Twitter для B2B: есть ли перспектива?
Использование Твиттера в коммуникациях отдельных пользователей — уже свершившийся факт. Использование для В2С коммуникаций — это шаг, который уже сделали некоторые украинские и российские компании (в ближайшее время появится у нас пост на эту тему: прошлый год принес как минимум 5 примеров организации успешного В2С-канала для общения с клиентами и общественностью в формате 140 символов). А вот будет ли следующий шаг — В2В коммуникация в Твиттере?
Пока для отечественных компаний микроформат остается «зыбкой почвой»: нет четкого понимания задач и возможностей, нет практического опыта. Возможности есть — достаточно отметить тот факт, что микроблоггинг позволяет распространять качественный контент среди сотен тысяч пользователей в минимальные сроки, опережая по скорости даже агрегацию RSS-лент — но поскольку руководители большинства крупных компаний привыкли полагаться на проверенные годами способы вроде пресс-конференций или бесконечной SEO-оптимизации сайта компании (зачастую при этом наотрез отказываясь менять концепцию своего корпоративного сайта и делать его хотя бы немножко «социальнее»).
Чтобы у Твиттера появилась перспектива в построении коммерческих коммуникаций в СНГ, должно прийти понимание того факта, что прежние инструменты коммуникации, работавшие на стыке 1990-х и начала 2000-х, больше не способны генерировать результативность и качественные контакты, продажи, переходы по ссылкам. Изменилась сама ситуация на рынке распространения контента — в том числе и делового, бизнес-ориентированного.
Даже когда к руководителям компаний В2В-сектора такое понимание придет, следующей проблемой станет нехватка специалистов по коммуникациям в новых медиа вроде Твиттера. Зарегистрировать аккаунт и исправно добавлять в него новые ссылки или трансляции RSS-лент недостаточно; микроблоги в СНГ пока что демонстрируют количественный, но не качественный рост. Фаза качественного роста может так и не начаться, если не организовать процесс обучения маркетологов, пиарщиков, журналистов тому, как работать с микроформатами и сервисами такого типа, как Twitter, Plurk, Cliqset. Н
Никому сейчас не нужна «еще одна лента», да к тому же с неуправляемыми параметрами публичности распространения; зато всем нужен формат, позволяющий получить качественный результат при малых затратах на его техническую реализацию. Затраты на маркетинг отечественные компании всё равно сократили и сокращают; значит, востребованными будут либо инструменты с минимальным уровнем затрат и сравнительно высокой окупаемостью, либо дорогие платформы, которые будут оснащаться возможностью генерирования тех же микроформатов для охвата дополнительных каналов коммуникации, привлечения посетителей на сайты и корпоративные блоги и т.п.
Вот и получается, что вопросов и задач на будущее сейчас больше, чем ответов. В связи с этим в этом году мы скорее всего увидим массовый рост В2С-коммуникаций посредством Твиттера и микроблогов, а вот с В2В-коммуникациями компании повременят, примеры такого использования микроблогов будут единичными.
Александр Мельник