Как удовлетворить потребности бизнеса с помощью Agile HR
17 Май 2019, 12:12

Как удовлетворить потребности бизнеса с помощью Agile HR

Анастасия Хижняк, Full Stack HR в Beetroot, о применении Agile-подходов в HR

Первый в Украине сертифицированный Agile HR (ICAgile Certified HR Professional – ICP-TAL) Анастасия Хижняк,  Full Stack HR в Beetroot,  о том, как применять Agile-подходы в HR и какие книги можно почитать об аджилити.  

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

Бизнес-аджилити и роль HR в нем

Мы живем в прекрасное и одновременное с тем страшное время, когда мир постоянно меняется. Постоянно слышишь о новых открытиях, новых технологиях, практиках работы, инструментах для более продуктивного общения распределенных команд. И темп инноваций только ускоряется. И чтобы оставаться конкурентоспособными в таких условиях, бизнесы тоже меняют свои принципы работы зависимо от этих изменений. Ведь из-за них то, что нормально работало еще три года тому, сегодня может оказаться пустышкой.

Бизнес-аджилити — это как раз способность компании отвечать на внешние и внутренние изменения, пересматривая свои процессы на разных уровнях, адаптируясь к текущим реалиям рынка. Три важных участника в этом процессе — те, кто видят возможные зоны для улучшений и инициируют этот процесс; спонсоры изменений, которые их поддерживают; и те, кого эти изменения затронут. Именно HR менеджеры чаще всего тесно взаимодействуют со всей этой «тройкой»:

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь
  • Они идеально подходят на роль «агентов изменений», т.к. контактируют с сотрудниками всех веток компании и могут вовремя увидеть возможную зону улучшения.
  • У HR достаточно компетенции и «веса», чтобы донести идею о необходимости изменений до руководства (или хотя бы сообщить о возможностях улучшения).
  • Они же впоследствии будут ассистировать при внедрении новых рабочих процессов.

У нас в Beetroot гибкая среда существования. Мы собираем в Украине команды для дистанционной работы с очень разными заграничными клиентами — от стартапов до проектов больших компаний. Процессы работы с командой выстраиваются индивидуально под каждого клиента, в зависимости от целей, которые они хотят достигать: частота и способ проведения performance review, пересмотры зарплат, каналы общения с командами: все это и многое другое — продукт совместной работы нашей HR команды с каждым клиентом.

Важно: это никогда не навязывание правил, а только рекомендации. Мы слушаем обе стороны — клиента и команду — и настраиваем их отношения, как музыкальный инструмент.

Бизнес аджилити напрямую связано и с тем как в компании принимаются решения. Естественно, что чем больше становится компания, тем сложнее учитывать мнения всех людей в стратегических обсуждениях. В Beetroot мы предлагаем всем желающим поучаствовать в них напрямую, если они чувствуют, что могут внести полезные предложения, или через представителей своих команд передают информацию, которая может на это решение повлиять. Зачастую ведь у людей, которые каждый день сталкиваются с проблемами, общаются с клиентами, кандидатами уже есть понимание того, что идет не так и как это можно менять. 

Многие наши теперешние практики начинались как эксперименты или инициативы небольшой группы людей, но со временем стали нашими good practices.

Мы следим за новыми практиками построения и ведения бизнеса, но не бездумно их копируем, а обсуждаем то, насколько они могут быть применимы в наших реалиях. Достаточно часто адаптируем или меняем их под себя.

Перенимать под трафарет чей-то путь к успеху все равно что купить пару модных, но жутко неудобных кроссовок: они вам малы, давят то там, то сям, да и цвет шнурков раздражает. Но вы стоически их носите — другим же подошли!

 

Аджайл и коммуникации

Изначально понятие agile было придумано для software development сферы, но со временем основные принципы и концепты аджилити стали перениматься и другими сферами. В более современной трактовке, у аджайла 4 базовые ценности: безопасность, постоянное обучение и эксперименты, необходимость своей работой приносить пользу и возможность делать всех людей, вовлеченных в процесс, невероятными. Да-да, мы нацелены не только на качественное и своевременное выполнение заказов клиента, но и на профессиональный и личностный рост, которые наши сотрудники, партнеры и клиенты могут получать в процессе работы. И, конечно же, удовольствие и радость от этого процесса. Многие компании работают и приносят прибыль, растут и без этих факторов, но для достижения аджилити именно их считают ключевыми.

Без ощущения безопасности, уверенности в своей роли, поддержке и честности коллег, ощущения стабильности дохода человек вряд ли будет экспериментировать — будет бояться неудачи, неодобрения коллег и начальства, или репутационных потерь. Если убрать из этого уравнения интерес к работе и удовольствие от нее, то получите людей, которые механически будут выполнять задачи, не стремясь к тому, чтобы делать ее качественнее.

 

Любые процессы нужно учиться делать быстро. Не в спешке, а именно оперативно и результативно, командой. Вот почему критично важно настроить коммуникации внутри компании и внешне — с вашими клиентами. Чем больше вы общаетесь, тем меньше шансов пропустить важный маячок о нужных изменениях. Например, раньше многие компании работали по принципу водопада: когда один отдел завершал свою часть работы и передавал ее дальше другим отделам. Сейчас такое возможно разве что на заводе, собирающем по деталям стиральные машины. 

Почти в любом другом секторе деятельности эффективнее другой принцип взаимодействия — работать циклами и меньшими итерациями. Отсюда — и изменения роли менеджера: сегодня у такого человека должно быть глобальное видение проекта, а его задача — помогать соединять нужных людей и следить, чтобы они двигались в правильном направлении. Классический менеджерский подход, когда один человек раздает все задания — уже окончательно в прошлом.

Со стороны работы с клиентом также все поменялось. Мы привыкли разделять клиентов и бизнес: нам приходит клиент с запросом, мы его молча сделали (мы же профи!) и показали клиенту результат. 

 

Маркетинг аджилити — это когда ты с клиентом ты постоянно коммуницируешь. Сейчас односторонняя связь сравни пустой трате времени. 

Анастасия Хижняк
Full Stack HR в Beetroot

Agile HR в Украине

Украинские компании, да и сами эйчары, зачастую видят функцию HR только как сервисную — набор определенных обязанностей и практик, которые выполняют такие специалисты: рекрутинг, онбординг, сопровождение сотрудников, решение конфликтов и т.п. Но это не ограничивает возможности тех функций, которые могут выполнять HR специалисты: они могут консультировать по поводу релевантности бизнес процессов в компании и предлагать их изменения. А это уже активное участие в стратегическом развитии компании.

Как я уже говорила, аджилити — это майндсет, а не фреймворк работы. И чтобы создавать гибкие процессы в компании, нужно менять то, как ты сам во многом смотришь на вещи. Чтобы хоть немного вылезти из этой скорлупы, можно начать с книг, тренингов и курсов. Вот мой ТОП-5 рекомендаций:

 

  1. Книга Юргена Аппело «Management 3.0: Leading Agile Developers, Developing Agile Leaders». О новой парадигме менеджмента, что можно взаимодействовать как «взрослый-взрослый» вместо «менеджер—подчиненный», учиться друг у друга, работая вместе. У «Менеджмент 3.0» есть крутой блог, где также можно найти для себя много полезного, и тренинги.
  2. Для тех, кто вообще не знаком с аджайлом, можно начать с книги Agile People: A Radical Approach for HR & Managers (That Leads to Motivated Employees) Пии-Марии Торен. По ней тоже есть серия офлайн-тренингов. Они пока не проводятся в Украине, но в ближнем зарубежье — да.
  3. Книга Дэниела Пинка «Драйв. Что на самом деле нас мотивирует». В ней автор предлагает отойти от бесполезной системы мотивации, основанной на вознаграждении за достижение результата. И перейти к мотивации, построенной на своих амбициях, небезразличии к себе и качеству своей жизни.
  4. Кому интересны основы аджилити и бизнес-аджилити, первичные знания можно получить и через scrum.ua (там есть достаточно информации и о системном мышлении и о том, как делать аджайл-компании, аджайл-лидершип).
  5. Книга Аарона Дигнана Brave New Work: Are You Ready to Reinvent Your Organization? и/или Сунила Мундры Enterprise Agility: Being Agile in a Changing World.

Расскажите друзьям про новость