Факты: как война изменила новости на ТВ
10 Авг 2016, 07:20

Факты: как война изменила новости на ТВ

Отпечаток конфликта на Востоке Украины на информационной сетке

Петр Демьянчук в «Фактах» на ICTV уже 12 лет. Несмотря на такой длительный опыт в рамках единого канала, пока ничего менять не собирается. Говорит, что привык каждый день проживать вместе со страной – для него это больше миссия, нежели работа, особенно в условиях войны. О том, какой отпечаток оставляет на информационном вещании конфликт на Востоке Украины – дальше в наблюдениях Петра Демьянчука.

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

Два и больше года войны достаточно заметно повлияли на контент новостийных программ

До российской агрессии мы начинали новости с дорожно-транспортных происшествий, пожаров, ураганов или трагических событий с многочисленными жертвами. В принципе, если сейчас случается теракт или ситуация с погибшими, то это остается на первых позициях. Но пожары, ураганы и…. политики отошли на задний план. Популисты сегодня не интересны. Террористы, теракты, война на Востоке, ситуация в Европе – ныне это начало. И не менее важны сейчас внутренняя борьба в стране за цивилизованную жизнь, за человеческие ценности и самого человека, наши победы на спортивных аренах, технологии – вот главные темы.

Общество научилось анализировать, выбирать и не верить на слово

События на Майдане и тысячи погибших от рук агрессора изменили украинцев. Сделали их более бесстрашными, цельными, едиными, умными, четко осознающими чего хотят. В то же время украинцы стали более чувственными, душевными, желающими что-то менять, творить, делать. Вот и новости стали другими. Ведь мы отвечаем на запросы общества, а они стали более требовательными. Помню своих гостей до войны – политики да эксперты. А сейчас к ним добавились в большей степени священники, солдаты, музыканты-патриоты, волонтеры и….чиновники, которые рекой потекли к людям рассказывать о том, что и для чего они делают.

Помню
своих гостей до войны – политики да эксперты. А сейчас к ним добавились в
большей степени священники, солдаты, музыканты-патриоты, волонтеры

  

Петр Демьянчук
Ведущий проекта «Факты. Информационный выпуск»

Информационная журналистика – по-прежнему наука точная

Это жонглирование только фактами и аргументами, а не домыслами. Мы можем, но лишь в отдельных ситуациях, выражать свое отношение или мысли – в тексте или в интервью с гостем в студии. Не потому, что не хотим или не можем – это формат такой. Для авторских рассуждений существуют блоги, авторские программы, ток-шоу, где есть дискуссии, в которой участвует и ведущий. И он, естественно, имеет больше пространства для выводов, своего мнения и оценочных суждений.
И я не против, а только за то, чтоб ведущий высказывал свое мнение. Ведь он, фактически, – общественный деятель, имеющий свою аудиторию, образование и знания, необходимые для суждений. Но только в программах, формат которых позволяет это делать. Или на большой сцене. Повторюсь, что новости – это точная наука.

Нейтральность важна, но не всегда

Если говорить о нейтральности – то не все так просто. Да, нейтральным нужно быть и особенно, во всем, что касается партий. Но это больше во время выборов, агитации. Но страна же не только выборами живет. Если та или иная партия подает, например, антисоциальные законопроекты, то почему об этом не сказать с издевкой или добавить в текст сарказма, иронии или гневного тона в голосе? Да и не только политика интересует общество. Тем и событий очень много и ведущий, думаю, имеет право высказать свое отношение. Вот воруют в армии на еде солдат. Ну, разве можно к этому спокойно относиться, когда бойцы жизни свои отдают? Нет. Вот и текст ведущего начинается со слов: «Це просто ганебно» или «Цинічні генерали обкрадають захисників».

Соцсети – параллельная информационная реальность

Сегодня в соцсетях сидит вся Украина. И стар и млад. По последним исследованиям зарегистрировано 40 миллионов украинских аккаунтов. И больше всего – ВКонтакте и Однокласники, Фейсбук на третьем месте. Хотя, после Майдана и войны ситуация меняется. ВКонтаке и Одноклассники теряют привлекательность из-за патриотических чувств и последних решений Госдумы РФ. А вот Фейсбук вырывается на первые позиции, несмотря на то, что многие не согласны с политикой этой соцсети. Но главное не в этом. Вдумайтесь только – 40 миллионов украинских аккаунтов – это, как вторая параллельная Украина. Она живет, дышит, негодует и радуется, плачет и утирает слезы, клеймит, принимает решения, требует и указывает власти на ошибки, зовет на митинги и многое другое. Это живой организм, действия которого реально отображаются на жизни реальной страны. Сегодня уже никого не удивляет, когда политикам приходится идти на уступки или отменять свои решения из-за большой волны негодования в соцсетях. И принимают они это достаточно серьёзно. 

Еще в самом начале «новой» Украины, Арсена Авакова называли «фейсбучным министром». Его нигде не было, а в Фейсбуке был. А теперь, чиновники разного ранга, депутаты, да целые страницы ведомств – все это есть в соцсетях для донесения информации, пиара и войн политических групп. Но баталии за электорат идут не только среди власть имущих. Ведутся информационные войны между странами – в данном времени Украины и России за мозги людей. Есть целые армии ботов, вбрасывающих в нужное время нужную информацию. Так что соцсети – это, как поле битвы, где тоже нужно быть солдатом. Ибо если не мы, то они эффективно используют это многомиллионное поле для распространения дезинформации. А значит, и влияния на мнения людей. Война идет также между людьми и группами, которые имеют разные взгляды и разные интересы. Патриоты, националисты и отпетые украинофобы – это вечная история «любви».

Сегодня уже никого не удивляет, когда политикам приходится идти на
уступки или отменять свои решения из-за большой волны негодования в соцсетях 

Петр Демьянчук
Ведущий проекта «Факты. Информационный выпуск»

Профессиональность каждого журналиста зависит от его источников информации и умения правильно ее подать. Ведь если ваш материал лучше: в нем больше сторон, больше граней, больше экспертов, то и зритель будет более поинформированными. И, выбирая каналы или издания, будет выбирать вас. А от этого и телекомпании, и самому журналист лучше. Если ведущий больше знает – его больше ценят. По сути, ведущий – тоже журналист. Просто работает в другом амплуа. Да и вообще: я считаю, что ведущий информационных программ должен съесть журналистского хлеба, чтобы не выглядеть на экране только красивой говорящей головой. 

Ведущий должен быть вооружен знаниями, опытом, своими людьми в разных органах власти, уметь анализировать события и иметь верную информацию о событиях и, желательно, о собеседнике, чтобы ставить на место, не прибегая к оценочным суждениям или оскорблениям. И нужно всегда держать собеседника на мушке, слушать, дабы вести разговор в нужном русле. Ведь вы – ведущий, а он, выходит, ведомый. 

Что касается моих источников информации, то они традиционные: новостийные ленты, официальные документы, звонки людей, собственные наблюдения, но главное – это свои агенты, знакомые люди или, как теперь говорят, инсайдеры в разных органах власти, той или иной организации и, конечно, эксперты. И чем больше таких людей – тем лучше!

Расскажите друзьям про новость