Юрко Гуцуляк: «Об украинском дизайне пока говорить рано»
В конце мая в рамках Фестиваля Европейского Дизайна (ED Festival) состоялась European Design Conference 2010. Впервые в этом году на конференции была представлена Украина в лице молодого украинского дизайнера Юрка Гуцуляка. ED Conference является своеобразным форумом, объединяющий лучших представителей мирового дизайнерского сообщества Европы.
Своими впечатлениями об этом событии поделился с порталом reklama-mama.kiev.ua Юрко Гуцуляк, недавно приехавший оттуда.
RM: Стандартный вопрос: самое яркое впечатление от поездки? Что в первую очередь хочется рассказать друзьям и знакомым о Фестивале?
ЮГ: Самое яркое впечатление — это то, что, как оказалось, я могу шутить на английском языке со сцены. Я сильно переживал по поводу своего английского, но все прошло успешно. Многие дизайнеры подходили ко мне после моей лекции и восхищались моими работами. Причем это были не просто дружелюбные студенты, а представители агентств первой величины.
RM: Конференция собрала лучших представителей мирового дизайнерского сообщества Европы. Какие темы обсуждались? Насколько они актуальны в Украине?
ЮГ: Каждый докладчик ED Conference демонстрировал, а иногда и объяснял свой уникальный путь в дизайне, свой подход к работе и свой стиль. По сути каждый предлагал отдельную тему: то, что, по его мнению, могло быть интересным европейскому дизайнерскому сообществу. На конференции были представлены самые разнообразные проекты: как те, которые требуют академических знаний и созданы на основе сложившихся традиций, так и те, которые созданы с помощью чистого эксперимента и поиска, инноваций. Программа конференции всегда строится так, чтобы показать разнообразие дизайна не только по стилям, но и по его видам: айдентика, иллюстрация, книжный дизайн, плакаты, интерактивный дизайн, инфографика, каллиграфия и многое другое.
Безусловно, все темы конференции актуальны для Украины. С одной стороны, наша страна не может похвастаться высокой визуальной культурой, с другой — существует огромная потребность в качественных дизайнерских решениях. Хотя понятие качественного дизайна в Украине все еще призрачно.
RM: Знают ли в Европе Украину как страну со своей культурой дизайна? Когда о Вас говорили, что Вы представляете Украину, какие были ассоциации?
ЮГ: Конечно же, Украина как страна дизайна в Европе совсем никому не известна и никаких ассоциаций вообще не вызывает. Но, все-таки, когда я выходил на сцену, меня представили как уникального гостя и подчеркнули, что дизайнеры из восточной Европы уже традиционно стали своего рода изюминкой конференции. Имелись ввиду прошлогодние лекции Pet Punk из Вильнюса и Эрика Белоусова (Ostengruppe) из Москвы, которые получили позитивные отклики. Я понял, что после такого представления должен быть на высоте.
RM: Можно ли говорить об украинском дизайне как части дизайна европейского?
ЮГ: Я думаю, что об украинском дизайне пока говорить рано. Национальный дизайн — это не один человек и не десять; визуальная школа формируется не за пару лет.
RM: Может ли Фестиваль Европейского Дизайна пройти в Украине? Что для этого нужно?
ЮГ: Чтобы фестиваль Европейского дизайна прошел в Украине, необходимо, чтобы наша страна стала привлекательной как дизайн-пространство для искушенных европейцев. Традиционно ED Festival проводится в странах, известных своими многолетними традициями в дизайне, как, например Швеция, Швейцария, Голландия. Это страны, которые создали свой уникальный стиль и стали значимыми в рамках европейской культуры. Страна, где проходит Фестиваль, должна заинтересовать организаторов своими выставками и мероприятиями, которые послужат привлекательным фоном для грандиозного события.
RM: Вы посмотрели на работы ведущих специалистов в области дизайна, пообщались с самими дизайнерами. Можете сказать, в чем разница между работами европейского Фестиваля и украинского? Насколько отличается уровень работ и, если отличается существенно, то в чем, на Ваш взгляд, причина такого различия?
ЮГ: Работы отличаются очень существенно: уровень европейских работ значительно выше. Европейские работы более целостные и масштабные. Основное отличие — в естественности работ и их уместности. Европейцы создают свои работы так, как они чувствуют. Они «разговаривают с помощью изображений» и не пытаются подражать; они работают по велению сердца.
RM: Какие тенденции в дизайне Вы для себя отметили на фестивале?
ЮГ: Основная тенденция стара как мир — это чистота коммуникации и точность сообщения. Задача дизайна — не украшать, а коммуницировать. Это очень важный момент, который украинцы отказываются понимать. Если говорить о стилях и приемах, то у каждого — свой стиль.
RM: Работа, которую Вы увидели на Фестивале, и захотели бы быть ее автором — это…
ЮГ: Я бы не хотел стать автором чужих работ. Могу назвать только презентации этого года, которые вдохновили меня. Это потрясающие проекты от Moving Brands (Великобритания), наивные и ни на что не похожие иллюстрации Kustaa Saksi (Финляндия), достаточно смелые находки от Raffinerie (Швейцария) и, конечно же, легенда графического дизайна Gert Dumbar (Голландия).
Справка: Юрко Гуцуляк — арт-директор и совладелец Студии графического дизайна Юрка Гуцуляка (Киев, Украина), президент Art Directors Club Украина.
За период существования студии (студия основана в 2005 году) удостоен более 30 международных наград в сфере дизайна и рекламы. Самые престижные среди них — Epica Awards, European Design Awards, Golden Drum, Communications Arts, ADI Awards, HOW.
Юрко Гуцуляк является первым в истории Украины и пока единственны обладателем Золотой награды Epica Awards. Его работы публикуются в самых успешных изданиях о дизайне по всему миру, а также экспонируются в музеях и галереях Франции, Польши, Мексики и Китая.