Измерить дизайн: 10 категорий оценки
08 Сен 2009, 08:40

Измерить дизайн: 10 категорий оценки

Дизайн-менеджмент не одно десятилетие решает вопросы оценки вклада дизайна в бизнес-процесс. Кому-то из компаний это удается (например, Nokia или P&G) — внутренняя статистика по проектам, успехам и неудачам вместе с дизайном ведется в течение нескольких л

Измерить дизайн: 10 категорий оценки

Хороший дизайн — это хороший бизнес» сказал как-то Томас Уотсон, президент IBM. Чтобы построить хороший бизнес, надо оценивать, измерять и планировать, в том числе и включать в свой план «дизайн». Дизайн-менеджмент не одно десятилетие решает вопросы оценки вклада дизайна в бизнес-процесс. Кому-то из компаний это удается (например, Nokia или P&G) — внутренняя статистика по проектам, успехам и неудачам вместе с дизайном ведется в течение нескольких лет, позволяя делать выводы о том, какие результаты принес дизайн. Кто-то еще только осознает роль дизайна в бизнесе.
Магической формулы расчета, конечно, нет. И все-таки, можно ли «измерить» полезность дизайна? Обобщая опыт исследований и практики, Томас Локвуд, президент Design Management Institute, предлагает 10 категорий оценки дизайна (T. Lockwood Design Value: A Framework for Measurement. Design Management Institute Review, V.18, N.4, Fall 2007), с помощью которых можно выделить и измерить вклад дизайна в бизнес. Где-то можно сделать качественную оценку, а где-то — количественную.   Перечисление скорее похоже на китайскую классификацию животных. На первый взгляд, в ней нет единой системной логики привычных «типологий», «систем» и «матриц», созданных по одному принципу. Однако ценность «10 категорий» заключается в том, что она «схватывает» те области, в которых дизайн наиболее значимо вкладывается в успех компании и ее конкурентоспособность. Чистая практика, никакой теории.  

#1. Дизайн влияет на процесс покупки / эмоции.   Хартмут Эсслингер, основатель frog design: «Деньги покупают, но эмоции продают».   Бренд, который продает эмоции, делает это с помощью уникального дизайна, который, как звено в цепочке, соединяет покупателя и продукт. Старый добрый пример, который можно отнести сразу к нескольким категориям создания ценности — Starbucks. В конце 80-х, на американском рынке кофе доминировали 3 игрока — General Foods, Nestle, P&G. Кофе продавали в обычных закусочных, мини-кафе и «столовых». Это было обычно и дешево — 1$ за чашку. Пришел Starbucks и стал продавать чашку за 3$, но в интерьерах, оформленных по новой дизайн-концепции со скромной роскошью «парижского кафе на улице Лафайет» или «миланской кондитерской». Переворот создала стратегия и ее грамотное воплощение в дизайне. Теперь продавать стали не кофе, а «место для встречи», «статусный отдых» и «креативную атмосферу».   За эмоции готовы платить, и часто хорошую цену, поэтому дизайн помогает «создавать добавленную стоимость», в том числе напрямую формируя дополнительную наценку на продукт. В истории «Доктор Дизель» цена продукта выросла с 17 до 25 рублей после смены стратегии, также, как и продажи — разницу можно смело записать в актив дизайна.  

#2. Дизайн позволяет развивать стратегию / открывать новые рынки.   Принципиально новый дизайн Dyson Cyclone Cleaner, пылесоса, на который его создатель Джеймс Дайсон потратил 5 лет и 5127 прототипов, не впечатлил Hoover, Philips и Electrolux. Пришлось создавать свою компанию и открывать новый рынок. Сейчас ежегодный оборот Dyson составляет более 300 млн. долларов, марка представлена в 24 странах. По признанию самого Дайсона, дизайнера по образованию, дизайн помог ему стать первооткрывателем, построить новую стратегию и открыть рынок, которого не было.   British Airways с помощью одного только дизайна кресел в салоне самолета, которые могут полностью раскладываться, превращаясь в полноценное спальное место для длительных перелетов, отобрал у европейских конкурентов 15% пассажирского трафика. Теперь можно было выбирать — лететь в обычном кресле, свернувшись калачиком и с болью в спине, или комфортно разложиться, прибыв на место в добром здравии и с отличным настроением. Новинка стала изюминкой комплексной программы продаж British Airways, что положительно сказалось на финансовых результатах компании и вывело ее в лидеры рынка дальних перелетов.    

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

#3. Дизайн формирует имидж бренда и корпоративной репутации.   Бренд и брендинговая стратегия воплощаются в дизайне продукта или услуги, который на уровне общения с потребителем начинает «работать», выполняя стратегические задачи. Яркие примеры имиджевой роли дизайна и его значимости — практически во всех премиум-брендах. Часы, одежда, аксессуары, а также совсем непремиальные товары также формируют свой имидж с помощью дизайна. В исследовании «Роль дизайна в бизнесе», в котором приняли участие 150 российских предприятий из производства, сферы услуг и ритейла, был такой вопрос: «Какую роль дизайн и творчество сыграли в бизнесе вашей компании?» На первом месте — «улучшение имиджа компании» — 18,8%, на втором — «улучшение коммуникаций с потребителем» — 14%. Вот статистика вклада дизайна в разных отраслях, которую можно использовать в собственном дизайн-планировании.   Например, для банковской сферы дизайн имеет решающее значение в стратегии коммуникации с потребителем, он становится инструментом «опредмечивания» услуг банка, которые с помощью дизайна можно «потрогать», «ощутить», «увидеть» и, в целом, «воспринять».   На недавних российских фокус-группах по банковскому ритейлу, где мне случилось присутствовать, Райффайзен Банк стал лидером по узнаваемости — его «черно-желтые» дизайн-материалы потребители могли с удивительной точностью описать и связать с имиджем «немецкой надежности».   Канадский Umpqua bank — яркий пример дизайн-менеджмента в отрасли. Они взяли дизайн на вооружение в свою бизнес-стратегию и в 2003 году решили поменять весь experience от общения посетителя с банком. Что это принесло? За 2.5 года Umpqua bank занял первое место на рынке банковских депозитов для частных лиц с долей в 43%. При этом изменение интерьера первого флагманского салона принесло компании в несколько раз больше, чем ожидалось — вместо 13-15 млн. $ клиенты принесли в филиал 30 млн. $. Рэй Дэвис, President and CEO, Umpqua Holdings Corporation говорит: «Так что, конечно, инвестиции в дизайн окупились — не только ростом компании и деньгами, но и всем имиджем».(Design and Economic Development at Umpqua Bank: An Interview with Ray Davis by Steve McCallion Design Management Institute Review, V.15, N.4, Fall 2007).  

#4. Дизайн сокращает время вывода нового продукта и процесс разработки.   А также позволяет экономить на логистике. Один из пунктов дизайн-программы ИКЕА для разработчиков — «особенности транспортировки», в которых прописаны требования к продуктам дизайна в сложенном виде. Экономия ИКЕА на транспортировке и складировании каждой упаковки в 3-4 раза превышает отраслевые показатели стандартных торговых комплексов и производителей мебели.   Так, оптимизация дизайн-процесса помогает серьезно сократить время разработки нового продукта. Для BMW введение компьютерных технологий моделирования и стайлинга (CAS-системы), а также проверки дефектов экстерьера и интерьера корпуса сократило сроки разработки новой модели 3-ей серии на 55% и общие бюджеты проекта — на 20%. (М. Сташенко. Управление дизайном на автопредприятии. Креативный директор, № 3(15) 2009).  

#5. Дизайн — это инвестиции, отдачу от которых можно посчитать / сокращение затрат.   По данным кейса The British Design Council, органик-шоколад небольшой семейной британской компании Green & Black's продавался из рук вон плохо как продукт нишевой и специализированный. Однако, стоило изменить дизайн упаковки в 2002, чтобы через 1 год получить рост продаж в 61% при общем росте рынка всего в 1.8%. Общие продажи выросли на 789% с момента вывода нового дизайна, а доля рынка за период менее 4-х лет увеличилась с 1% до 7.4%.  

#6. Дизайн формирует инновации на уровне продукта или услуги.   «Инновации = творчество + коммерциализация» (формула Беттины фон Штамм — B.von Stamm. Managing innovation, design and Creativity). В России по-прежнему слово «инновация» значит что-то технологическое, очень научное, не совсем понятное и абсолютно непредсказуемое. На самом деле, все гораздо проще — инновации окружают нас в повседневной жизни. Небольшие доработки и улучшения в проекте — уже инновация, которую можно применить. Сделать продукт более удобным для потребителя? Это инновация. Главное — реализовать. Не бывает «инноваций» без их коммерческого применения, тогда это просто «идея» или «новация».   Не так давно инновации делили на «революционные», «структурные», «нишевые» и «регулярные» (или «рутинные»). Потом добавилось деление на «технологические» и «дизайн-инновации» (Anthony Pannozzo, Design Management Institute Review, Fall 2007, Volume 18, Number 4).   Дизайн — один из способов «создать инновацию». Во многом, об этом стали говорить вместе с успехом стратегии Apple. Компания — мировой лидер дизайн-инноваций, перечеркнувший традиционные представления о бизнес-стратегии в электронике. Мало, кто знает, что внутри Apple iPod жесткий диск и комплектующие от Toshiba и других поставщиков. А также то, что в период с 1998 по 2007 год компания тратила на технологические исследования и разработки (R&D) меньше среднего по отрасли — 5.9% против 7.6% («The Booz Allen Hamilton Global Innovation 1000: Money Isn't Everything»). Apple признается, что не собирается заниматься радикальными технологическими инновациями, а последовательно строит свою стратегию на дизайн-инновациях, использующих существующие технологические разработки. Экономический результат? Apple получает около 50% прибыли, которая сравнительно есть у Dell, например. Правда, прибыль эта поступает всего от 1/3 Dell-овских продаж. По свидетельству Хартмута Эсслингера (frog design), Apple инвестирует в поставки и дизайн — два ключевых направления развития бизнеса компании.  

#7. Дизайн увеличивает удовлетворенность пользователей / формирует группы лояльных приверженцев.   При слове «лояльность» первое, что приходит в голову, это «программы лояльности», которые разрабатывают банки, магазины, медицинские центры, для того, чтобы привлечь и удержать клиентов. Однако, часто сформировать лояльность с помощью акции нельзя, так как уровень сервиса или продукта, к сожалению, уже давно не устраивает «клиента» по качеству. Что является базой для лояльности? Спросите потребителей — «мне нравится этот продукт, он мне подходит», «я довольна тем, как он выглядит, приятно держать в руках», «в этом банке ко мне приветливо относятся, да, обслуживание дороже, но зато — приятно». Эмоции, ощущения, переживания, восприятие — все это создает «дизайн» — организационный, промышленный, интерьерный, графический, или других дисциплин. Не так давно появился подход к дизайну, который основан на пользовательском восприятии и видит основной задачей коммерчески успешного дизайна — «дизайн впечатлений» или «дизайн эмоций». Experience design стал вектором развития таких компаний, как IBM, Microsoft, Apple и Lenovo.   По мнению Джереми Алексиса из дизайн-института Illinois Institute of Technology (IIT), именно «дизайн» создает самую настоящую долгосрочную лояльность, приверженность к бренду, продукту и компании с помощью трех ключевых инструментов: дизайн создает «отличительные особенности продукта/услуги», через дизайн формируется «эмоциональная связь», дизайн помогает построить «эффективную экономическую модель продукта/услуги». Все это можно измерить и посчитать с помощью традиционных методов исследований.  

#8. Дизайн обеспечивает патентоспособность торговой марки / объекта интеллектуальной собственности.   Принципиально новый дизайн Dyson Cyclone Cleaner, пылесоса, на который его создатель Джеймс Дайсон потратил 5 лет и 5127 прототипов, не впечатлил Hoover, Philips и Electrolux. Пришлось создавать свою компанию и открывать новый рынок. Сейчас ежегодный оборот Dyson составляет более 300 млн. долларов, марка представлена в 24 странах. По признанию самого Дайсона, дизайнера по образованию, дизайн помог ему стать первооткрывателем, построить новую стратегию и открыть рынок, которого не было.   Джеймс Конли (Inventing Brands: Opportunities at the Nexus of Semiotics and Intellectual Property Design Management Institute Review, V.19, N.2, Spring 2008), профессор центра исследований и инноваций в Kellog School of Management, уверен, что интеллектуальная собственность также создается через дизайн. Патенты, права, торговые марки, охраноспособные и созданные с помощью дизайна — практически вечный нематериальный актив, который наращивает свою стоимость со временем.   Например, бренд Apple был создан с помощью дизайн-инновации, которая первично зарегистрирована в американском патенте № 6731312. Что было запатентовано? Не только первая модель дизайна корпуса, но и главная отличительная черта — функция и дизайн веб-интерфейса iTunes, который стал отличительной чертой патента. Начиная с 2001 года на основе этого патента был создан целый ряд моделей Apple.  

#9. Дизайн улучшает пользовательские характеристики.   Продавать «удобство»? Стоит посмотреть, как это делает ИКЕА. Есть разница между чайной кружкой ИКЕА от дизайнера Сьюзан Прюк и обычной чайной кружкой? Есть. Первую удобно держать и в ней есть сток воды на донышке, так, что после сушки в посудомоечной машине вы не обольете себя. Со второй все сложнее: бывает, она просто неустойчива, а бывает — неудобная ручка, которая «ломает пальцы» и приводит к неприятной встрече с горячими краями. И стока для воды, конечно, нет. А еще — она дешевле обычной аналогичного материала и объема (79 рублей за фарфоровую кружку ИКЕА/365+).   Часто между «улучшением» и «удорожанием» ставят знак равенства, однако возможность дизайна как раз заключается в том, чтобы не только «удорожать» продукт, но также искать решения, которые снизят стоимость. ИКЕА — яркий пример, где дизайн является творческим активом, помогающим строить бизнес компании в экономичном сегменте. А известный идеолог «дизайна для людей» Виктор Папанек вообще считал, что предназначение дизайна — создавать предметы, доступные каждому.  

#10. Дизайн совершенствует вклад в устойчивое развитие.   По данным проводимых в России опросов, концепция «sustainable development» пока не является горячей темой для бизнеса. Нет законодательной базы, строгостей экологического устава и жестких норм энергоэкономии. Все это сказывается на отсутствии дизайн-решений, которые бы внедряли для сбережения природных ресурсов или в целях заботы об окружающей среде. Для России по-прежнему проблема энергобезопасности практически отсутствует.   Однако, мир живет по другим правилам. Устойчивое развитие (в большинстве случаев читай — экономия энергии и корректная утилизация) задает вектор дизайн-проектирования и ставит стратегические задачи для дизайна и дизайн-менеджмента. Зеленый дизайн / green design стал модным трендом, который, соответственно, приносит деньги. Да, зеленые решения дороги. Да, мода и современность определяют цену. Но именно поэтому, зеленый дизайн готовы покупать. По данным Британского Совета по Дизайну, экологичность в дизайне материала или имиджа позволяет сделать наценку, в среднем от 10 до 30% на продукт, при этом работая в отдельной рыночной нише с высокими показателями роста.   Понимание вклада дизайна в бизнес-процесс создает пространство для эффективного дизайн-менеджмента, для построения бизнес-стратегии вместе с дизайном. Может, в российской практике уже создаются новые формы полезности дизайна? И они более значимы, чем эти 10, которые сложились зарубежом?

Расскажите друзьям про новость