Парадоксальная теория изменений
Мы пережили очень сложный год для всей страны, для каждого из нас и, конечно, для рынка. Итоги 2014 года — серьезный спад, прогнозы на следующий год, опубликованные Всеукраинской рекламной коалицией, также далеки от оптимизма. По оценкам экспертов, объем рынка в национальной валюте продолжит падать и в 2015, а главная надежда формулируется «пусть будет хотя бы не хуже».
Так что же делать, «чтобы не хуже»?
Конечно, у меня нет рецепта для всех, но наша команда выбирает такой: работать и все изменения, которых ждет страна и рынок, начинать с себя.
В психотерапии есть одна очень популярная парадоксальная теория изменений, согласно которой изменения в личности происходят тогда, когда она становится тем, кем есть, а не тогда, когда пытается стать тем, кем она не является. С нашей страной произошло именно так: мы все потратили очень много сил и, к сожалению, жизней, чтобы понять, что мы были коррумпированной, отсталой, недружелюбной ни к капиталам, ни к туристам страной с равнодушным населением, которым можно было пользоваться как угодно. И вот теперь, поняв это, мы решили меняться. Возможно, для этого нам придется сначала понять, что мы плохо меняемся, чтобы меняться лучше.
Экстраполируя этот подход на судьбу рынка маркетинговых коммуникаций и PR, выделю то, что нам стоит осознать из неприятностей, чтобы наше завтра стало лучше.
Нам нужны таланты. Талантов у нас мало. Нужно еще больше. Отрасли нужны таланты, способные подняться выше популярности в социальных сетях до уровня талантов, способных развивать профессию. Они нужны, как в агентствах, так и у клиентов. Просто хороших менеджеров недостаточно. Нужны коммуникаторы.
Нам нужна децентрализация, как и всей стране. Хватит относиться к регионам, как тихо внемлющим аудиториям, потребляющим однородный контент, присланный из столицы. Если вы хотите быть услышанными, вам придется разговаривать с различными регионами на их языках на актуальные для них темы. Надеюсь, что с обещанной новым правительством децентрализацией госрегулирования, актуализируется и децентрализация коммуникаций. В нашем агентстве есть ряд клиентов, осознавших эту задачу, с которыми мы реализуем локальные важные проекты.
Нам нужно научиться партнерству, нужно научиться быть партнерами. Партнерства настоящего очень мало. С 2008 года количество коммуникационных проектов, в которых мы как агентство вовлекаем в проекты наших клиентов различных партнеров (не только медиа, но и неправительственные организации, объединения граждан и тп), возросло в 5 раз. Но в 80% случаев функцию партнерства реализует именно агентство, выступающее переводчиков «целей, задач и мотивов» одних партнеров для понимания другими. Реализация же партнерских отношений также неразрывна связана с контролем агентства. Так не должно быть. Если вы хотите развиваться, вам нужно уметь слышать другие компании, организации и государственные органы и всем сторонам нужно что-то делать для того, чтобы достичь общих результатов, а не только отчитаться за какие-то номинальные, но свои.
Нам нужно понять, что KPI, контроль и результаты существуют не только на бумаге. Это реальные изменения. Мы требуем от правительства реальных шагов, борьбы с коррупцией, прозрачности общения с нами и результативных изменений. Давайте демонстрировать их сами. Я видела случаи, когда крупные международные компании, активно создающие положительный имидж, организовывают пресс-конференции, на которой не ждут журналистов Я знаю компании, которые доведены своими процедурами procurement до фактически видимой прозрачности, и при этом ключевая spokesperson компании спокойно относилась к тому, что за закрытой дверью офиса ее ждали журналисты. Они хотели задать вопрос, ответ на который она знала, но не могла предстать пред лицом прессы потому, что не прошла медиа-тренинг (не получила подтверждение от штаб-квартиры и тп). Уверена, что коллеги по рынку понимают, что в первом случае среди KPI был пресловутый «каверидж» (освещение в СМИ), а во втором — прозрачное донесение позиции компании до журналистов.
Давайте будем работать на результат. Чем больше будет тех, кто работает на реальные изменения, тем меньше share будет у тех, кто ноет или «пиарится».
Свой крик души мне хочется закончить так же, как и Максим Романович Лазебник — свой итог 2014 и прогноз 2015 рынка — «пусть профессионалы победят коррупционеров».
Автор: Марина Дадинова, директор по работе с клиентами агентства Brandcom