Cогласно данным по анализируемым категориям Nielsen, доля СТМ в Украине в 2017 году составляет 11,7% в объемах продаж. В то время как в целом в Европе доля СТМ, по данным 2016 года, составляла 31,4% и постоянно растет. Похожая ситуация, где возможности для развития частных марок сетей велики, наблюдается в странах Латинской Америки, Северной Америке и в странах Тихоокеанского региона, где доля СТМ составляет ниже 20%, по данным 2016 года.
«Одно из ограничений, с которыми сталкиваются сети, это производительная способность бренда, – комментирует Юрий Лищук, директор по работе с розничными сетями Nielsen в Украине. – Порой сетям сложно найти партнера, который готов производить частную марку в нужном объеме. В большинстве случаев бренды готовы и имеют необходимую производительную мощность. Дилемма в том, производить или нет конкурирующую марку в портфеле бренда. Поэтому важно развивать малых и средних производителей, которые будут заинтересованы в производстве СТМ для сетей».
Почему покупатели готовы отдавать предпочтение собственным торговым маркам сетей? В Украине, потому что «дешевле, чем марки производителей» – говорят потребители уже несколько лет подряд. Однако в 2017 году снизилось количество тех покупателей, которые считают, что частные марки – это «оптимальное соотношение цены и качества» – с 36% до 24%.
Среди товаров, которые украинские потребители предпочитают покупать под собственной торговой маркой, лидируют бакалея (рис, мука, сахар и т.д.) – 78%, молочные продукты (70%), консервированные и упакованные продукты питания (68%), чистящие и моющие средства для дома (60%), бумажные изделия (туалетная бумага, салфетки и т.д.) – 59%.
«Сегодня бренды имеют дело с поколением миллениум, которое через 10 лет вытеснит беби-бумеров и будет составлять большинство покупателей в мире. Миллениалы более открыты к новому и готовы пробовать новые продукты. Это касается и частных марок сетей. Это поколение требовательное ко всему, что обеспечивает им удобство и предлагает любые варианты товаров для любого образа жизни. Так рождается лояльность к бренду, независимо от того, известный ли это бренд или частная марка сети. Качество и дополнительная ценность – вот, что ценит миллениал», – полагает Юрий Лищук.