Измерить дизайн: 10 категорий оценки
Хороший дизайн — это хороший бизнес» сказал как-то Томас Уотсон, президент IBM. Чтобы построить хороший бизнес, надо оценивать, измерять и планировать, в том числе и включать в свой план «дизайн». Дизайн-менеджмент не одно десятилетие решает вопросы оценки вклада дизайна в бизнес-процесс. Кому-то из компаний это удается (например, Nokia или P&G) — внутренняя статистика по проектам, успехам и неудачам вместе с дизайном ведется в течение нескольких лет, позволяя делать выводы о том, какие результаты принес дизайн. Кто-то еще только осознает роль дизайна в бизнесе.
Магической формулы расчета, конечно, нет. И все-таки, можно ли «измерить» полезность дизайна? Обобщая опыт исследований и практики, Томас Локвуд, президент Design Management Institute, предлагает 10 категорий оценки дизайна (T. Lockwood Design Value: A Framework for Measurement. Design Management Institute Review, V.18, N.4, Fall 2007), с помощью которых можно выделить и измерить вклад дизайна в бизнес. Где-то можно сделать качественную оценку, а где-то — количественную. Перечисление скорее похоже на китайскую классификацию животных. На первый взгляд, в ней нет единой системной логики привычных «типологий», «систем» и «матриц», созданных по одному принципу. Однако ценность «10 категорий» заключается в том, что она «схватывает» те области, в которых дизайн наиболее значимо вкладывается в успех компании и ее конкурентоспособность. Чистая практика, никакой теории.
#1. Дизайн влияет на процесс покупки / эмоции. Хартмут Эсслингер, основатель frog design: «Деньги покупают, но эмоции продают». Бренд, который продает эмоции, делает это с помощью уникального дизайна, который, как звено в цепочке, соединяет покупателя и продукт. Старый добрый пример, который можно отнести сразу к нескольким категориям создания ценности — Starbucks. В конце 80-х, на американском рынке кофе доминировали 3 игрока — General Foods, Nestle, P&G. Кофе продавали в обычных закусочных, мини-кафе и «столовых». Это было обычно и дешево — 1$ за чашку. Пришел Starbucks и стал продавать чашку за 3$, но в интерьерах, оформленных по новой дизайн-концепции со скромной роскошью «парижского кафе на улице Лафайет» или «миланской кондитерской». Переворот создала стратегия и ее грамотное воплощение в дизайне. Теперь продавать стали не кофе, а «место для встречи», «статусный отдых» и «креативную атмосферу». За эмоции готовы платить, и часто хорошую цену, поэтому дизайн помогает «создавать добавленную стоимость», в том числе напрямую формируя дополнительную наценку на продукт. В истории «Доктор Дизель» цена продукта выросла с 17 до 25 рублей после смены стратегии, также, как и продажи — разницу можно смело записать в актив дизайна.
#2. Дизайн позволяет развивать стратегию / открывать новые рынки.
#3. Дизайн формирует имидж бренда и корпоративной репутации. Бренд и брендинговая стратегия воплощаются в дизайне продукта или услуги, который на уровне общения с потребителем начинает «работать», выполняя стратегические задачи. Яркие примеры имиджевой роли дизайна и его значимости — практически во всех премиум-брендах. Часы, одежда, аксессуары, а также совсем непремиальные товары также формируют свой имидж с помощью дизайна. В исследовании «Роль дизайна в бизнесе», в котором приняли участие 150 российских предприятий из производства, сферы услуг и ритейла, был такой вопрос: «Какую роль дизайн и творчество сыграли в бизнесе вашей компании?» На первом месте — «улучшение имиджа компании» — 18,8%, на втором — «улучшение коммуникаций с потребителем» — 14%. Вот статистика вклада дизайна в разных отраслях, которую можно использовать в собственном дизайн-планировании.
#4. Дизайн сокращает время вывода нового продукта и процесс разработки.
#5. Дизайн — это инвестиции, отдачу от которых можно посчитать / сокращение затрат. По данным кейса The British Design Council, органик-шоколад небольшой семейной британской компании Green & Black's продавался из рук вон плохо как продукт нишевой и специализированный. Однако, стоило изменить дизайн упаковки в 2002, чтобы через 1 год получить рост продаж в 61% при общем росте рынка всего в 1.8%. Общие продажи выросли на 789% с момента вывода нового дизайна, а доля рынка за период менее 4-х лет увеличилась с 1% до 7.4%.
#6. Дизайн формирует инновации на уровне продукта или услуги. «Инновации = творчество + коммерциализация» (формула Беттины фон Штамм — B.von Stamm. Managing innovation, design and Creativity). В России по-прежнему слово «инновация» значит что-то технологическое, очень научное, не совсем понятное и абсолютно непредсказуемое. На самом деле, все гораздо проще — инновации окружают нас в повседневной жизни. Небольшие доработки и улучшения в проекте — уже инновация, которую можно применить. Сделать продукт более удобным для потребителя? Это инновация. Главное — реализовать. Не бывает «инноваций» без их коммерческого применения, тогда это просто «идея» или «новация». Не так давно инновации делили на «революционные», «структурные», «нишевые» и «регулярные» (или «рутинные»). Потом добавилось деление на «технологические» и «дизайн-инновации» (Anthony Pannozzo, Design Management Institute Review, Fall 2007, Volume 18, Number 4). Дизайн — один из способов «создать инновацию». Во многом, об этом стали говорить вместе с успехом стратегии Apple. Компания — мировой лидер дизайн-инноваций, перечеркнувший традиционные представления о бизнес-стратегии в электронике. Мало, кто знает, что внутри Apple iPod жесткий диск и комплектующие от Toshiba и других поставщиков. А также то, что в период с 1998 по 2007 год компания тратила на технологические исследования и разработки (R&D) меньше среднего по отрасли — 5.9% против 7.6% («The Booz Allen Hamilton Global Innovation 1000: Money Isn't Everything»). Apple признается, что не собирается заниматься радикальными технологическими инновациями, а последовательно строит свою стратегию на дизайн-инновациях, использующих существующие технологические разработки. Экономический результат? Apple получает около 50% прибыли, которая сравнительно есть у Dell, например. Правда, прибыль эта поступает всего от 1/3 Dell-овских продаж. По свидетельству Хартмута Эсслингера (frog design), Apple инвестирует в поставки и дизайн — два ключевых направления развития бизнеса компании.
#7. Дизайн увеличивает удовлетворенность пользователей / формирует группы лояльных приверженцев. При слове «лояльность» первое, что приходит в голову, это «программы лояльности», которые разрабатывают банки, магазины, медицинские центры, для того, чтобы привлечь и удержать клиентов. Однако, часто сформировать лояльность с помощью акции нельзя, так как уровень сервиса или продукта, к сожалению, уже давно не устраивает «клиента» по качеству. Что является базой для лояльности? Спросите потребителей — «мне нравится этот продукт, он мне подходит», «я довольна тем, как он выглядит, приятно держать в руках», «в этом банке ко мне приветливо относятся, да, обслуживание дороже, но зато — приятно». Эмоции, ощущения, переживания, восприятие — все это создает «дизайн» — организационный, промышленный, интерьерный, графический, или других дисциплин. Не так давно появился подход к дизайну, который основан на пользовательском восприятии и видит основной задачей коммерчески успешного дизайна — «дизайн впечатлений» или «дизайн эмоций». Experience design стал вектором развития таких компаний, как IBM, Microsoft, Apple и Lenovo. По мнению Джереми Алексиса из дизайн-института Illinois Institute of Technology (IIT), именно «дизайн» создает самую настоящую долгосрочную лояльность, приверженность к бренду, продукту и компании с помощью трех ключевых инструментов: дизайн создает «отличительные особенности продукта/услуги», через дизайн формируется «эмоциональная связь», дизайн помогает построить «эффективную экономическую модель продукта/услуги». Все это можно измерить и посчитать с помощью традиционных методов исследований.
#8. Дизайн обеспечивает патентоспособность торговой марки / объекта интеллектуальной собственности.
#9. Дизайн улучшает пользовательские характеристики.
#10. Дизайн совершенствует вклад в устойчивое развитие. По данным проводимых в России опросов, концепция «sustainable development» пока не является горячей темой для бизнеса. Нет законодательной базы, строгостей экологического устава и жестких норм энергоэкономии. Все это сказывается на отсутствии дизайн-решений, которые бы внедряли для сбережения природных ресурсов или в целях заботы об окружающей среде. Для России по-прежнему проблема энергобезопасности практически отсутствует. Однако, мир живет по другим правилам. Устойчивое развитие (в большинстве случаев читай — экономия энергии и корректная утилизация) задает вектор дизайн-проектирования и ставит стратегические задачи для дизайна и дизайн-менеджмента. Зеленый дизайн / green design стал модным трендом, который, соответственно, приносит деньги. Да, зеленые решения дороги. Да, мода и современность определяют цену. Но именно поэтому, зеленый дизайн готовы покупать. По данным Британского Совета по Дизайну, экологичность в дизайне материала или имиджа позволяет сделать наценку, в среднем от 10 до 30% на продукт, при этом работая в отдельной рыночной нише с высокими показателями роста. Понимание вклада дизайна в бизнес-процесс создает пространство для эффективного дизайн-менеджмента, для построения бизнес-стратегии вместе с дизайном. Может, в российской практике уже создаются новые формы полезности дизайна? И они более значимы, чем эти 10, которые сложились зарубежом?