Власти помогут General Motors купить Chrysler
Таким образом, в мировом автопроме возникнет новый крупнейший в мире автомобильный альянс, который выпустит в этом году более 12 млн. автомобилей, или 16% от общемирового выпуска (72,1 млн. единиц). Правда, обе компании, которые его создадут, сейчас практически приблизились к состоянию банкротства.
Министерство финансов рассматривает эту просьбу, и вполне вероятно, что положительное решение будет принято уже на этой неделе. Правительство США может выделить около $3 млрд. в обмен на привилегированные акции нового концерна. Такое решение американского правительства не только позволит упредить возможную покупку третьего по величине в США автопроизводителя Chrysler неамериканской компанией, но и, возможно, наладить финансовое положение всего американского автопрома.
Ранее о желании поглотить Chrysler заявило руководство французско-японского альянса Renault-Nissan, правда, совершив покупку не за счет живых денег, а через обмен акциями. GM ведет переговоры о покупке принадлежащей фонду Cerberus доли в компании Chrysler уже около месяца, однако сделка откладывается в связи с невозможностью обеспечить ее финансирование или привлечь инвестиции в период глобального кризиса и спада работы автомобильной промышленности.
Обе крупнейшие американские автокорпорации уже несколько лет констатируют многомиллиардные убытки в своем балансе. Так, по итогам 2007 г. General Motors сообщила об убытках в сумме $38,7 млрд., что стало рекордом за весь 100-летний период истории автопрома. О перспективе возможного банкротства в любой момент GM заявили аналитики банка Merrill Lynch, тогда как агентство S&P сейчас предрекает то же самое для всей «детройтской тройки» — GM, Ford и Chrysler. В минувший понедельник рейтинговое агентство Moody Investors Service снизило и без того низкий рейтинг GM, объяснив это тем, что в 2009 г. ликвидность компании, скорее всего, будет падать и дальше. По тем же причинам был снижен рейтинг Chrysler. То же самое ожидается в отношении компании Ford.
GM и Chrysler в настоящий момент также попросили правительство США принять на себя обязательства по пенсионному обеспечению их сотрудников в размере $3 млрд., а также предоставить кредитную линию для выкупа коммерческих векселей, чтобы обеспечить краткосрочную ликвидность. Однако одним из условий правительственной помощи может быть максимальное сохранение рабочих мест.
Господдержка в размере $3 млрд. равна примерно сегодняшней стоимости компании Chrysler, которая вслед за GM за последний год потеряла более двух третей своей рыночной капитализации. В этом году акции GM подешевели почти на 80%, а рыночная капитализация упала до чуть более $3 млрд.— в абсолютных показателях это ниже уровня 1929 г. В сентябре продажи компании упали на 18%, а задолженность превысила около $10 млрд.
Если сделка состоится и государственная помощь окажет свое действие, объединенный автоконцерн, частично национализированный, будет контролировать примерно треть всего американского рынка автомобилей и около 16% мирового рынка. Руководство объединенной компании будет вынуждено сразу снижать затраты по всем направлениям своей деятельности — это 11 автомобильных брендов, 11 тыс. дилеров с 97 тыс. рабочих. Формально GM пока что объявила о продаже только одного своего давнего бренда — Hummer, покупателем которого может выступить либо индийская Tata (ранее купившая бренды Jaguar и Land Rover у Ford), либо один из нескольких крупнейших китайских автоконцернов.
По оценкам экспертов, без господдержки, которая нужна уже сейчас, конвейерам осталось работать менее года: первым встанет Chrysler, потом Ford, а затем GM.
Юрий ЛУКАШИН