22 Июл 2024, 12:38

Подмена контекста, астротурфинг и прочее: ролики осветили популярные медиаманипуляции в Украине

Google и Jigsaw запустили инициативу по медиаграмотности в Украине по борьбе с распространением дезинформации онлайн и повышения устойчивости к распространенным методам онлайн-манипуляций.

Инициатива, которая использует подход под названием «пребанкинг» (prebunking — дословно «предварительное развенчивание»), реализуется в сотрудничестве с Moonshot и авторитетными местными организациями и экспертами, в частности Центром противодействия дезинформации, Vox Ukraine, StopFake, Детектор Медиа, Суспільне и BBC Media.

Пребанкинг — это коммуникационная стратегия, направленная на повышение устойчивости к дезинформации. Ее цель — помочь аудитории распознавать и противостоять манипулятивному контенту, повышая устойчивость к дезинформации в будущем.

Компания Moonshot провела интервью, чтобы исследовать взгляды местных экспертов на дезинформацию и онлайн-безопасность, а также сделала тематический анализ данных интервью, чтобы определить общие темы дезинформации, методы манипуляции и аудитории, которые могут быть более уязвимыми или стать мишенью дезинформации. Они предоставили дальнейшее контекстное подтверждение с помощью примеров из социальных сетей на разных платформах.

Moonshot определил текущие и новые манипулятивные нарративы, которые циркулируют в Украине, и выявил следующие три основных техники манипуляции:

  • Астротурфинг (Astroturfing) — эта манипуляционная тактика предполагает создание видимости общественных движений через скоординированное, неаутентичное поведение, часто с использованием ботов или фейковых аккаунтов в социальных сетях. В украинском контексте это обычно используется для целенаправленного преследования или искусственного угнетения или усиления конкретного контента/нарративов.
  • Эмоциональная манипуляция — провоцирование сильных эмоций, таких как печаль, безнадежность, возмущение и истощение, чтобы предотвратить критическое мышление относительно темы. В украинском контексте эмоциональные манипуляции используются для усиления психологического истощения, вызванного военным конфликтом. Манипуляции часто стимулируют интенсивный страх и гнев, чтобы обострить социальные разногласия, а также для усиления существующей фрустрации по отношению к украинским институтам и военным усилиям.
  • Подмена контекста — практика извлечения информации из ее оригинального контекста для создания ложного или обманчивого нарратива. В Украине сфабрикованные или манипулятивные новостные истории распространяют путаницу относительно того, какая информация или новостные ресурсы заслуживают доверия. Дипфейки известных политиков и военных деятелей, сгенерированные искусственным интеллектом, также нацелены на граждан с призывами к капитуляции или отказу от пожертвований военным.

На основе этого исследования и при экспертной поддержке местных партнеров было создано три обучающих видео об этих трех распространенных в Украине методах манипуляции. Исследования и рекомендации экспертов помогли сформировать креативную идею, в основе которой выводы, что наиболее уязвимой аудиторией является молодежь и старшее поколение, а при оценке информации люди больше всего доверяют близким людям.

Чтобы раскрыть эти моменты, видео используются реалистичные семейные диалоги с участием известных украинских личностей и их родственников в кухонном окружении. Эта знакомая среда отражает место, где многие семьи ведут беседы. Демонстрируя разговоры о дезинформации, которые охватывают разные отношения и возрастные группы (родители-дети, супруги), цель видео научить зрителей двум вещам: как распознавать манипуляции и как защитить своих близких.

Популярные украинские личности, такие как телеведущая Маричка Падалко, артист Влад Лефлер и YouTube-ведущая Саша Гонтар вместе со своими родственниками изображают в видео типичные семейные диалоги, которые иллюстрируют каждую технику манипуляции. Такой подход поощряет зрителей вести подобные разговоры в собственных кругах семьи и друзей.

Видео по пребанкингу будут распространяться через целевые рекламные кампании на популярных платформах социальных сетей, включая аудиторию там, где она может столкнуться с онлайн-дезинформацией.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео