10 советов, как снять документальное кино
17 Авг 2015, 11:05

10 советов, как снять документальное кино

Станислав Ясинский, корреспондент ТСН-Тиждень, о работе с неформатным материалом

Сегодняшний гость рубрики ВНЕЭФИРАНАВИДУ — Станислав Ясинский, корреспондент программы ТСН-Тиждень. В своих сюжетах он рассказывает о жертвах милицейских пыток, коррупции и других скрытых ужасах, перед которыми обычный человек беззащитен. За собственную работу и документальный фильм «Соседи дяди Сережи» Стас получил телевизионную премию «Честь профессии» — за лучший материал с гражданской позицией. В рамках рубрики Станислав поделится личным опытом о том, как снимать документальное кино. 

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

В последнее время конвергенция телевидения и интернета позволяет нам осваивать форматы, про которые раньше мы и думать не могли. Все то, что не ложится в канву ежедневной работы тележурналиста, теперь можно не отбрасывать, с грустью думая о потере хорошего, но неформатного материала. Теперь можно все это — или почти все — использовать для наполнения интернет-ресурсов канала. Если вы горите темой, которая не влезает в телевизор — размахнитесь на документальное кино!

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь

Я не могу считаться опытным документалистом, но 4 фильма, снятых на протяжении последних 10 лет, принесли определенный багаж знаний. То, о чем я скажу ниже — мой личный опыт. Возможно, у вас все получится по-другому. 

1. Тема.

Выберите тему, которая вам близка, которую вы чувствуете кожей. Поразмышляйте над ней, почувствуйте ваше отношение к ситуации — вы, как автор, такой же герой фильма, как и те, кого вы снимете. Поговорите с коллегами, с людьми, которые «внутри» проблемы. Найдите новую грань. Попытайтесь как можно более четко и лаконично выписать синопсис. Прийдя к продюсеру с перечнем сырых и абстрактных тем, вы рискуете не снять ничего. А вот четкая и конкретная тема с уникальными героями — как раз то, что нужно. Уйдите от общего в частности. Тема войны уже никому не интересна. А вот историю семьи, которую конфликт разделил линией фронта, и про их дом, который стоит ровно на этой линии противостояния, будут смотреть великолепно.

2.Выбор натуры

Избегайте банальности, но помните о простоте. Место, в котором вы снимаете, должно усиливать эффект от событий в кадре, при этом не превращаясь в иллюстрацию вашей авторской изобретательности. Если вы снимаете беженцев из поселка на Донбассе, то ищите их в крохотной гостинке на околице огромного города. Тогда простор их родины и узость нынешнего мира наполнят ваш фильм драматизмом. Если вы снимаете конструктора космических кораблей — заберите его от чертежного стола и поедьте за грибами. Ничего не придумывайте — заранее разведайте места, в которых живет и действует герой, и найдите ракурсы, в которых вы хотите в дальнейшем снять происходящее. 

3. Сьемка

Учитесь снимать самостоятельно. Это очень важно, чтобы предельно четко понимать, что вы хотите от картинки. Запишитесь на курсы по фотоискусству. Именно классическая фотография, а не телевизионное операторское искусство, помогут рассказать историю без применения авторского текста. Начните с лаконичных тем, которые позволят натренировать ваше видение. Снимайте на фотоаппарат или на небольшую камеру, которые не создадут преграды между вами и героями. Следуйте за героями повсюду, запаситесь аккумуляторами и не выключайте камеру! Все самое интересное начинает происходить, когда нажата кнопка «выкл». Не бойтесь длинных планов, шевеленки — намного страшнее пустая статичная картинка, которую нужно обьяснять текстом. Поэтому плюньте на качество — сначала включайте запись, а потом уже выстраиваете резкость и диафрагму. Вы и ваша камера должны примелькаться, герои должны перестать замечать ваше присутствие. Теперь про звук — следите не только за тем, что происходит в кадре, но и что вы слышите по периметру. Включите интуицию! Что произойдет через 10 секунд, если за вашей спиной послышался звук военного вертолета? Обратите внимание на качество записанного звука. Большинство истории — это не специально записанные интервью, а живые события, «лайфы», и качество звука в них будет определять впечатление от фильма. Поэтому используйте хороший накамерный микрофон-пушку и заранее проверяйте качество звука.

4. Команда

Люди, которые с вами работают, не должны быть случайными исполнителями. Поэтому отнеситесь к подбору команды очень тщательно. Оператор, если вы работаете с оператором, должен снимать лучше, чем вы сами, а никак не наоборот. Он должен так полюбить тему и проникнуться ею, чтобы работать самостоятельно. Покажите вашему оператору пару-тройку документальных фильмов под стаканчик виски в гостиннице! Посмотрите с ним его и ваше видео, снятое сегодня, и разберите его на предмет вашего авторского видения. Помните — хоть оператор и снимает лучше, это полностью ВАШЕ кино, и он не должен создавать помехи своим черезмерным авторским видением, особенно в процессе сьемки. Водитель, если он есть у вас в команде, должен быть бесстрашным и способным не растеряться и проехать под минометным огнем на скорости 180 километров в час. А вы сами, в первую очередь, должны обеспечить безопасность этих людей во время съемок ЛЮБОЙ темы. 

5. Герои

Кого бы вы не снимали, вы должны полюбить ваших героев. Необходимо подняться или спуститься на их уровень, чтобы они начали вам доверять и открываться, жить своей обычной жизнью. Исследуйте их жизнь, мечты, планы, работу и отдых. Герои, их яркость и события, которые с ними происходят сейчас — это и есть ваш фильм. Ваш рассказ и объяснение темы идут через этих людей. Думайте заранее над драматургией, подгадывайте время сьемок к масштабным событиям в жизни ваших персонажей. 

Герои, их яркость и события, которые с ними происходят сейчас — это и есть ваш фильм.  

Станислав Ясинский
Корреспондент ТСН-Тиждень

6.Работа во времени

В большинстве случаев вы не снимете фильм за один раз. Настраивайтесь проживать часть вашей жизни с героями. Снимайте их год, два, зимой, летом, в холод и в жару. Смотрите, как растут их дети. Перебирайте их старые фотографии. Рабочий материал некоторых фильмов — это сотни часов видео. Привыкайте мыслить масштабно.

7.Работа в пространстве

Используйте максимум возможностей натуры, делайте места декорациями! Снимаете героев осенью на даче — попросите их развести костер, добавьте в пространство тепло. Курят — так пусть курят в кадре! Но при этом не забывайте об уместности — делайте только то, что ваши герои могут сделать и без вас. Очень сложно сказать себе — все, снято! Учитесь ставить точку, понимать, когда достаточно. 

8. Монтаж

Учитесь монтировать — это не менее важно, чем снимать. Если будете учить по одной кнопке монтажной программы в день, то вам хватит полугода для овладения всеми функциями! Но помните — главный спецэффект при монтаже — это простая склейка! Разложите событие на монтажном столе. Смотрите на него по-новому, сразу отсекая лишие места. Ваш первый драфт — это несколько часов хорошо порезанного интересного видео, которые можно посмотреть вместе с продюсером или просто с толковыми друзьями, чтобы проверить — как работает, как держит еще сырое кино.

9. Динамика

На основе первого драфта продумайте ваш фильм. Мне в этом очень помогают цветные стикеры, на которых я пишу названия эпизодов, которые будут в вашем фильме. Хронометраж каждого — от 3 до 10 минут. Смонтируйте ваши эпизоды, на основе первого драфта это делать намного проще, чем из чернового материала. А потом, сначала на бумаге, попробуйте создать динамичную драматургию, стыкуя самые динамичные эпизоды с более ровными, равномерно распределяя напряжение и увеличивая его ближе к концу фильма. Сделав это, начинайте нещадно резать и коротить ваше кино. Из полутора часов оставьте 50 минут, но таких, чтобы зритель не мог позволить себе отойти в туалет! В процессе монтажа вы будете смотреть ваше творение десятки раз. И постоянно будете находить новых блох. Поэтому установите дедлайн — например 10 дней. К концу этого срока фильм должен быть готов. До этого должны быть также готовы музыкальное и графическое оформление. 

Из полутора часов оставьте 50 минут, но таких, чтобы зритель не мог позволить себе отойти в туалет! 

10. Презентация.

Это очень важно. Будьте уверены, что вам придется самому заботиться о презентации вашего кино, договариваться с залом, звать гостей, вести рекламную компанию. Вы сделали хорошее кино, теперь очень важно, чтобы его увидели как можно больше людей. По возможности еще перед началом монтажа начинайте переговоры с дистрибьюторскими кинокомпаниями — они займутся отправкой фильма на фестивали и, возможно, прокатом в кинотеатрах. Поэтому найдите полдня и смонтируйте минутный и полуминутный тизеры из самых крутых моментов, которые вы можете показать с гордостью. 

Расскажите друзьям про новость