Подмена контекста, астротурфинг и прочее: ролики осветили популярные медиаманипуляции в Украине
22 Июл 2024, 12:38

Подмена контекста, астротурфинг и прочее: ролики осветили популярные медиаманипуляции в Украине

Google и Jigsaw запустили инициативу по медиаграмотности в Украине по борьбе с распространением дезинформации онлайн и повышения устойчивости к распространенным методам онлайн-манипуляций.

Инициатива, которая использует подход под названием «пребанкинг» (prebunking — дословно «предварительное развенчивание»), реализуется в сотрудничестве с Moonshot и авторитетными местными организациями и экспертами, в частности Центром противодействия дезинформации, Vox Ukraine, StopFake, Детектор Медиа, Суспільне и BBC Media.

Пребанкинг — это коммуникационная стратегия, направленная на повышение устойчивости к дезинформации. Ее цель — помочь аудитории распознавать и противостоять манипулятивному контенту, повышая устойчивость к дезинформации в будущем.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Компания Moonshot провела интервью, чтобы исследовать взгляды местных экспертов на дезинформацию и онлайн-безопасность, а также сделала тематический анализ данных интервью, чтобы определить общие темы дезинформации, методы манипуляции и аудитории, которые могут быть более уязвимыми или стать мишенью дезинформации. Они предоставили дальнейшее контекстное подтверждение с помощью примеров из социальных сетей на разных платформах.

Moonshot определил текущие и новые манипулятивные нарративы, которые циркулируют в Украине, и выявил следующие три основных техники манипуляции:

  • Астротурфинг (Astroturfing) — эта манипуляционная тактика предполагает создание видимости общественных движений через скоординированное, неаутентичное поведение, часто с использованием ботов или фейковых аккаунтов в социальных сетях. В украинском контексте это обычно используется для целенаправленного преследования или искусственного угнетения или усиления конкретного контента/нарративов.
  • Эмоциональная манипуляция — провоцирование сильных эмоций, таких как печаль, безнадежность, возмущение и истощение, чтобы предотвратить критическое мышление относительно темы. В украинском контексте эмоциональные манипуляции используются для усиления психологического истощения, вызванного военным конфликтом. Манипуляции часто стимулируют интенсивный страх и гнев, чтобы обострить социальные разногласия, а также для усиления существующей фрустрации по отношению к украинским институтам и военным усилиям.
  • Подмена контекста — практика извлечения информации из ее оригинального контекста для создания ложного или обманчивого нарратива. В Украине сфабрикованные или манипулятивные новостные истории распространяют путаницу относительно того, какая информация или новостные ресурсы заслуживают доверия. Дипфейки известных политиков и военных деятелей, сгенерированные искусственным интеллектом, также нацелены на граждан с призывами к капитуляции или отказу от пожертвований военным.

На основе этого исследования и при экспертной поддержке местных партнеров было создано три обучающих видео об этих трех распространенных в Украине методах манипуляции. Исследования и рекомендации экспертов помогли сформировать креативную идею, в основе которой выводы, что наиболее уязвимой аудиторией является молодежь и старшее поколение, а при оценке информации люди больше всего доверяют близким людям.

Чтобы раскрыть эти моменты, видео используются реалистичные семейные диалоги с участием известных украинских личностей и их родственников в кухонном окружении. Эта знакомая среда отражает место, где многие семьи ведут беседы. Демонстрируя разговоры о дезинформации, которые охватывают разные отношения и возрастные группы (родители-дети, супруги), цель видео научить зрителей двум вещам: как распознавать манипуляции и как защитить своих близких.

Популярные украинские личности, такие как телеведущая Маричка Падалко, артист Влад Лефлер и YouTube-ведущая Саша Гонтар вместе со своими родственниками изображают в видео типичные семейные диалоги, которые иллюстрируют каждую технику манипуляции. Такой подход поощряет зрителей вести подобные разговоры в собственных кругах семьи и друзей.

Видео по пребанкингу будут распространяться через целевые рекламные кампании на популярных платформах социальных сетей, включая аудиторию там, где она может столкнуться с онлайн-дезинформацией.

Расскажите друзьям про новость