Агентства-члены МАМИ, участники рейтингов.
По оценкам аналитиков, 2015 год нельзя назвать успешным с точки зрения развития отрасли МС. Инфляция, нестабильность, внутренние процессы перестройки и адаптации сократили рынок на 2,3%. И все же по сравнению с падением в 2014 году на 33,7%, 2015 год выглядит более оптимистично. Вероятно, регулярные кризисы и постоянная турбулентность становятся объективной реальностью. Бизнес адаптируется к этим непростым условиям и выстраивает свою активность согласно ситуации. Поскольку «покращення» становится далекой перспективой, а работать все равно надо, компании очень осторожно и взвешенно «размораживают» проекты, перекраивают бюджеты, проводят тендеры, запускают активности.
Внутри отрасли агентств маркетинговых сервисов продолжается реструктуризация. Согласно отчетам участников рейтинга МАМИ, их суммарные доходы выросли на 11-13% по сравнению с предыдущим годом. Крупные игроки, которые способны и в этих условиях гарантировать клиентам высокий уровень сервиса и обеспечить кредитование, улучшили показатели. Агентства с меньшим запасом прочности оптимизируют свои ресурсы, ищут новые пути для сохранения и развития бизнеса.
Структура портфеля МС по категориям: 2015.
В приоритете — прямое стимулирование продаж (см. Табл.3). Trade Marketing занимает первое место: 45% в 2015, что на 3% больше предыдущего года. Consumer Marketing держит 26% — на 6% меньше 2014. Суммарно на эти активности приходится 71%, интерес клиентов к sales promo вполне понятен — краткосрочные и долгосрочные кампании помогают стабилизировать и даже развивать бизнес, с учетом реальности.
Внутри Trade Marketing основной акцент — стимулирование сбыта в торговых точках (см. Табл.4). Мерчандайзинг и другие активности в поле (консультанты, аудит и пр.) удерживают суммарно 58%: 30% и 28% соответственно. Работе с торговым персоналом уделяется 19% усилий, 23% приходится на прочие мероприятия трейд-маркетинга.
Популярность трейд-маркетинга объяснима: разнообразие инструментов, возможность получать и отслеживать результаты «здесь и сейчас», достаточно быстрая перестройка и адаптация программ под разные ситуации и условия выводит эту активность на первый план в условиях экономической нестабильности.
Почти на 2% увеличилась Event и спонсорская активность в текущем году — сейчас это 19%. Вполне возможно, что ощутимая доля спонсорства и ивентов объясняется стратегией компаний: удерживать и поддерживать лояльность персонала и потребителей. Кризисы проходят, а приверженность остается, и приносит дивиденты в долгосрочной перспективе.
Рейтинг агентств по доходам: места и группы 2015.
Лидером рейтинга стал ТМА Ukraine, за год поднявшись с пятого места — на первое. MAG MS (part of Media Arts Group Ukraine), хоть и отметили снижение доходов, остались на втором месте в «первом эшелоне» (см. Табл.1).
Во второй подгруппе «рванули» Prospects Ukraine и Talan Communications, поднявшись с 12 и 6 позиций. За ними следует Pulse, в прошлом году возглавлявший рейтинг. Adbakers и Clever Force переехали во вторую группу из третьей, и, кроме этого, в рейтинге больших трансформаций нет, только некоторая перетасовка. Основные игроки рынка сохранили или даже приумножили бизнес, клиентов, команды.
В рейтинге появились новички: TMSCo., ARR и Prospects Intelligence.