Политический дискурс по-украински, или О чем говорят лидеры рейтингов?
05 Сен 2016, 10:00

Политический дискурс по-украински, или О чем говорят лидеры рейтингов?

Анализ лексики Петра Порошенко, Гройсмана, Парубия, Тимошенко и еще четырех политиков от NOKS FISHES показал, что война и реформы — не в мейнстриме. Какие политические тренды тщательно скрывают спичрайтеры?

Информационный поток, который ежедневно нас окружает, влияет на формирование нашего представления о действительности, вызывает разные эмоции и мотивирует к тем или иным действиям. Что формировало информационное поле семи месяцев этого года и на что обращали наше внимание политики и СМИ? Эти вопросы и стали стимулом для проведения NOKS FISHES исследования, которое и обозначило семантическое ядро украинского политического процесса по итогу семи месяцев 2016 года. О результатах MMR рассказали co-founder NOKS FISHES Наталья Кононенко и аналитик компании Олеся Черныш. 

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

В начале нового политического сезона мы поставили задачу — понять, о чем на самом деле преимущественно говорили в первой половине 2016 года обладатели максимальных политических рейтингов. Ответ на этот вопрос, на наш взгляд, даст четкое представление о реальной сути процесса публичной политики в Украине, а динамика семантики политических тяжеловесов покажет тщательно скрываемые политические тренды.  

Наталья Кононенко, co-founder NOKS FISHES, PhD in Political Science:

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь

В 2014 году простые украинцы, рядовые граждане привели к власти тех, кто стал объектом нашего сегодняшнего исследования. Сегодня, в 2016 году, нельзя сказать, что позитивных изменений нет. Достаточны ли они – вот в чем вопрос.  Думаю, нет. Анализируя путь стран ЦСЕ, решившихся на модернизацию в конце ХХ ст., можно сказать, что реформы были центром политики. Но анализ украинской лексики топ-политиков и о политиках показывает, что реформы не в фокусе. Можно было бы оправдать такой сдвиг войной. Но проведенный NOKS FISHES анализ показывает, что и война — не центр публичности. Таким образом, public policy в их исполнении наполнена другими смыслами и приоритетами.  

Реформы, и даже война, не в фокусе топ-политиков. Public policy наполнена совершенно другими смыслами и приоритетами.  

Наталья Кононенко
партнер NOKS FISHES, PhD in Political Science, Institute of Political and Ethnic Studies of NAS

Методология

Мы использовали такие методологические шаги и инструменты. Первое — проанализировав тексты нескольких ведущих украинских on-line изданий за период январь-июль 2016, мы определили 16 самых распространённых слов в медиаполе, которые характеризуют политический мейнстрим этого периода в Украине. Задачу первого этапа NOKS FISHES реализовал путем подсчета повторов одинаковых слов в текстах.

На втором этапе мы проанализировали частоту упоминаний данных слов в медиаполе Петра Порошенко, Владимира Гройсмана, Андрея Парубия, Юлии Тимошенко, Юрия Луценко, Олега Ляшко, Андрея Садового и Михаила Саакашвили и определили семантическое ядро каждого из политиков в рамках определенного мейнстрима. Анализировались и тексты политиков, и тексты о политиках. Объектами исследования стали политики, которые были в большой политической игре до Революции Достоинства (Порошенко, Тимошенко, Луценко, Саакашвили, Ляшко, Садовой), или имеют реальные рычаги влияния на ситуацию в Украине сегодня (Гройсман, Парубий). (Оценка семантического ядра политиков, которые только начинают свой путь в политике, – тема другого исследования — MMR). 

Оценка частоты использования определенных слов может дать понимание про ассоциации и смыслы, которые выстраиваются в процессе потребления информации. 

Олеся Черныш
аналитик NOKS FISHES

Определение семантического ядра каждого из названных политиков NOKS FISHES провел с помощью своего аналитического и поискового инструмента Shukach.info. Помимо использования методов контент-анализа, мы попросили экспертов ознакомиться с результатами исследования для получения экспертизы выявленных трендов отечественной публичной политики первой половины 2016 года. Мы публикуем наиболее интересные моменты.

1. «Россия» и «Полиция» лидируют, а темы реформ и ЕС уходят из центра радаров политических тяжеловесов

Как видим, самыми распространенным словами в текстах политиков и текстов о политике стали «Россия», «Полиция» и «Власть». Однозначное представление о приоритетах политики дает тот факт, что слова «Европейский Союз», «Закон» и «Реформы» не входят в топ-10 слов из 16, которые, по оценкам аналитиков NOKS FISHES, представляли семантическое ядро украинской public policy в рамках анализируемого периода. Итак, почему рядом оказались «Россия» и «полиция», а темы «реформ» и «ЕС» уходят из центра радаров украинских политических тяжеловесов?

Украинская власть все еще сконцентрирована на поиске собственной идентичности, которая выражается пока в стремлении быть «не Россией», — такую интерпретацию лидерства северного соседа в публичной лексике украинских политиков дает Элина Слободянюк, автор «Настольной книги копирайтера» и «Клад для копирайтера». «Такова реальная политическая ситуация: ментальная   зависимость от России украинских политических лидеров первой величины, которую они за четверть века пока еще не смогли преодолеть», — отмечает аналитик. Второе место по частоте упоминаний в медиаполе политиков слова «полиция», по мнению Элины, также логично, ибо является маркером   высокой востребованности реальных реформ, так как полиция является, по сути, единственным органом власти, где реформы действительно проходят.

По мнению главного советника Института стратегических исследований «Нова Україна»и координатора проекта «Національний Конвент України щодо ЄС» в 2010-1013 гг. Ирины Клименко, доминирование российской тематики над, например, темой реформ является свидетельством того, что топовые политические игроки (почти все без исключения) тяготеют к тактике «перекладывания ответственности за неудачи», в данном случае — на РФ. Не секрет, отмечает эксперт, что и власть, и оппозиции имеют серьезные проблемы и в отношениях с друзьями Украины в США и ЕС. На этом фоне недоминирование темы реформ, уход от нее в лексике политиков является рефлексией их нежелания менять собственные подходы к политике трансформации различных сфер жизни общества. В результате – все топы генерят одинаковые политические смыслы, демонстрируют отсутствие креатива и оригинальной повестки дня.   

2.  Самой многочисленной стала группа политиков, в медиаполе которых чаще других упоминается слово «Власть»


Аналитики NOKS FISHES зафиксировали, что в центре индивидуальной политической семантики политиков находятся такие слова как, «Власть», «Реформы», «Россия» и «Государство». При этом, самой многочисленной стала группа политиков, в медиаполе которых чаще других упоминается слово «Власть»: Ю. Тимошенко, О. Ляшко, М. Саакашвили и А. Садовой. Интересно, что Юлия Тимошенко также вошла в одну группу с политиками, которые фокусируются на словах «Россия» и «Государство», составив пару Петру Порошенко по уровню упоминаемости этих слов в медиаполе. 

Лидерами по упоминанию «Реформ» стали Владимир Гройсман и Михаил Саакашвили — более четверти публикаций с упоминанием политиков содержат упоминания о реформах в пределах одного текста. Существенно отличалось от других моноцентричностью медиаполе Авакова, который упоминался в основном со словом «Полиция». Ирина Клименко, комментируя распределение политиков по группам, обратила внимание на то, что такое плотное пересечение по лексике свидетельствует о том, что в краткосрочной перспективе среди политических игроков сохраняется острая конкуренция — за лидерство, «за мысли и сердца» украинцев, внутренних и внешних партнеров и пр. — и это очень хорошо, ведь монополия всегда хуже альтернативной модели.  

На информативности политических радаров делает акцент Элина Слободянюк: «Даже если не знать имена кандидатов будущих президентских выборов, то их не сложно предсказать на основе этих данных: в текстах с упоминанием Тимошенко — 38% с упоминанием слова «власть»; Ляшко — 32%; Садового — 28%. И у всех этих политиков слово «власть» лидирует в их личном рейтинге упоминаемости. Столь же высокие показатели у Саакашвили – 29%, что свидетельствует о президентских амбициях Губернатора Одесской области. Но поскольку мы знаем контекст, то понимаем, что в его случае речь идет не об Украине», — отмечает Элина. Очень показательно, по мнению Элины, и то, что три лидирующих слова в радарах Порошенко и Тимошенко совпадают.  Также кроме слова «власть» в этот триумвират входят «Россия» и «государство», оба понятия относятся больше к внешней политике, чем к внутренней. 

Такое плотное пересечение по лексике свидетельствует о том, что в краткосрочной перспективе среди политических игроков сохраняется острая конкуренция

Ирина Клименко
Главный советник Института стратегических исследований «Нова Україна», кандидат экономических наук, координатор проекта «Національний Конвент України щодо ЄС» (2010-2013 гг.)

3. Политики стали реже говорить о реформах, ЕС и законе

Нестабильная динамика политической семантики, которую фиксируют данные NOKS FISHES, свидетельствует, увы, об отсутствии тематической базы для иллюстрации трансформационных успехов Украины и говорит о ситуативности формирования политического дискурса. Симптоматично, что  политики, обладающие самым высоким рейтингом, к июлю 2016 года стали намного реже говорить о реформах, ЕС и законе по сравнению с январем 2016 года. На этом фоне растет внимание к темам тарифов (за счет Тимошенко и Ляшко) и полиции/безопасности (Аваков).

Журналист Роман Выбрановский, руководитель проектов Украинского кризисного медиа-центра, анализируя данные NOKS FISHES, говорит о том, что они (политики) могут копировать речи выдающихся спикеров и «заливать» всех модерновыми текстами в соцсетях, но анализ их публичной политической лексики и медиаполя показывает, что украинские топ-политики привязаны к банальным терминам — власть, государство, Россия. «Никакой конкретики, — отмечает Роман Выбрановский. — Новая повестка дня не просматривается (если не считать таковой тему тарифов у оппозиции). Политики лукавят, когда говорят будто выступают за «оздоровление». Это ложь. Они «ОК» с тем, что есть». 

Расскажите друзьям про новость