Ретрансляторы: новое поколение новых медиа
15 Июл 2013, 09:42

Ретрансляторы: новое поколение новых медиа

Интернет растет, прогрессируя, выплевывая один проект за другим. А медиа — нет. Почему?

Ретрансляторы: новое поколение новых медиа

Интернет растет, прогрессируя, выплевывая один проект за другим. А медиа — нет. Почему? Почему львиная доля интернет-аудитории узнает о новостях благодаря сайтам "Корреспондент" и "Укрправда", как и десять лет назад? Ведь логично, что с ростом рынка и наполнением его соками давно должны были появиться если не сотни, то десятки разнообразных по формату конкурентов, среди которых кто-то должен был отвоевать лидерские позиции.

 

На игле комфорта

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь

Ответов, как нам кажется, несколько, но до основного мы еще доберемся. Из косвенных стоит назвать размытие медиа как такового. Большинство современных теоретиков и практиков могут отнести к медиа как блогера типа Навального, с медийностью которого еще можно согласиться, так и вашу страничку в Facebook, к медийности которой вопросов куда больше.

Пожалуй, стоит остановиться и определиться с нашим пониманием "медиа", судьбу которого мы попытаемся раскрыть. Медиа — это информационная площадка, позволяющая заинтересованной аудитории получать большой пул знаний по теме без необходимости самостоятельного поиска. То есть информационные агрегаторы, такие как отмирающий Google Reader или ленты Facebook, не являются медиа хотя бы потому, что пользователю приходится выполнять половину задач журналиста-редактора — поиск информации, ее раскапывание. Тут самое время появиться читательскому замечанию, мол, некоторым нравится тратить время на поиск того, что они хотят найти.

Мы нисколько не отрицаем медийной зависимости, в которую попали некоторые любители обновить обновленный минуту назад сайт. Однако во всеусложняющейся архитектуре реальности ближайшего будущего нет времени на поиск, все больше мы будем хотеть "брать и потреблять", обрабатывать, использовать "на лету".

Ни для кого не секрет, что сегодня добрая половина отечественных интернет-СМИ убыточна и дотируема владельцами. С иглы "комфортной работы" слезают единицы — редакции зачастую дважды выгодна существующая рекламно-экономическая парадигма.

С одной стороны, в виду классической бизнес-модели бизнес "требует" классических бизнес-пиявок — начиная от полноценной бухгалтерии и заканчивая корректорами, бильд-редакторами и прочими профессиями, актуальность которых в контексте современных СМИ падает из года в год. И хорошо, если бы речь шла о "старой школе", однако сегодня на гостевых лекциях для молодых журналистов в вузах все чаще приходится слышать оправдание плохо сделанной работы в духе "Я собираюсь только писать, это же студенческий проект одиночки". Такие специалисты, отвечая после "лишь за тексты", сегодня рушат надежды последних поверивших в современное СМИ инвесторов. Две недели назад журнал Pink запустил новую социальную сеть Pink Planet: почти два десятка брендов-спонсоров подписались под проведением спецпроектов на площадке, где в качестве контента используют прямое цитирование Wikipedia. Впрочем, сейчас разговор о другом.

Как верно замечает Николас Талеб в своей "чернолебяжьей" литературе, мы с вами живем в Крайнестане, где средние показатели бывают крайне редко, а выживает лишь мелкая и самая крупная рыба (и то до поры до времени). Будущее не терпит посредственности еще больше, чем настоящее. А потому СМИ, которые водят носом по ветру, уже начали реализацию стратегий "на увеличение" или "на уменьшение".

Американские издания со столетней историей сбрасывают с себя весь консервативный скепсис и ныряют в диджитал-среду — 12 из 20 крупнейших газет США ввели у себя на сайтах платный доступ к авторским материалам. Newsweek и вовсе отказался от бренности печатной версии, став первым крупным на 100% онлайновым медиабрендом. Скорее всего, именно из этой категории и выйдут первые Ретрансляторы, к теме которых еще вернемся.

 

Информационные фрики

Отечественный рынок, судя по всему, делает ставку "на увеличение". Отсутствие серьезной конкуренции и низкие вкусовые запросы аудитории (которой зачастую и ленты друзей достаточно) приводят к желанию сайтов увеличивать "прочность среднего", в очередной раз подчеркивая "массовость" в собственной аббревиатуре СМИ. Лишь за последние пару месяцев издание "Корреспондент" добавило, мягко говоря, портальные разделы типа Lifestyle и "Просмотр кино".

Важно помнить о существовании "третьей" силы, которая всем прекрасно известна, однако ее лицо максимально анонимизировано — это массы. Сегодня новости буквально обо всем и отовсюду наиболее оперативно можно найти как раз в сети микроблогинга, было бы время и желание. Сообщение о теракте разлетается миллионным тиражом еще до того, как редактор The Guardian узнал об этом "из собственных источников". Однако без должной обработки тонны твиттер-знаний остаются мало кому нужны, согласитесь.

Масса не является медиа, однако хочет читать и быть участником сюжета одновременно.

Величина человеческого мозга, количество свободного времени, наличие желания докапываться до истины — всего этого с ростом техногенности мира становится меньше, а не больше, как мы того ожидали. Именно поэтому физически ощущается необходимость в появлении очередной медиавариации, покрывающей запросы если не высоколобой, то сознательной аудитории.

Мы называем их ретрансляторами. Это информационные фрики, посвящающие десятки часов серфингу и потреблению новой и новой информации. Люди, для которых важна сама возможность делиться открытыми инфосокровищами. Эксперты во всем и понемногу, что, впрочем, позволяет им не только потреблять, но и эффективно пережевывать добытое для своих птенцов-подписчиков.

На этом самом месте пронзительный читатель должен был бы представить себе некоего Анатолия Ульянова (создателя проектов Proza.com.ua и Looo.ch) и был бы абсолютно прав — известный в сети как dadakinder, Ульянов воплощает в себе большинство качеств приведенного выше поколения людей. К слову, его недавний манифест новых медиа во многом созвучен и с затронутыми здесь идеями.

Плеяда новых медиа в лице Guerrilla, Royal Cheese или WOS четко продемонстрировала, что инфоповод постепенно отходит на второй план, срочность и актуальность нивелируются, растет понятный интерес к развлекательной журналистике. Это не новая генерация СМИ, но понятная демонстрация медиаспроса будущего.

Выросшие в эпоху веб-панка, когда грань между профессионализмом и энтузиазмом стирается, ретрансляторы являются наиболее громкой частью аудитории — благодаря Вебу они получили столь желанное право голоса и теперь хотят говорить во всеуслышание. Влюбленность в информацию, зависимость от нее могут быть грамотно использованы — лучше других ретранслятор чувствует материал, правильнее специалистов по вирусам прогнозирует реакцию читателей, ярче других может ее подать.

Ретранслятор владеет десятком программных пакетов и стесняется указывать среди них Word и Excel. Сделать коллаж в Photoshop для грядущего материала у него занимает столько же времени, сколько и у веб-дизайнера, а знание CSS, PHP и основ баз данных находится на уровне среднего верстальщика. Путь от идеи до возможности ее реализации сокращается с такой же скоростью, как появляются все новые бесплатные инструменты для их визуализации.

Несмотря на то что мир переворачивается с ног на голову, человек остается его центром. А потому именно ретрансляторы кажутся нам искомым недостающим звеном, которое в скором будущем существенно изменит рынок СМИ. В таком свете упомянутые герои-одиночки представляют собой интерес для потенциального работодателя или партнера. Как найти таких людей?

Начните с малого, отсейте лишних. В этом вам поможет цитата из романа Роберта Хайнлайна: "Человек должен уметь переменить пеленку, спланировать план вторжения, заколоть свинью, вести корабль, построить дом, написать сонет, подвести счета, построить стену, снять мясо с костей, утешить умирающего, отдать приказ, выполнить приказ, действовать вместе и в одиночку, решать уравнения, анализировать новую проблему, разбросать навоз, запрограммировать компьютер, приготовить вкусное блюдо, биться и победить, и умирать с достоинством. Специализированны лишь насекомые".

 

Александр Можаев, Up Digital Bureau

Анна Ятель

Расскажите друзьям про новость