Who is who в digital-коммуникациях, и в чем фишка цифрового PR
В результате резкого увеличения спроса на цифровые услуги, стремительного развития технологий и отсутствия должной экспертизы у всех участников рынка произошла подмена понимания словосочетания «digital коммуникация». В чем же его истинная суть для MMR написал Данил Букреев, менеджер по онлайн-коммуникациям агентства «Брендком»
Определить место PR в онлайн-коммуникации и спрогнозировать тенденции развития PR-отрасли можно, рассмотрев каналы и инструменты новой цифровой среды и соотнеся их с задачами коммуникаций вообще.
Основа деятельности digital-агентств — это продакшн. Сегодня продакшн-студии разных направлений существенно реструктуризировались, сконцентрировавшись на web и мобильных технологиях. Теперь их основная задача — разработка сайтов, игр, приложений, графический и видеоконтент, новые технологичные инструменты (голограммы, интерактивные поверхности, дополненная реальность). Вторым направлением благодаря развитию технологий поисковых систем стало продвижение в поисковых системах — web-аналитика, SE0, контекстная реклама, SMM и SMO. Обратите внимание, что SMM здесь понимается как продвижение и оптимизация сайта в социальных сетях.
Креативные агентства разрабатывают рекламную концепцию бренда/услуги. Медийные агентства выполняют классическую функцию — размещение рекламы. Список рекламных площадей обогатил интернет, а также сопутствующие услуги продакшна, например, разработка баннеров. Если же без технической поддержки не обойтись, и креативщики, и медиа пользуются услугами digital-агентств или же заводят в штате собственных технических специалистов.
Коммуникация по праву остается за PR, который также не мог не отреагировать на прогресс цифровых технологий — под влиянием новой среды здесь произошли ключевые изменения. В классической модели PR основывался на неличной коммуникации с массовой аудиторией и не предполагал обратной связи в оффлайн-среде. Один из главных трендов в digital-среде — персонализация, когда общество представлено в лице конкретного пользователя. Появилась обратная связь, а главное — практически исчезли пространство и время, отделявшие специалистов от аудитории.
PR-агентства определяют для себя приоритетные задачи — построение отношений с аудиторией и четкое донесение ключевых сообщений, а затем выбирают необходимые каналы и инструменты.
Цифровая среда не охватывает большие группы аудитории, поэтому хоть и претендует на роль основной, пока остается все же дополнительной сферой public relations. Добавив к интернету огромный опыт работы с прессой и телевидением, событийный PR и работу с лидерами мнений, мы получим мощные media mix инструменты, обладающие за счет синергии каналов коммуникации самым широким охватом и серьезной силой воздействия. Digital-агентствам с их нацеленностью прежде всего на техническую сторону коммуникаций — компьютерные и цифровые технологии, программное обеспечение и пр. — такой масштаб пока не по силам.
Не менее важная функция PR в цифровой среде — генерация контента. В связи с этим журналистика стала еще более востребованной. В социальных сетях до сих пор крайне редко можно встретить страницу с уникальным, интересным контентом, ведь большая часть публикаций — перепечатки с новостных ресурсов. В этом кроется основная причина пассивности привлеченной аудитории, несмотря на ее количество. Если контент неинтересен, даже миллион просмотров — номинальный фактор. В этом главное отличие digital от PR-агентства: если digital-специалисты обеспечивают главным образом количественный масштаб, то пиарщики гарантируют качество коммуникации при не менее высоких количественных показателях.
Формирование отношений со своей аудиторией и общественностью — залог успеха коммуникации любой компании и основная задача PR. На основе дружеских, доверительных отношений даже с небольшим сообществом (например, 100 человек) можно организовывать действенные коммуникации: перформансы, флешмобы, краудсорсинговые проекты. Масштаб кампании во много раз эффективней, чем баннеры, линки и всплывающие окна. Действия, построенные на отношениях, создают искренний и эмоциональный контент, распространяемый людьми добровольно.
При разработке коммуникационной стратегии в социальных сетях важно руководствоваться построением и подержанием долгосрочных отношений с аудиторией.
Сегодня можно с уверенностью говорить, что в коммуникациях мы наблюдаем переход от количества к качеству. Эра привлечения и вовлечения аудитории завершается, и на смену ей приходит управление аудиторией путем установления крепких прозрачных отношений. Digital-практики, достигнув определенных результатов, прежде всего количественных, уступают место PR-практикам, преимущество которых в том, что они не ограничиваются цифровыми технологиями, учитывают сложный человеческий фактор, обладают широким набором коммуникационных стратегий и более гибким подходом к коммуникации как таковой.