1. Автоматизируйте
В какой бы сфере вы ни работали – от уличной продажи кофе до продажи интеллектуальных решений, – вам придется внедрять в бизнес автоматизацию и диджитализацию алгоритмов. Если ваша компания последовательно извлекает выгоду из технологии и способна выполнять свои функции лучше, чем конкуренты, то вы на правильном пути. Если же условный «компьютерный бот» уже делает что-то лучше, чем ваша компания, то такой бизнес вряд ли выживет. Самый яркий пример – турагентства, которые продают билеты, предлагая и оптимизируя цены на маршруты хуже, чем онлайн-сервисы.
2. Развивайте маркетинг
Роль маркетинга в малом и среднем бизнесе должна критически вырасти. В условиях, когда не все предприятия смогут позволить себе дорогие инновационные технологии, спасение нужно искать в нативной рекламе и использовании диджитал-платформ для продвижения своих услуг. Коуэн приводит в пример бизнес массажных салонов. Массажные роботы, которые массово появились на рынке, еще долго не смогут конкурировать с людьми в этой области, однако уже влияют на выручку традиционных услуг. Теперь бизнес массажисток будет зависеть не только от профессионализма, но и от того, умеют ли они продавать свою рекламу в Google.
3. Систематизируйте информацию о своем потребителе и пользуйтесь ею
Интернет-сервисы приучили потребителей, что, поделившись частью персональной информации, можно получить приятный бонус в виде более низких цен, например, или купон на скидку. Эту модель в офлайне уже начинают применять и крупные торговые центры: например, используют корзины с GPS-модулями, которые отслеживают передвижения потребителей, анализируют эту информацию и, ориентируясь на нее, регулируют цены. Подобные сервисы постепенно должны внедрять и малые предприятия. Уметь систематизировать информацию о своем потребителе (даже если это постоянный покупатель из дома за углом) – теперь новая стратегическая цель.
4. Создавайте новые персонализированные направления
По мере развития технологий и роботизации сервисов повышается спрос на персонализированные услуги и услуги премиум-класса. Личный шофер, садовник, секретарь, помощник, личный партнер – чем больше будет роботов и автоматизации в бизнесе, тем больше будут востребованы человеческие индивидуальные услуги. С каждым годом при этом их смогут позволить себе все больше потребителей. Именно поэтому малым компаниям уже сейчас стоит задуматься о создании новых, персонализированных направлений бизнеса.
5. Тщательно подбирайте персонал
«Если у вас есть необычная способность замечать и нанимать тех, кто хорошо работает с компьютером, даже если вы сами в нем совершенно не разбираетесь, современный мир сделает вас богатым», – пишет Коуэн. Малому бизнесу придется заниматься поиском персонала особенно тщательно. Конечно, он не сможет позволить себе высокооплачиваемых специалистов с глубокими знаниями в области технологий, но выбор на рынке труда должен определяться теперь в том числе и тем, как потенциальный сотрудник управляется с компьютером и смартфоном (даже если в рамках его задач ни компьютер, ни смартфон не нужны).