По данным глобального объединения организаций, занимающихся проверкой фактов, YouTube является основным каналом дезинформации во всем мире и делает недостаточно для борьбы с распространением лжи на своей платформе.
В письме, подписанном более чем 80 группами, в том числе Full Fact и Fact Checker от Washington Post, говорится, что на видеоплатформе размещается контент групп, в том числе Doctors for the Truth, которые распространяют дезинформацию о Covid, и видео, поддерживающие обманчивое повествование во время президентских выборов в США.
«YouTube позволяет мошенникам использовать свою платформу в качестве оружия для манипулирования и эксплуатации других, а также для сбора средств. Нынешние меры оказываются недостаточными», — говорится в письме исполнительному директору YouTube Сьюзан Войжитски, в котором YouTube описывается как «основной канал» для лжи.
В письме содержится призыв к YouTube, внести четыре изменения в свою деятельность: обязательство финансировать независимые исследования дезинформационных кампаний на платформе; предоставление ссылок на опровержения внутри видеороликов, распространяющих дезинформацию; остановить его алгоритмы от поощрения нарушителей; и делать больше для борьбы с ложью в неанглоязычных видео.
В письме от специалистов по проверке фактов, которые оспаривают утверждения, сделанные правительствами стран, постами и медиа-организациями, говорится, что неспособность YouTube бороться с дезинформацией особенно заметна в странах Латинской Америки, Азии и Африки. Фрэнсис Хауген, разоблачитель Facebook, неоднократно упоминала опасения по поводу контроля безопасности на неанглоязычных рынках.
Группы по проверке фактов в Индии, Нигерии, Филиппинах и Колумбии приводят примеры ложного контента о правлении бывшего президента Филиппин Фердинанда Маркоса.
Группы представляют более 40 стран с различным уровнем финансирования. К ним относятся: Full Fact, британская благотворительная организация, Fact Checker от Washington Post, финансируемая одноименной газетой, испанская Maldita, фонд проверки фактов; и India Today, подразделение частной сети TV Today Network.
В правилах сообщества YouTube говорится, что «некоторые типы вводящего в заблуждение контента с серьезным риском вопиющего вреда» запрещены на платформе, что включает в себя рекламу вредных средств или методов лечения и вмешательство в выборы. YouTube также указывает на первую десятку стран по количеству удаленных видео, в которой преобладают страны, не говорящие на английском языке, такие как Вьетнам, Индия и Бразилия.
YouTube принял меры по подавлении дезинформации о Covid и в октябре 2020 года запретил дезинформацию о вакцинации от Covid, вскоре после того, как Facebook предпринял аналогичные действия. Год спустя он заявил, что удалит видео, распространяющие дезинформацию обо всех вакцинах.
Отвечая на письмо, Елена Эрнандес, представитель YouTube, заявила, что компания вложила значительные средства в сокращение распространения «пограничной» дезинформации, термин для контента, который близок, но не совсем пересекает черту нарушения правил платформы.
«На протяжении многих лет мы вкладывали значительные средства в политику и продукты во всех странах, где мы работаем, чтобы знакомить людей с авторитетным контентом, уменьшать распространение «пограничной» дезинформации и удалять видео, нарушающие правила», — сказала Эрнандес. «Мы добились значительного прогресса: потребление «пограничной» дезинформации значительно ниже 1% всех просмотров на YouTube, и только около 0,21% всех просмотров приходится на недопустимый контент, который мы позже удаляем. Мы всегда ищем значимые способы улучшения и будем продолжать укреплять нашу работу с сообществом по проверке фактов».