Дорогое продакшн-удовольствие
Полуобнаженные загоревшие парни из рекламы Бонжур-десерт надолго запомнились украинскому зрителю, в частности его прекрасной половине. Большинство из них и не подозревает, что это французские и ливанские модели, которых они могли вовсе не увидеть, если бы съемки рекламы проходили в Украине. Выбрать Ливан как главную локацию для съемок десертов пришлось по нескольким причинам. Во-первых, сделать качественную фуд-съемку в Украине до сих пор мало кому удается, а в случае с Бонжуром эти кадры составляют едва ли не половину сюжета. К тому же в этой нарезке активно участвуют актеры, а это значит, что «шоколадную историю» нужно снимать в том же павильоне, где и основную часть. В нашей стране с таким никто еще не сталкивался — обычно эти эпизоды рекламы снимаются порознь и идут один за другим. Поэтому нужно было найти универсального режиссера, который был бы не только опытным фуд-стилистом, но и смог бы придать эротизм продукту за счет соблазнительности актеров. Во-вторых, эта кампания была приурочена к Восьмому марта и готовилась зимой, а значит, путь за весенними кадрами лежит в теплые края. Как рассказывают рекламисты, именно Ливан сегодня считается рекламной Меккой арабского мира, во многом благодаря мощной технической производственной базе. Плюс большинство жителей Бейрута говорят по-французски, так что искусственно создавать французский шарм ролику не приходилось. Благодаря мужчинам, от которых у женщин захватывает дух, и натуральным продуктовым кадрам, ролик произвел небывалый фурор и через год получил свое продолжение. В поисках неба и солнца Поиск теплых мест — наиболее популярная причина выезда украинских продакшн-команд за границу. Иногда, как признаются украинские продакшны, дешевле снять уникальные локации за рубежом, чем недели строить их в павильонах нашей страны (что в некоторых случаях невозможно). Не меньше хлопот принесет работа по замене нужных планов компьютерной графикой — есть риск, что зритель заметит дорисованные элементы. С этим столкнулись в Universalbank, когда готовился ролик с красными клубками нитей. По задумке, в нескольких эпизодах требовалось ярко-голубое небо, которое на тот момент нельзя было застать в украинских погодных реалиях. После переговоров с компьютерными дизайнерами выяснилось, что вариант «нарисовать» оказался дороже, чем проведение съемочного процесса в жаркой стране, поэтому за натурально-голубым небом команда поехала в ЮАР. Зависимость от сметы Подготовка к съемкам рекламы — это не только дорогой с финансовой точки зрения процесс, но и трудоемкий по времени и усилиям, затраченным на него, а проведение его за границей — и подавно. Обычно меньше месяца подготовка не занимает, и это главный фактор, который следует учесть при выборе заграничной локации. «Как правило, это обусловлено ограниченным трудовым днем наших коллег и большим количеством времени, которое требуется на получение различного рода разрешительной документации (от мэрии и т. д.). При работе в Украине у нас гораздо более короткие сроки подготовки проектов. Еще, что немаловажно, наши продакшны берут на себя большие риски при производстве, работая с «закрытыми» сметами, и мы чаще снимаем длинные съемочные смены, которые за рубежом стоили бы заметно дороже», — рассказывает Анна Санден, генеральный директор Lime Lite Studio. Все западные продакшны работают по принципу «открытой сметы», в результате чего за каждое небольшое изменение в процессе подготовки необходимо платить: будь то павильон другой площади или дополнительная вазочка в кадре. Поэтому заказчику нужно подготовить максимально детальный бриф, от которого будет зависеть успешность и качество работы их подрядчика. Так как в этом процессе будут задействованы еще и иностранные продакшны, смета должна быть расписана до мельчайших пунктов и предполагать дополнительные затраты на форс-мажоры. Как рассказывает Анастасия Буковская, генеральный продюсер Family TVC Production, аналогичная ситуация обстоит и с актерами — увеличение массовки хотя бы на одного человека после утвержденного плана намного дороже обойдется, как если бы это было проведено как подстраховочная затрата. «Мы недавно просчитывали один проект, где нужна была массовка на стадионе, — это стоит безумные деньги, здесь ни в коем случае нельзя ошибиться. Нужно очень четко просчитать, сколько человек понадобится для создания видимости большого скопления людей», — отмечают в Family TVC Production. Расценки за работу массовки в кадре отличаются в разы: если в Украине человеку за час платят порядка $10-15, то за рубежом это обойдется как минимум в $100. Еще одно отличие в составлении сметы — оплата работы всей без исключения команды, которая работает на площадке. Тамошние продакшны всегда включат в смету такие кадры, как офис-менеджеры, продакшн-секретари, водители для перевозки костюмов, еды, как полноценных участников съемочного процесса, вне зависимости от количества часов и дней, которые они отработали или присутствовали на площадке. Также в счет входит аренда офисного помещения, даже если переговоры в нем велись только пару часов, и в дальнейшем он не понадобился, тогда как в нашей стране этот пункт ограничивается банальными офисными принадлежностями частого использования: факс, принтер, телефон. Следует обратить внимание и на развитость тамошних профсоюзов: каждый час переработки там стоит очень дорого, и чтобы не столкнуться с местными профсоюзами или отказом съемочный группы продолжать работу, следует оговорить этот пункт и уровень оплаты в партнерском договоре. «Недавно на съемках в Чили, где наша команда снимала рекламу в тандеме с зарубежной, очень затянулся рабочий день, и кто-то из иностранных представителей позвонил в местный профсоюз. Те сразу же приехали на площадку с полицией, остановили съемочный процесс и начали каждого вызывать на допрос. В результате организаторам пришлось заплатить штраф, а также понести убытки в связи с «выпавшим» рабочим днем на утрясение этих неурядиц», — рассказывает г-жа Буковская. Поэтому не будет лишним предварительно и документально уточнить у команд, согласны ли они и за сколько продолжать работу внеурочно. Где снимать? Поиск страны зачастую диктует сюжет рекламного спота, если же он ограничен кратким «теплая страна», как чаще всего бывает, тогда продакшны ориентируются на подрядчиков, которые будут им помогать в подготовительном и съемочном процессе. Свой бриф они отправляют нескольким студиям и в ходе тендера выбирают лучшие условия. Хотя иногда этот этап опускается, если есть рекомендованные студии или опыт работы с этой компанией по другим проектам. Как поясняют сами эксперты, почти все продакш-студии в мире знакомы между собой, и уже образовались международные партнерские пары. Опросив рекламные агентства на предмет того, с продакшн-студиями каких стран им понравилось работать, ММR в первую очередь называли ЮАР, Испанию, Италию и Венгрию. «Скажу, что в Венгрии очень хорошие команды, которые все делают быстро и четко. Они с полуслова понимают, что мы хотим — оператор даже не успевает выразить мысль словами, как те уже все сделали: они не задают вопросов, а сразу предлагают решения, — комментирует уровень зарубежных продакшнов г-жа Буковская. — В ЮАР также великолепный сервис, там огромное количество компаний, ориентированных на съемки, они очень развиты в этом вопросе». Одни из лучших профессионалов макросъемки работают в Испании и Италии (здесь обслуживание обойдется дороже), спецэффектов — во Франции, если нужны красочные пейзажи — то дорога в Египет, ЮАР, Чили, за архитектурой следует ехать в Румынию или Словению. Отметим, что на выездные проекты команда от Украины едет небольшая (для минимализации затрат): от украинского продакшна — один человек (максимум — 2), несколько людей от агентства и один со стороны клиента. Актеры, несмотря на значительную дороговизну их услуг, подбираются на месте, так как перелет и другие райдерские затраты «своего» актера потянут на оплату двух иностранных. Если для работы приглашается иностранный режиссер, то зачастую монтаж ролика происходит на месте, и наработанный им материал украинская команда забирает с собой для пост-продакшна. Агентства пытаются максимально перенести внесъемочную работу на родные просторы, поэтому подбор музыки, графики, окончательный монтаж, пост-продакшн стараются оставить для украинских специалистов. Александр Родионов, креативный директор КБ Sahar Какие ролики вы чаще всего снимаете за границей и почему? Зачастую съемки переносятся за границу, если в сюжете рекламы нужна макросъемка, к примеру, для продуктов питания. К сожалению, в Украине нет таких студий, поэтому приходится ездить в Италию или Испанию. Из личного опыта могу отметить испанскую компанию Надо фильм — она одна из самых старых и по-настоящему профессиональных студий в Европе. С ней мы делали ролик для водки Prime. Также выбор страны зависит от идеи рекламного ролика, что и под каким углом нужно показать в кадре. В случае с соками Botaniq это была натуральность, поэтому как локацию мы выбрали Южное полушарие. Впрочем, можно пойти другим путем — доработать картинку с помощью компьютерной графики, которая, кстати, является не дешевой услугой. Таких специалистов у нас также пока немного, поэтому приходится ездить за границу. Но здесь нужно быть осторожным, так, в рекламе продуктов питания зритель может заметить использование графики (в продвижение этой товарной группы очень важна натуральность изображения на картинке), и тогда считайте, что деньги потрачены впустую. Съемки за границей — очень затратный процесс, а в работе над роликами соков Botaniq вы провели в ЮАР целых три недели… Перед нами стояла задача снять сразу три ролика, очень сложные в подготовке и выполнении. Животные находились в одном месте, джунгли и прочие локации в другом, были постоянные переезды. Кроме того, мы договорились, что делаем там монтаж и перегон, и для этого нужно время и студия, а значит, новый переезд. А как происходил процесс поиска животных для ролика и их подготовка? Мы нашли в ЮАР дрессировщика Джима Стокли. Это очень ответственный человек c большим опытом работы, к примеру, он дрессировал животных для фильма Эйс Вентура с Джимом Керри, а также для многих голливудских лент. Стокли подготовил нам для ролика слона и шимпанзе, а в другом месте нам предоставили мышь и лягушку. В работе над съемками с животными нужно учитывать тот факт, что это не простые звери: к примеру, страховочная стоимость нашей лягушки, которая уже не раз снималась в кино — 30 тыс. евро. Кастинг животных проходил в Киеве, нам присылали видеосъемки с ними. А после утверждения состава «главных героев», их начинали дрессировать. И когда мы приехали в ЮАР, те уже знали, что и как делать в кадре. Как вы нашли местную продакшн-студию? Украинская продакшн-студия — RadioActive Film, с которой мы работали над Botaniq, подобрала нам местного подрядчика — южноафриканскую студию Гейд Хауз. Они занимались поиском локаций, логистикой, высылали нам кадры местности, животных, — взяли на себя весь подготовительный процесс. В случае, если нужно снять что-то небольшое, можно напрямую работать с местной продакшн-студией. Но когда проект масштабный и сложный, лучше всего обратиться к украинскому подрядчику, который возьмет на себя эти хлопоты.