Чем отличается маркетинг социальных бизнесов от коммерческих? На что стоит делать ставку, а на что нет? Что приносит самую высокую конверсию в результат?
Impact Hub Odessa существует не ради денег, а в первую очередь для осуществления социальной миссии. Все заработанные и привлеченные средства идут на реализацию социальных проектов. Социальная составляющая наших проектов — это их суть и сердцевина. Это то, «зачем» сообщество Impact Hub Odessa действует.
При этом, по процедурам маркетинг Impact Hub Odessa мало отличается от маркетинга коммерческих проектов: мы точно так же делаем ставку на сервис, профессионализм и высокий уровень наших услуг (будь то конференц-услуги, консалтинг или менторская помощь).
В определении эффективности нашей работы команда Impact Hub Odessa в первую очередь ориентируется на то положительное влияние, которое окажут проекты на сообщество. А самую высокую конверсию в результат приносят люди и команды, одержимые своими проектами, вооруженные навыками проектного менеджмента и готовые работать в новых отраслях, используя инновационные подходы.
Кто из мировых коллег является для вас бенчмарком?
Несомненно, в нашей работе мы ориентируемся на коллег из международной сети Impact Hub Network (а сегодня это почти 100 организаций на 5 континентах). Интересно, что бурный рост и украинские достижения сообщества Impact Hub Odessa за неполные четыре года его существования, вывели нас на первые позиции в Impact Hub Network по ряду параметров.
Опросы целевой аудитории показывают, что у Impact Hub Odessa очень высокие показатели рекомендаций друзьям и знакомым (9.6 из 10) и общей оценки пространства (4.5 из 5). По статистике 79.2% респондентов полностью удовлетворены взаимодействием с нашим Хабом. По этим параметрам мы превосходим наших коллег из других стран и это потрясающий результат.
Кроме того, Impact Hub Odessa входит в Топ-5 глобальной сети по количеству ценных связей, количеству часов взаимодействия с резидентами, легкости в поиске экспертов. Роль Хаба в успешности проектов наших резидентов статистически тоже очень высока.
Что было самое сложное в продвижении идей и концепций проектов, которые вы запустили?
Я вижу две сложности в продвижении идей и реализации проектов. С одной стороны, общественные активисты часто производят впечатление романтиков, не вполне стоящих ногами на земле. Они часто приходят к нам с проектами как бы лишенными «материальной оболочки». Поэтому задача наших программ (в частности, возглавляемого мною Центра образования Impact Hub Odessa) — дать инициаторам проектов конкретный бизнес-инструментарий для реализации социальных инициатив.
Вторую сложность я вижу в традиционной инертности населения Одессы. В городе очень трудно разогреть созидательную социальную энергию. Однако проекты Impact Hub Odessa все более успешно справляются с этой задачей.
В чем меряете эффективность реализованных проектов?
Мы часто повторяем, что в Impact Hub Odessa мы создаем сообщество, которое меняет мир. Именно этого мы хотим и от наших проектов: чтобы они меняли мир и оказывали благотворное влияние (impact) на жизнь как можно большего количества окружающих людей. Приоритет мы отдаем инновационным проектам. Инновационность — одна из наших ключевых ценностей.
Где деньги: за счет каких инвестиций уже четвертый год удается развиваться?
Есть перспективы выхода на самоокупаемость ?
Первоначально Impact Hub Odessa существовал на деньги инвестора. Впоследствии мы начали оказывать ряд конференц-услуг. Благодаря качественному сервису, о котором я говорил выше, мы вывели их на очень высокий для Одессы уровень. Сегодня заказов так много, что получить в свое распоряжение зал без бронирования заранее практически невозможно. При этом мы всегда стараемся помнить о главной социальной миссии Impact Hub Odessa. Если приходится выбирать между коммерческим и социально-значимым событием, выбор совершается в пользу второго. В последние два года нам удалось привлечь под наши проекты финансирование ряда международных программ и фондов (например, МБФ «Відродження», British Council и другие).
Расскажите о самом громком вашем проекте, которым гордитесь больше всего
Все наиболее яркие проекты Impact Hub Odessa связаны, в первую очередь, с образованием. Большую работу мы с сообществом уже несколько лет ведем над внедрением инноваций в школьное образование в Одесском регионе. Сегодня эти проекты сведены в программу «Лабораторії освітніх змін».
Далее — программы бизнес образования и развития социального предпринимательства. Среди них более всего горжусь проектом бизнес-инкубатора для ВПЛ «Новый отсчет», выпускники которого показывают отличные результаты работающих и развивающихся бизнесов.
Наверное, стоит упомянуть также о наших урбанистических проектах (проект ревитализации городского пространства «Зеленый театр» и городской клуб «Одесса: Стратегия-2050», где поднимаются самые актуальные проблемы Одессы и создается новая стратегия городского развития.
Поделитесь, какими инновационными решениями будете удивлять Украину
В этом году в Impact Hub Odessa стартовало несколько важных проектов. Например, программа развития проектов Idea Boost. Это принципиально новый подход к работе с проектами на стыке социальных инноваций и бизнеса. Команды, приходящие в программу, получат индивидуальное сопровождение для своего проекта и уже через несколько месяцев выйдут на абсолютно новый уровень работы и эффективности. Это постоянная программа.
Это также программа Pro Bono, которая значительно усилит программы социального предпринимательства и общественные проекты.
Буквально неделю назад при поддержке МБФ «Відродження» мы провели стратегическую сессию для общественных организаций города. В рамках этой сессии обозначилось несколько инициатив, которые в ближайшее время могут воплотиться в очень интересные проекты для Одессы.
Кроме того, сейчас в рамках Impact Hub Odessa мы создаем Центр образования. Он станет методологической и ресурсной базой для развития социальных проектов как в Одессе, так и за ее пределами. Impact Hub Odessa и члены его сообщества наработали большую экспертизу в вопросах развития гражданского сектора и социального предпринимательства, которой мы будем делиться в рамках работы центра.
Важной программой этого года станет программа по развитию «третьих мест» (запрос на нее есть как в Украине, так и за ее пределами). Это будет абсолютно уникальная программа для всего региона.