PR-рынок в 2009 году: оптимистичный пессимизм
24 Дек 2008, 15:49
PR

PR-рынок в 2009 году: оптимистичный пессимизм

Вялая реакция пиарщиков и профобъединений (а вернее отсутствие таковой) , плюс отсутствие консолидации на рынке, приводят к тому, что PR незаслуженно оставляют в тени, на фоне бодрых прогнозов развития той же Интернет-рекламы, BTL или DM

PR-рынок в 2009 году: оптимистичный пессимизм

Вялая реакция пиарщиков и профобъединений  (а вернее отсутствие таковой) , плюс   отсутствие консолидации  на рынке, приводят к тому, что PR незаслуженно оставляют в тени, на фоне бодрых прогнозов развития той же Интернет-рекламы, BTL  или DM.

Всеукраинская рекламная коалиция озвучила прогнозы развития рекламно-коммуникационного рынка на следующий год, сообщает Наряду с другими направлениями, в прогнозе фигурирует и рынок PR. Оценка проводилась экспертами UAPR, которые считают что в следующем году PR-отрасль в Украине, в лучшем случае, сохранит тот же объем вложений, что и в нынешнем, а именно — на уровне 408 млн. грн (в связи с постоянными изменениями курса валют, ВРК решила озвучивать прогнозы и подводить итоги в национальной валюте). Напомним, что  декабре прошлого года специалисты UAPR предполагали, что объем рынка в этом году составит 100 млн долларов, а объем рынка в 2007 году оценивали на уровне 80 млн. долл. 

Как известно, на рынке существуют и другие оценки. Многие эксперты считали, что объем украинского рынка PR в 2008 году достигнет цифры 300 млн. долл. и даже более. В частности, такого мнения придерживались эксперты Publicity Creating, компании, которая регулярно проводит различные исследования PR-рынка. Украинская PR-Лига озвучивала цифру около 150 млн. долларов.

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь

Любопытно, что судя по всему, исследование рынка пиар-услуг, проведенное Publicity Creating совместно с Бюро Маркетинговых технологий в начале 2007 года,  сильно повлияло на мнение UAPR. Если в 2006 году UAPR оценивала рынок PR на уровне всего лишь 15 млн,  в начале 2007 года давала прогноз в  20-25 млн. долларов, то в конце  2007 года объемы рынка уже оценивались на уровне 80 млн. долларов, то есть динамика развития рынка по версии Украинской Ассоциации PR в 2007 году составила более 400%. При этом, в  своих прогнозах на 2008 год, UAPR были названы темпы роста на уровне   25%- с 80 до до 100 млн. долл. С чем связаны такие резкие "скачки" в оценках (400% роста в 2007 году и  в 16 раз меньше в 2008 году)- неизвестно. Скорее всего — занижением объемов рынка  PR в Украине, в течение многих лет.

В озвученном ВРК документе отмечено, что прогноз пиар рынка на 2009 год можно делать исключительно исходя из экспертных оценок специалистов и анализа трендов, поскольку практически весь корпоративный сектор не имеет подтвержденных бюджетов на 2009 год в декабре 2008 года. Можно лишь предполагать, что объем рынка в 2009 году может сохраниться на уровне 2008 года за счет перераспределения бюджетов и услуг.   
Так, ряд компаний перераспределит рекламные бюджеты в пользу PR-бюджетов, также произойдет перераспределение среди покупаемых услуг, однако часть бюджетов так и не будет "разморожена".

При этом, стоит заметить, что какой-либо единой методики оценки рынка PR не существует, а количественные исследования ни UAPR, ни PR-Лигой — до сих пор не проводились.

Между тем, для оценки общих объемов рынка крайне важно определиться с "широтой" и "глубиной" самого рынка. Например, на западе принято считать "рынком" только гонорары специализированных структур — пиар-агентств и консалтинговых агентств в сфере PR. При этом средства, вложенные в PR компаниями самостоятельно — обычно не учитываются. Логика в таком подходе безусловно есть, но не нужно забывать, что уровень развитости и структура рынка в Украине и, например, в США — очень отличаются. У нас PR-услуги, мягко говоря, не всегда отдают на аутсорсинг — по различным оценкам от 35 до 45% компаний осуществляют пиар-деятльностью своими силами. Кроме того, в аутсорсинге пиар-услуг, к сожалению, принимают участие далеко не только пиар-агентства. Среди структур, которые "не прочь" испробовать PR-бюджетов — рекламные агентства, ивент-агентства, СМИ, пресс-центры, информагентства, BTL-агентства, консалтинговые компании и т.д.

Исходя из этого, считать рынком только гонорары пиар-агентств — некорректно. Кроме того, это не выгодно прежде всего самим операторам PR-рынка. Оставаясь в рамках десятков миллионов долларов, рынок как бы консервирует сам себя, в то время как логично было бы стремление к росту и расширению. Возможно, показывать максимальную цифру (все средства, которые тратятся компаниями-клиентами на то, что эти компании считают PR-ом-) — наиболее оптимальное решение для PR-индустрии на данный момент. Ведь так  по сути обозначается  потенциал рынка, те объемы, которые реально существуют, но пока не осваиваются пиар-структурами.

Возвращаясь к прогнозам на 2009 год, можно сказать, что возможны 3 сценария развития ситуации — оптимистический, средний и пессимистический. Цифры UAPR скорее можно отнести к среднему варианту или "чуть ниже среднего". В то время как оптимистический сценарий может принести PR-рынку от 15 до 25% роста. Кстати, примерно такие же темпы роста прогнозируют пиар-специалисты в соседней России.

Следует заметить, что объем рынка и количество операторов, число которых несомненно уменьшится,  связаны, но прямой зависимости здесь нет. А вот влияние психологического фактора операторы явно недооценивают — постоянные разговоры о кризисе и апатия ни к чему хорошему отрасль не приведут. В  ряде обзорных статей о перспективах развития отраслей экономики Украины, вышедших за последние недели в деловой прессе, неизменно звучали фразы вроде "имидж ничто", "компании не боятся за свою репутацию" и тому подобных. Вялая реакция пиарщиков и профобъединений  (а вернее отсутствие таковой) , плюс   отсутствие консолидации  на рынке, приводят к тому, что PR незаслуженно оставляют в тени, на фоне бодрых прогнозов развития той же Интернет-рекламы, BTL  или DM. За этой бодростью стоит в том числе и активная деятельность и соответствующих отраслевых объединений, и отдельных операторов. В то время как именно  PR — наиболее логичный и эффективный инструмент во время любых кризисов.

 

Рената Рид, www.publicity.kiev.ua

Расскажите друзьям про новость