ПОЧЕМУ Я УШЕЛ?
Реклама — это не дизайн
Вернее, реклама это во многом не дизайн. В явном виде здесь присутствует только один вид дизайна — коммуникационный, а мне уже давно хочется пойти дальше. Больше и системнее заниматься айдентикой, проектированием, разработкой приложений и сайтов, попробовать силы в продуктовом дизайне. В digital-агентстве этим можно заниматься только время от времени и урывками, особенно, когда ты не дизайнер, а только креативный директор.
Креативный директор — это не круто
Сказал бы мне об этом кто-то лет 5 назад, я бы ему не поверил. Казалось, что это работа мечты — ты придумываешь и все, что ты придумал, воплощается в жизнь. Но оказалось, что креативный директор не придумывает все сам, хотя и подписывается под каждым проектом. Основная работа креативного директора — это встречи. Ты встречаешься с креаторами, копирайтерами, арт-директорами и дизайнерами — подсказываешь, подталкиваешь, подбадриваешь; с клиентами — слушаешь, объясняешь, подбадриваешь; с партнерами — советуешься, советуешь, бодришься. И это, в общем-то, неплохо, но мне постоянно хотелось сделать что-то своими руками, что-то большее, чем письмо или комментарий в Basecamp.
У большой компании есть свои особенности
В работе в большом агентстве много плюсов: условия работы, большие клиенты, поддержка команды, образование и профессиональный рост. Но.! Чем больше агентство, тем больше места занимают процедуры и правила. Тем выше цена твоей ошибки и инерция в принятии решений. Тем больше встреч, и больше незнакомых людей встречаются тебе в твоем же агентстве на протяжении дня.
Все это подтолкнуло меня к тому, чтобы начать заново и изменить формат своего дела и открыть вместе с арт-директором и художницей Настей Жеребецки (a.k.a Настей Птичек) небольшое дизайн-бюро.
НОВЫЙ ФОРМАТ
Дизайн-бюро
Нам с Настей близок подход к работе компании IDEO, мы рассматриваем дизайн в первую очередь, как метод, а не инструмент, опираемся в работе на дизайн-мышление и в шутку называем свой подход — инженерно-эстетическим. Нам хотелось подчеркнуть это в названии, поэтому мы остановились на дизайн-бюро, как отсылке к инженерно-конструкторским бюро.
Идеальный размер
Изначально мы видели формат, в котором было только два человека, что-то вроде нью-йоркского агентства Anton & Irene, но уже через месяц из-за количества работы, наших амбиций и нежелания отказываться от крутых проектов — начали склоняться к формату Sagmeister & Walsh, где работает десять человек. Сейчас в идеале нам хотелось бы иметь две-три автономных и мультидисциплинарных команды дизайнеров, готовых взяться за любую задачу от приложения до создания айдентики или нового продукта. Пока же нас трое + несколько друзей помогающих нам попроектно.
В чем преимущества небольшого размера
1.Люди, которых вы брифуете, это те же люди, которые делают проект, а значит меньше ошибок и «утечек» в коммуникации.
2.Можно практически не тратить время на встречи и согласования, сосредоточившись на работе.
3.В маленьких командах тяжело халтурить или делать что-то плохо — ты всегда на виду.
Вам не спрятаться. Не спрятаться, как внутри команды, так и в работе с клиентом. И это круто, так как знание того, что никто не сделает за вас вашу работу и ответственность перед членами команды и клиентом просто не позволяет делать свою работу плохо. Этот принцип также нашел отражение в нашем фирменном стиле.
Клиенты, как спільники
Мы хотим и стараемся быть «спільниками» не только внутри бюро, но и в работе, и в общении с клиентами. Из нашего опыта, хороший проект получается только тогда, когда вы с клиентом по одну сторону баррикад. Поэтому не хотим брать в команду аккаунтов или проджект-менеджеров — проект и коммуникацию всегда ведет один из партнеров, и это позволяет постоянно быть с клиентом на одной волне.
«Суета убивает ВАУ»
Это цитата Тома Питерса и принцип, которому мы стараемся следовать, но применять который на практике еще придется научиться. Как небольшому бюро, с одной стороны, нам легко выбирать проекты, и это позволяет сфокусироваться и сделать работу хорошо. А с другой стороны, неуверенность в будущем делают каждый такой выбор по-настоящему непростым. Но мы точно уверены, что меньше — это лучше, а значит — обязательно научимся.
НАД ЧЕМ ЭКСПЕРИМЕНТИРУЕМ
Можно ли быть успешным бизнесом, оставаясь при этом небольшим?
Понятно, что существует множество небольших дизайн студий, креативных агентств и компаний, но в большей части по своим финансовым результатам они не могут сравниться с большими агентствами. Можно ли стать финансово успешными, сохраняя компактный размер?
Можно ли без потери качества работать по принципу Agile?
Как отойти от waterfall-конвеера при работе над проектами, когда каждый включается только на своем этапе, а потом передает работу дальше. Как перейти к командному принципу и отойти от практики, когда существует только ограниченное число людей, которые говорят, что хорошо, а что плохо? Как это сделать и не потерять качество услуг и продуктов?
Можно ли украинскому дизайн-бюро стать успешным в Европе и США?
Как делать для западного рынка значимые проекты и быть при этом полноценным игроком, а не безвестным подрядчиком из страны третьего мира?
ПЛАНЫ И СОЖАЛЕНИЯ
О будущем
Мы стартовали совсем недавно и сейчас у нас простой и понятный этап — мы формируем свое портфолио. В работе пять разноплановых проектов и несколько тендеров.
А дальше — промо в Украине, Европе и США, новые начинания и новые выводы. Стараемся жить по принципам Agile и двигаться небольшими шагами в нужном нам направлении. В данный момент очень хочется дать утвердительные ответы на поставленные выше вопросы.
Жалею ли я?
Не сказать, что это решение далось мне легко — на его принятие ушли все три месяца творческого отпуска, который мне любезно предоставили мои партнеры. Но нет — я не жалею. Главное, что внутри есть уверенность и ощущение правильности всего происходящего. Прошлое пятилетнее приключение в Aimbulance было интересным, новое обещает быть не менее крутым