Основатель консалтинговой компании Wenger Consulting Сергей Венгер об изменениях на рынке маркетинговых сервисов, своем назначении на пост Вице-президента компании KIVI, важности системы ценностей и будущем консалтинговой индустрии.
Что изменилось на рынке маркетинговых сервисов в связи с коронавирусом? Очевидно, что все стараются уйти в digital. А каких неочевидных изменений ожидать?
Любые прогнозы изменений на рынке маркетинговых сервисов не имеют смысла без понимания ключевых трендов в реальном секторе экономики.
И даже если люди, работающие в маркетинговой индустрии, забывают, что им зарплату платят покупатели их клиентов, то резкие колебания на рынках возвращают их в реальность. Еще в середине марта топовые агентства рассказывали о перегруженности проектами и предлагали занять место в очереди, а уже через пару недель на стыке кварталов им пришлось сокращать зарплаты, персонал и предлагать новым клиентам особые условия.
Большинство бизнесов почувствовали негативные изменения сразу, особенно это коснулось малого и среднего бизнеса, связанного с сервисной индустрией и товарами не первой необходимости. Многие из них не выплывут из этого шторма, а давление неуступчивых арендодателей и кредитных институтов станут роковыми камнями на их шеях.
Второй категории компаний удалось немного посёрфить на панических настроениях и инфляционных ожиданиях потребителей, однако к концу апреля они также прочувствовали новый этап в своем развитии и их P&L (Profit & Loss report / отчет о прибыли и убытках — Прим. ред.) сильно похудели, равно как и маркетинговые бюджеты.
Есть и третья группа, которая либо не ощутила существенных негативных последствий, либо даже наоборот, стала активно прирастать. Но ее маркетинговых бюджетов в текущем моменте на всех не хватит.
Резкий переход большинства сделок в онлайн в связи с закрытием офлайн-розницы, хореки и сервисов дал толчок развитию е-коммерс и, соответственно, диджитал. Безусловно, текущий опыт заставит большинство бизнесов пересмотреть свой подход к развитию онлайн-сервисов, что, в свою очередь, повлечет за собой увеличение доходов веб-разработчиков, e-com специалистов и бюджетов на диджитал. Но как только станет возможно, утомленные онлайном и соскучившиеся по тактильным ощущениям люди выберутся в реальный мир, чтобы потрогать друг друга, насладиться живым общением и не дать атрофироваться своим нервным окончаниям. Сливки снимут те бизнесы, которые будут готовы к этому лучше всех.
Как будут себя вести рекламодатели? Нужно ли сейчас сокращать рекламные бюджеты? Или, наоборот, самое время громко заявить о себе, пока конкуренты затаились?
Как показывает мировая практика, компании, которые продолжали коммуникации в кризисные периоды, переживали их с лучшими результатами, чем их экономные конкуренты.
Однако каждый кризис, как бы он ни был не похож на предыдущий, мы видим одну и ту же картинку. Бизнесы делятся на две противоположные группы. Одни пытаются выживать и принимать многочисленные утопично-эффективные решения по сокращению издержек, экономя буквально на всем. Другие, понимая природу непостоянства, уже сейчас определили свои возможности в текущих обстоятельствах и готовятся к их реализации. Именно они и будут влиять на тренд после кризиса и воспользуются снижением рекламного шума для более громкого заявления о себе и вытеснения прямых конкурентов.
Помимо антикризисных стратегий, выбранных компаниями, многое в судьбе коммуникационного рынка будет зависеть от действий руководства страны по срокам и конкретным мерам по выходу из карантина.
В нашей культуре государственного управления нет гена, отвечающего за милосердие к собственному народу.
Единственное, что мешает принести часть населения в жертву экономическим интересам, — отсутствие собственной стратегии и жесткой позиции, а также постоянная оглядка на реакцию европейских соседей. Поэтому здесь нужно следить за решениями ключевых участников Евросоюза, чтобы понимать, чего нам ожидать в ближайшее время.
Ожидать ли глобальных изменений потребительской модели? Или вскоре все вернется на круги своя?
За последний месяц большинство зарплат существенно сократилось в размерах, часть людей полностью потеряла свой постоянный доход. Это уже повлияло на их модель потребления и в ближайшее время у покупателей денег больше не станет. Опыт, который мы все получили, однозначно отразится на потребительской модели поведения, как минимум, в ближайший год. Многое, конечно, будет зависеть от того, как долго мы будем выходить из карантина, какое информационное поле будет формироваться СМИ, будут ли новые пандемии. Даже сам факт боязни новых волн пандемии будет вынуждать людей переходить в режим накопления жирка и отказываться от захламления хозяйства нефункциональными приобретениями. Тем не менее, многие захотят сделать себе праздник после окончания картина и как-то себя побаловать. Некоторые созреют к таким решениям лишь к Новому году. В любом случае важно оценить, как именно ваш бизнес может им в этом помочь. Лучшие предложения получат максимальную выгоду.
Почему решили вернуться в индустрию? Зачем это вам? «Чтобы что»?
KIVI — самый быстро растущий бизнес в мире в своей индустрии (SMART TV — Прим. ред.). По итогам 2019 года мы заняли второе место на рынке Украины по объемам продаж и занимаем лидирующие позиции на других рынках. Это заслуга всей команды. Такие результаты драйвят меня, так как я работаю с компанией как бизнес-консультант с 2017 года по вопросам маркетинга и управленческой эффективности. Безусловно, я влиял на часть решений, но консультировать и управлять — две большие разницы. Сейчас компания особенно остро нуждается в моей экспертизе, более глубоком погружении и активной роли.
В этом проекте я почувствовал, как во мне опять проснулся инстинкт воина, жаждущего сражения.
И я не могу позволить себе отсидеться в штабе, консультируя полководцев. Время от времени мне нужен бой, я получаю кайф от этого. Так какой же тогда смысл во всех этих карьерных условностях, если ты не делаешь то, от чего кайфуешь?!
Помимо маркетинга, я отвечаю в компании за управление людьми и бизнес-трансформации. Фактически собственники доверили мне возможность влиять на большинство ключевых функций бизнеса. Моя личная миссия — помогать бизнесам становится сильней, делая большее количество людей счастливыми. Именно для этого меня пригласили в этот проект в новой роли.
Какой штат сотрудников KIVI? Что с зарплатой в период карантина? Планируются ли сокращения?
Еще в середине марта мы обратились к своим командам на всех рынках с просьбой помочь компании максимально сохранить персонал и на период турбулентности оптимизировать зарплаты в зависимости от их размера. Многие поддержали наше предложение. В итоге нам удалось сохранить значительную часть персонала, определенную под сокращение. Мы были тронуты отзывом команды, и в ответ компания определила условия, при наступлении которых всем, отозвавшимся на эту инициативу, к концу года будут компенсированы их потери в виде тринадцатой зарплаты.
Насколько сложно работать с абсолютно новой командой, находясь в изоляции на Канарских островах? Как происходило ваше знакомство?
С частью команды я уже пересекался в рамках консалтинговых проектов. С некоторыми еще предстоит познакомиться в живую. Мы четко сформулировали цели и ожидания. Озвучили ключевые правила и выстраиваем понятные бизнес-ритмы. Настраиваем проектную работу. Ежедневно проходят митинги в Teams с командами в разных регионах. Наши бизнесы разбросаны в нескольких часовых поясах, но нам удается эффективно взаимодействовать, несмотря на то, что когда в одних офисах рабочий день только начинается, в других уже подводят итоги уходящего дня. Мы еще в середине марта перевели все свои офисы на удаленную работу. Уже никто не смущается, когда в эфир прорываются включения детских голосов. Все очень быстро привыкли к удаленке и нашли в ней свои плюсы. Хотя уверен, что с огромной радостью встретятся друг с другом в живую, когда закончится карантин. Самое важное — это выстроить такой информационный поток, чтобы сотрудники, сидящие по домам, продолжали чувствовать себя частью системы, команды и оставались максимально вовлеченными.
Мой рабочий день начинается в пять утра по локальному времени. Часто с одними командами я встречаю рассвет, а с другими любуюсь закатом. Самое главное не включать камеру. Мой рабочий кабинет находится в саду, расположенном на острове вечной весны Тенерифе. Пальмы, цветущие франжепани и розы на заднем плане могут травмировать людей. Шучу 🙂
Что планируете менять в компании в первую очередь? А что хотите оставить без изменений?
Нам в этом году исполняется всего лишь четыре года, компания вступила в фазу переживания проблем быстрого роста, при этом мы не реализовали и десятой части своего потенциала. Поэтому работы предстоит много. Самое главное все делать быстро, так как времени на раскачку в новых условиях нет абсолютно.
Мне, как убежденному перфекционисту, было трудно формировать новый, актуальный текущим вызовам принцип работы: лучше хорошо сейчас, чем превосходно потом.
Но его реализация дает свои плоды.
Мы в течение недели запустили корпоративный новостной канал, еще через пару недель запустим внутренний портал, где будет размещена ключевая информация, необходимая для оперативной работы. Активно формализуем ключевые процессы и вовлекаем в эту работу всю команду. Впереди большой проект по автоматизации. В ближайшее время запустим корпоративный университет. Параллельно разрабатываем маркетинговую стратегию и готовим к выходу на рынок новое поколение смарт-телевизоров.
Перед нами стоит большой вызов сформировать новую корпоративную культуру и управленческую модель, основанную на реальных ценностях.
Текущий период мы называем штормом.
Уже сейчас в компании не допускается произносить слово «кризис», особенно в качестве объяснения причинно-следственных связей, поскольку оно является базой для угнетающей платформы экскьюзов и программирует многих на неудачи. Текущий период мы называем штормом. Именно в шторм проявляются все лучшие человеческие качества, именно в шторм слабаки и сдавшиеся тонут, а те, кто хочет жить и развиваться дальше, находят в себе ресурсы, возможности и нестандартные решения для его преодоления.
Насколько для вас важна система ценностей в компании? Как отличить фейковую систему ценностей от настоящей?
О, это очень хороший вопрос! Я считаю, что система ценностей — это наша ДНК, которая как раз и отличает нас от остальных индивидумов. И реально выстроенное управление по ценностям делает компанию трудно досягаемой для конкурентов.
Мы живем в мире, где практически все можно быстро скопировать. Но скопировать ценностную модель очень сложно.
Реально выстроенное управление по ценностям делает компанию трудно досягаемой для конкурентов.
Бизнес сам по себе предполагает мультисценарность событий и явлений. И никакими инструкциями, политиками и регламентами вы не сможете предусмотреть реакцию на все возможные сценарии. Они описывют лишь наиболее часто уже встречаемые кейсы. Люди же склонны в нерегламентированных обстоятельствах (равно как и в регламентируемых по большей части) действовать согласно собственной системе ценностей. Поэтому качественно реализовать управление по ценностям представляется большим вызовом. Но я говорю о реальных ценностях, а не о тех, что описаны в презентациях по корпоративной культуре или плакатах на стене.
Какая судьба ожидает вашу консалтинговую компанию Wenger Consulting? Планируете ли вы совмещать две должности?
До конца текущего года я не планирую активно участвовать в операционной деятельности своей консалтинговой компании. Большинство наших контрактов имеют длительность от одного года до трех лет. Проанализировав их, я убедился, что поставленные нашими клиентами задачи в рамках этих контрактов не вызовут сложностей. У меня очень профессиональная команда с большим опытом, которая легко справится со всеми текущими проектами. Мое же вовлечение до конца года будет на уровне методологической поддержки, экспертной помощи в особо сложных кейсах и участии в образовательных проектах, которые инициирует Wenger Consulting.
Также мы сейчас находимся на финальной стадии переговоров об объединении в одну группу с мощной Data Science компанией Empower. Такое объединение экспертиз существенно усилит оба бизнеса и позволит нашим клиентам увеличить устойчивость и выживаемость бизнеса в эру стабильной неопределенности и экспоненциального развития. С основателем Empower Татьяной Катрич мы активно обсуждаем потенциальные кандидатуры на позицию СЕО новой группы.
А что вообще будет происходить с консалтинговой индустрией в ближайшее время? Вырастет ли спрос на антикризисные советы?
В последнее время, к сожалению, в консалтинговой индустрии появилось много случайных людей и теоретиков без необходимого практического опыта. В том числе и очень опытных специалистов из коммуникационной индустрии, пытающихся решить серьезные бизнес-проблемы исключительно коммуникационными инструментами.
Оцените, каковы ваши шансы остаться невредимыми в стремном районе, если вы выберете для себя в тренеры человека, изучавшего приемы по книжкам и обучающим фильмам, не выигравшего не единого боя.
Бизнес — это всегда сражение, и релевантный опыт здесь важен наравне с теоретическими знаниями. А теперь, представьте, сколько погибнет народу, если свежеиспеченный выпускник крупнейшего вестпоинтского военного университета, не нюхавший ни разу пороха, будет указывать реальным боевым офицерам как вести сражение. Оцените, каковы ваши шансы остаться невредимыми в стремном районе, если вы выберете для себя в тренеры человека, изучавшего приемы по книжкам и обучающим фильмам, не выигравшего не единого боя. Мне неоднократно приходилось буквально спасать бизнесы после таких консультантов и их безответственных рекомендаций.
Мы серьезно рискуем, что профессия бизнес-консультанта в ближайшем будущем может быть обесценена, как это сегодня происходит с очень уважаемой мной профессией коуча.
Я очень надеюсь, что новые вызовы сильно очистят консалтинговую индустрию, так как в цене будут реальные решения, способные спасти бизнес или вывести его на принципиально новый уровень. И те, кто не сможет генерить и реализовывать такие решения, просто поменяют профессию.
Какие новые приложения установили / программы освоили с наступлением карантина?
Карантин ничего не изменил для меня с точки зрения взаимодействия в рабочих процессах. Для меня уже несколько лет привычная ситуация работать удаленно со своими партнерами. Некоторые их них живут с США, Британии, Польше, Чехии, Швейцарии. И мы редко встречаемся вживую. Поэтому я давно освоил разные сервисы для удаленки. В KIVI мы отдали предпочтение очень удобному сервису Microsoft Teams. Я сдержано отношусь к большинству продуктов Била Гейтса, но этот действительно удобный для конференций, обмена документами, демонстраций и презентаций, в нем можно настраивать базы данных, инфоканалы и даже сделать корпоративный портал.
Какие источники информации вас вдохновляют? Ваш личный топ в карантинный период.
Каждое утро я заряжаюсь, начиная свой день с медитации и хорошей физической зарядки. И поверьте, нет ничего лучшего такого начала дня. После чего задаюсь вопросом, что важного я должен сделать сегодня, чтобы компания реально почувствовала мой вклад в свое развитие. Вечером, подводя итоги, я сильно заряжаюсь, если нахожу подтверждение своей утренней гипотезы.
Меня вдохновляют любые новые знания. Сейчас, например, я читаю «Монологи и Диалоги» Бханте Нарада. Каждый раз после чтения трудов этого буддийского монаха я чувствую, что свечусь изнутри. По вечерам мы с моей дочерью разбираем «Sapiens: Краткая история человечества» Юваля Ноя Харари. И то, как мыслит моя десятилетняя дочь, какие сложные она задает вопросы в ходе этого чтения, меня сильно вдохновляет.
Но больше всего меня заряжают успехи моих близких, новые умения и навыки, которые каждый день получают мои дети. Самый большой кайф — пить с ними чай в саду и обсуждать законы природы или «травить» многочисленные истории из нашей жизни.