Коронамаркетинг: остановить нельзя хайповать
21 Апр 2020, 11:30

Коронамаркетинг: остановить нельзя хайповать

Никита Пашковский, стратег креативного агентства ViViD, о том, как бренды реагировали на глобальные перемены и что нас ждет дальше

Ситуативный контент — привычная форма реакции бренда на происходящее в мире. И многие украинские компании уже давно включили в свои брифы запросы на постоянную разработку ситуативного контента, особенно в рамках SMM-стратегий.

Еще вчера мы с улыбкой на лице недоумевали от количества постов с брендовыми «ждунами», в которые порой очень нелепо интегрировался бренд. Сегодня, к сожалению, мы все стали нативной частью глобальной интеграции в кампанию под названием COVID-19.

Мировые бренды достаточно быстро отреагировали на глобальные перемены.

Одни сиюминутно обновили элементы айдентики под тэг #оставайсядома

Новость по теме
Украинские бренды изменяют логотипы и напоминают придерживаться правил карантина
mcdonalds
McDonalds
Audi
Burger King

Другие — открыли доступ к своим онлайн-продуктам

PornHub предоставил Premium-доступ всем пользователям до конца апреля.

Cases запустили бесплатный курс «Основи дизайну».

FEDORIV опубликовали в YouTube полный курс «Папа бренда».

https://www.facebook.com/andriy.fedoriv/videos/10157327609688198/

Третьи — освещают поддержку медработникам и государству в борьбе с коронавирусом

Louis Vuitton начали производить защитные маски и санитайзеры.

Coca-Cola отдали свои соцсети для информационных нужд организаций, борющихся с COVID-19.

«Сільпо» выделили 100 миллионов гривен на борьбу с коронавирусом.

https://www.facebook.com/silpo/posts/3167173563293531/

«Нова Пошта» выделили 25 миллионов гривен на оборудование и другие материалы для больниц.

https://www.facebook.com/nova.poshta.official/videos/229497248187480/

Есть и такие бренды, которые включили silent mode и попросту продолжили работать, какие бы фейки их не доставали (Corona Extra).

Конечно, бренды по-разному реагируют на происходящее в мире. Но важно учитывать желания потребителей. Какой коммуникации они хотят от брендов в период изоляции?

По данным исследования потребительских настроений Kantar лишь 8% респондентов считают, что брендам не стоит коммуницировать в период карантина. 78% потребителей хотят, чтобы бренды помогали им в повседневной жизни и почти столько же (75%) опрошенных считают, что брендам не стоит спекулировать на теме коронавируса.

На основе анализа реакций брендов и окружающих нас примеров коммуникации, мы выделили 3 основных тактических подхода к ситуативному маркетингу во время пандемии коронавируса: 

  1. Хайп и его антагонист — спекуляция

Это попытки некоторых компаний нажиться на проблеме или придать своему контенту вирусного потенциала за счет использования темы коронавируса. В случае с контентом (к примеру, Vizit condoms) потребитель может положительно отреагировать на подобного рода ситуатив, а вот с резким необоснованным ростом цен на товары и услуги — вряд ли получится достичь положительных результатов (здесь не будем называть имена). Карантин пройдет, а лояльность потребителей просто так не вернешь.

  1. Социальная и псевдосоциальная ответственность

Мы видим много примеров, когда бизнес реально помогает государству в борьбе с коронавирусом: выделяются средства на закупку необходимых медицинских средств защиты и техники (или сами изготовляют эти средства), передают свои соцсети для распространения полезной информации, помогают малому бизнесу остаться на плаву, сами являются распространителями полезной информации и помогают снять общественное напряжение.

Но есть и такие бренды, которые, например, создают дорогостоящую рекламу в «поддержку» медработников вместо того, чтобы передать эти немалые средства на реальные нужды медперсонала.

Брендам, которые хотят использовать социальный контекст в своей коммуникации, нужно прежде всего проявлять искренность: делать добрые дела и быть небезразличным к происходящему вокруг, а не бездумно подражать трендам.

Те бренды, которые не смогли найти себя в социальной активности, могут обратиться напрямую к потребителю и сделать его день жизни в изоляции немножко лучше — помочь снять нагнетающую эмоцию пандемии или сменить ее на что-нибудь более жизнеутверждающее и позитивное.

Недавний пример коммуникации Фрекен БОК «Окремо ми разом» — отличная иллюстрация того, как можно оставаться в эфире: быть небезразличным и добавлять оптимизма потребителям в столь непростое время. И, главное, — делать это от души.

  1. Адаптация

Эксперты утверждают, что именно сейчас для тех, кто умеет быстро подстраиваться под изменения, открываются новые двери и возможности. В этом контексте рассмотрим несколько примеров кейсов, в которых пандемия оказала наибольшее влияние на изменения продуктов и услуг.   

Можно ли сказать, что некоторым брендам несказанно повезло остаться в черте закона, после принятия карантинных мер на государственном уровне? Утверждать сложно, потому что действительно ответственным представителям этого бизнеса тоже приходится реорганизовывать привычные процессы с учетом санитарных норм и социальной ответственности (как минимум перед работниками).

Безусловно, текущие условия потребления вынудили многих улучшить, доработать или даже создать новые продукты.

UberEATS привлекают малый ресторанный бизнес на льготных условиях и призывают клиентов заказывать у локальных ресторанов.

MENY подняли цену на покупку второго санитезйера в 25 раз, чтобы не допустить дефицита товара.

Прогнозируемый рост спроса на курьерские службы и службы доставки еды кардинально изменил подход в их работе. Так, бесконтактная доставка стала обязательной инициативой большинства ответственных компаний не только по всему миру, но и среди украинских, таких как Dominos, Glovo, Raketa и др.

А бренды начали активно использовать партнерские связи для создания социальных инициатив и проектов.

Появились продуктовые наборы (АТБ, НОВА ПОШТА, ROZETKA), которые можно заказать онлайн и получить доставку до двери.

Заказать такой набор можно и для социально незащищенных, и тех, кто находится в группе риска по заболеванию коронавирусом (ROZETKA, НОВА ПОШТА, фонд ЖИЗНЕЛЮБ):

Новость по теме
Для соціального проєкту Rozetka, «Нова Пошта» та фонду «Життєлюб» зняли ролік pro bono

Конечно, все эти подходы не взаимоисключающие, они могут комбинироваться и дополнять друг друга.

И что дальше?

Главный вопрос, который сегодня стоит перед многими брендами: стоит ли продолжать коммуницировать? Если да, то что? Или может лучше переждать, а после — приспосабливаться к реалиям «нового посткарантинного мира»?

Единственное правильное решение сейчас — подумать о завтра. Абстрагироваться от того, что неминуемо пройдет и сосредоточиться на том, что делать после.  

Безусловно, всех нас ждет глобальная рецессия — спад экономики. И чем дольше коронавирус сопротивляется нашей борьбе, тем более затяжным этот спад может оказаться.

Профессор маркетинга Марк Ритсон приводит отличный пример возврата к привычному образу жизни после эпидемии «коровьего бешенства», от которого пострадало 160К человек (болезнь Крейтцфельда-Якоба) в 1996 году.

60% потребителей Великобритании заявили, что перестанут употреблять говядину. Евросоюз вводит запрет на ввоз британской говядины. Казалось, что на этом с говядиной покончено. Но это не так. Всего за несколько лет объем потребления говядины достиг привычного, докризисного уровня.

Брендам необходимо задуматься о том, что неизменно, о том, что было до, во время и останется с нами после пандемии, чтобы не увязнуть в болоте тактических решений и найти для себя оптимальный путь преодоления кризиса.

Сегодня у брендов есть отличная возможность повысить эффективность коммуникации за счет сохранения или даже увеличения инвестиций в рекламу. Медиа-потребление растет, конкуренты затихают, а потребители продолжают покупать.

Многие специалисты из различных сфер пророчат большие перемены в потребительских настроениях и что-то вроде «мир никогда не будет прежним». Многие сейчас говорят о том, насколько кардинально изменится потребитель и утверждают, что новые ритуалы станут привычками посткарантинного общества.

Можно ли предположить, что люди массово перейдут на удаленный формат работы, перестанут ходить в парикмахерские, пить кофе и будут по-новому относиться к реальному общению?

Все обязательно вернется в свой прежний ритм. Конечно, не без качественных перемен в рыночных отношениях и нового пользовательского опыта. В подтверждение этому китайский пример прохождения кризиса мировым брендом Nike.

Кавер: Unsplash

Расскажите друзьям про новость