Андрюс Каспаравичус: Все ли клиенты одинаково хороши?
В совершенно разных профессиях люди часто задаются вопросом, является ли каждый клиент хорошим клиентом? Ответ во многом зависит от сферы деятельности. Так, доктора руководствуются клятвой Гиппократа, и такой вопрос здесь нерелевантен. Но как быть с PR-сферой? Здесь действуют иные правила.
В работе пиарщику всегда приходится решать, какое поведение будет правильным в той или иной ситуации. Например, как нужно реагировать, когда партия, декларирующая социал-демократические ценности, обращается в агентство? Даже, если лично я — потенциальный сторонник этой партии — придерживаюсь либеральных взглядов, будет ли правильно работать с таким клиентом, или стоит отказаться? А ведь ситуации с выбором бывают и посложнее. В качестве примера можно рассмотреть кейс "1 Балтийского канала", когда литовские СМИ откровенно утверждают, что нет ни одного PR-агентства, желающего работать с таким клиентом. Каким должно быть поведение в такой ситуации? Всегда быть открытым к сотрудничеству, или сказать себе стоп? Подобных примеров много, и мне всегда было интересно, где же проходит грань — как совместить интересы клиента с личными, и должны ли они быть совмещены в принципе?
В первую очередь, на мой взгляд, не каждый клиент априори является хорошим. Работа в PR связана со строгим соответствием заявленным принципам. Коммуникация устроена таким образом, что вы не можете дистанцироваться от тех, кого продвигаете. Именно поэтому нужно быть уверенным в том, о чем вы говорите и уж точно не быть против этого. Я полагаю, что каждый раз, когда есть клиент, чьи интересы вступают в конфликт с личными ценностями проект-менеджера, стоит учитывать это. Так, например, я выступаю против введения евро. И поэтому считаю честным не участвовать в кампании по продвижению преимуществ этой валюты и не публиковать подобную информацию. В профессии пиарщика должен сохраняться баланс между тем, что вы поддерживаете, и тем, что сообщаете. Здесь также важны и методы работы клиента. Если он просит использовать приемы "черного PR" или подкупать СМИ, то лучше от такой работы отказаться.
Каждому PR-агентству следует больше обсуждать, что — хорошо, а что — плохо. Иначе может возникнуть такая ситуация, когда агентство выигрывает тендер, проект поручают конкретному человеку, а он придерживается категорически противоположных взглядов. Например, в вопросе курения. В такой ситуации наиболее профессиональным решением будет отказаться от задачи. Идеальным вариантом было бы, если агентство перед каждым тендером выясняет отношение своих сотрудников именно к этому проекту. И если для всех такой проект неприемлем, то не стоит и участвовать в тендере.
Именно поэтому я уверен, что не всякий клиент — это хорошо. Перед тем как соглашаться сотрудничать, спросите себя, соответствует ли это вашим личным убеждениям. Ведь правда в том, что создавая репутацию клиента, мы также формируем и свой имидж, поэтому к выбору клиентов следует подходить избирательно.
Андрюс Каспаравичус, управляющий директор Komunikacija ir konsultantai