины мобильных пользователей. Это диктует модель продвижения, позиционирования, подходы в работе, технологические моменты.
– Какая из описанных двух рыночных ситуаций представляется наиболее предпочтительной для бизнеса классифайдов — с большей или меньшей долей мобильных пользователей?
– Я не уполномочен говорить от имени всей группы, но могу сказать с позиции операционного руководителя ее локального подразделения. Рынки Украины, Беларуси и Казахстана во многом похожи. Основное отличие состоит в наличии или отсутствии мобильной связи третьего поколения. От этого напрямую зависит доля мобильного пользования. Казахстан — одна из наименее густонаселенных стран в мире, и, тем не менее, там у нас каждый второй пользователь – мобильный. В Украине плотность населения намного выше, но в отсутствие 3G здесь только треть мобильных пользователей. Мы с нетерпением ждем внедрения 3G, и рассчитываем, что тогда их доля резко возрастет. Конечно, она и так постепенно продолжает расти и в Украине, и, конечно, в Казахстане.
Мобильное приложение для смартфонов пользуется огромной популярностью. По сравнению с ноябрем 2013 года, в ноябре текущего года количество заходов на сервис через мобильные устройства выросло в четыре раза.
– Не секрет, что многие пользователи техники Apple в нашей стране отдают предпочтение американским аккаунтам. В этом случае не получится найти мобильное приложение OLX?
– Так было до недавнего времени. Таким образом мы исключали ситуации, когда пользователь из Украины по ошибке устанавливал приложение, например, для Индонезии. Однако действительно достаточно часто украинские владельцы техники Apple используют аккаунты других стран. Поэтому в начале ноября приложение OLX.ua было размещено в App Store других стран. И теперь его могут скачать пользователи американских, европейских и российских аккаунтов.
На данный момент у нас установлено более 1,3 млн приложений, из них 1 млн — на Android и только 0,3 млн — на iOS. 4 ноября появилось мобильное приложение OLX.ua для пользователей Windows Phone, и уже зафиксировано около 10 000 установок. Несколько месяцев назад мы запустили версию для iPad, чуть позже запустим для планшетов под Android. Плюс есть мобильная версия сайта, которая практически зеркально повторяет функциональность приложений.
– Как вы себя позиционируете и кого видите в числе основных конкурентов?
– Давайте разделим все классифайды на два вида: общей направленности или на профессиональном языке — горизонтальные, и узкой направленности — вертикальные. Мы и еще несколько площадок, которые значительно ниже нас по уровню посещаемости, являемся примерами классифайдов общей направленности. Конкуренция в вертикальных сегментах более высокая, но это другой тип проектов со своей отдельной спецификой в зависимости от вертикали (авто, детские товары, недвижимость).
Мы уверенно входим в топ-10 наиболее посещаемых сайтов страны. Если я не ошибаюсь, в этой десятке мы единственный украинский проект, пусть и с иностранным инвестором. Больше нас по охвату аудитории только поисковики Google, «Яндекс», портал Mail.ru, соцсети Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассники», Wikipedia, Youtube.
– Вертикально ориентированные площадки более популярны в своих сегментах? Например, объявления по покупке/продаже/аренде квартир в первую очередь принято размещать и смотреть за пределами OLX?
– В случае с вашим конкретным примером количество предложений по недвижимости на OLX.ua больше любой другой вертикали. На данный момент это самая крупная категория на сайте по количеству предложений. Основная задача — не конкурировать с вертикалями, а предоставить пользователям удобную площадку для купли-продажи. Как только человек получает позитивный опыт, он снова вернется, и неважно, о какой именно товарной категории идет речь. Если вы продали через нас детскую коляску, которая больше не нужна, с высокой долей вероятности затем то же самое захотите проделать с телефоном или автомобилем.
Поэтому у нас нет четкой цели конкурировать с вертикалями. Перед нами стоит задача получить максимальный охват среди интернет-пользователей. Причем важны не просто посещения, а использование сервиса, в идеале — размещение объявлений. Один из критериев успешности бизнеса для нас — количество опубликованных и одобренных модерацией объявлений.
– Премодерацию проходят все объявления?
– Мы это делаем, чтобы убедиться в качестве и чистоте контента. Во-первых, он должен быть релевантным, и все заявленные в объявлениях позиции должны действительно существовать и соответствовать описанию. В этом направлении еще многое предстоит сделать, но в целом задачу удается решать. Во-вторых, содержание объявлений должно согласовываться с законодательством Украины и соответствовать правилам ресурса.
Существует перечень товаров, которые нельзя продавать. В правилах это целых 62 пункта. В частности, это запрет на продажу наркотиков, оружия, секс-услуг, обмена денег и т.д. Не проходят модерацию объявления о продаже человеческих органов. Удаляются предложения о продаже программ, баз данных, различных шпаргалок. Если модераторы видят, что автор употребляет в тексте ненормативную лексику, призывает к насилию, ненависти – такие объявления тоже не попадают на площадку.
– В разных странах разные правила?
– Да, но кардинально они не отличаются. Скорее, речь идет только об очень редких исключениях. Наркотики нигде нельзя продавать.
– В Амстердаме можно.
– Не проверял, у нас там нет проекта (смеется). Там очень хороший лидер — Marktplaats.nl.
– Приходится ли работать с претензиями пользователей по фактам мошенничества?
– Мы работаем в бизнесе, где угроза мошенничества присутствует независимо от степени развития рынка и экономики. Проблема есть, мы этого не скрываем, но пытаемся вести просветительскую работу с пользователями, с одной стороны, и органами МВД — с другой. Риски наступают в том случае, если люди осуществляют безналичные платежи — призываем этого не делать, и не пересылать наперед деньги незнакомым людям.
Если все же нам жалуются на недобросовестного продавца, мы сначала берем разрешение у человека на передачу детальной информации о факте мошенничества в правоохранительные органы, и они расследуют каждый такой случай.
– В Украине офлайновые классифайды вам составляют конкуренцию?
– Вопрос сложный, потому что грамотный ответ предполагает наличие цифр. Не думаю, что они широко доступны. По нашим наблюдениям, конкуренция тем сильнее, чем меньше населенный пункт и чем ниже уровень проникновения интернета. Отчасти это связано с недостатком опыта у людей в использовании таких ресурсов, они еще не убедились в их безопасности, эффективности и простоте. Плюс дело привычки — люди в небольших городках привыкли давать объявления в газеты.
– На чем вы зарабатываете?
– Наш основной доход мы получаем от платных услуг по поднятию объявлений в топ. Мы предлагаем три услуги, их можно заказывать в любой комбинации — поднятие в главный топ, поднятие вверх списка (push up) и выделение объявления в списке. Для пользователя это незначительные суммы, они варьируются от категории к категории.
Если раньше мы говорили, что у нас каждые две секунды появляется новое объявление на ресурсе, то сейчас уже каждую секунду. Как только объявление опубликовано, особенно в популярных рубриках, каждое последующее тут же вытесняет его дальше по странице. Да, объявление в любом случае можно найти, но чем дальше оно в выдаче или, как мы называем, в листинге, тем ниже его эффективность.
– Платных объявлений нет?
– Нет, полностью платных категорий мы не планируем. Возможно, будут платные услуги для бизнеса.
– Вы планируете наряду с С2С развивать модель В2С?
– OLX.ua — это сервис частных бесплатных объявлений. Но разместить объявление в любой из рубрик может и компания. В основном это мелкий и средний бизнес. Доля таких объявлений варьируется в зависимости от рубрики.
Кроме того, еще летом 2010 года был запущен отдельно раздел «Бизнес и услуги». Здесь ищут партнеров, подрядчиков, компании, которые будут покупателями услуг или товаров. Можно найти предложения о продаже бизнеса. Частные лица также могут предлагать свои услуги другим частным лицам и компаниями. Так что присутствуют все модели сотрудничества, включая В2В.
– Что ждет рынок классифайдов с развитием социальных сетей? Часто уже сегодня достаточно эффективно разместить объявление о продаже в Facebook и попросить репост.
– Разместить объявление в социальной сети можно, но найти покупателя будет намного сложнее. Покупатель не будет искать предложения по разным профилям в соцсетях. Это просто неудобно. Залог успеха в бизнесе классифайдов — не только довольный и лояльный покупатель, но и продавец, которому мы помогаем просто и быстро получить дополнительный заработок. Часто один и тот же человек может быть и продавцом, и покупателем. У многих товары «уходят» за считанные минуты.
– Какие сейчас стоят задачи по развитию OLX.ua в Украине?
– Площадка показывает отличные результаты посещаемости — более 4 млн посетителей ежемесячно (компания Gemius, Fusion-панель, октябрь 2014 года). Мы будем продолжать работать над посещаемостью ресурса под новым брендом. В планах — дальнейшее развитие культуры использования сервисов бесплатных объявлений среди украинцев, а также подтверждение своего статуса крупнейшей бесплатной онлайн-доски объявлений, удобной для каждого.
Основной тренд, который мы видим в OLX — стремительное увеличение доли мобильного пользования как в части поиска товаров, так и публикации объявлений. Значительное количество наших усилий направлено именно на развитие этого направления.