Все началось еще в прошлом году, когда MC.Today решили провести эксперимент, разослав по СМИ от имени помощницы народного депутата запрос о том, сколько будет стоить снятие неугодной депутату статьи и размещение заказного материала без плашки «Реклама» о Давиде Брауне (псевдоним Давида Арахамии, сегодня являющимся главой фракции партии «Слуга народа» в Верховной Раде IX созыва).
Как мы помним, некоторые СМИ ответили, что это возможно, но были и такие, как, например, Liga.net и «Новое время», кто сразу отказал в коммерческой публикации.
В свою очередь, неизвестные (или известные только редакции MC.Today?) люди с почтового ящика Gmail от имени издания «Капитал» назвали данный материал слишком «серым», предложив разместить его на двух других ресурсах по $150 за каждый, добавив что по вопросам размещения такого рода контента «плотно работают с национальным порталом delo.ua».
PR-служба портала delo.ua, которое является частью бизнес/медиа бюро ekonomika+, тогда сразу высказала свою позицию касательно упоминания ресурса: «Причин, по которым третьи лица, не имеющие отношения к редакции, ссылались на наш деловой портал в переписке с вами, мы не знаем, тем более, что письмо могло быть “фейковым” — о чем свидетельствует адрес отправителя. Никакого сотрудничества с изданием “Капитал” по состоянию на 17 июля 2019 года не было».
Но на этом история не закончилась. После выхода материала delo.ua в лице компании «Коммуникационный хаб “Экономика”» подала в суд на ООО «Эмси Тудей» с требованием написать опровержение недостоверной информации. Компенсации морального ущерба и своих издержек на судебный спор,предусмотренных законодательством, не требовали.
Ну а дальше — самое удивительное. В своем ответе на иск ООО «Эмси Тудей» заявило, что не является собственником сайта MC.today, согласно информации из базы доменных имен WHOIS, предварительно убрав с сайта все упоминания своего юридического лица.
Соответственно, можем сделать вывод: что бы MC.Today не опубликовал на своем сайте, ответственность за это они нести не собираются, просто приняв позицию «настамнет».
Что вполне может произойти и со вчерашней статьей на MC.Today, посвященной саморазоблачению эксперимента c фейковым пресс-релизом Starbucks. Редакция MMR попросила прокомментировать коллег-журналистов ситуацию, но все, у кого мы запрашивали комментарий, отказались комментировать коллег по цеху. Так, Илья Кабачинский, главный редактор AIN.ua (издание, которое не повелось на фейковый пресс-релиз и опубликовало материал с подборкой доказательств этому) , отказался как-либо комментировать эксперимент. Владимир Кондрашов, журналист «Нового времени», разоблачивший фейк уже после того, как статья была опубликована на портале (после этого статью убрали с сайта — Прим.ред.), написал, что «журналіст повинен залишатися по іншу сторону мікрофону». Дмитрий Федоренко, CEO в «Наш Киев» (портал не публиковал релиз — Прим.ред.), сказал, что «принципово не коментує будь-які фейли колег по цеху». А Денис Маракин, главный редактор Vector (онлайн-медиа не публиковало релиз — Прим.ред.), не считает этот «зашквар коллег» инфоповодом.
Поэтому мы приняли решение взять комментарий у трех экспертов, связанных с медиарынком:
Эксперимент МС.Today — имитация полезной деятельности и грубое нарушение журналистской этики.
Во-первых, настоящий эксперимент подразумевает подтверждение или опровержение гипотезы. Здесь же издание хотело подтвердить то, что очевидно без всяких экспериментов — в профессиональных кругах все и так знают о том, что СМИ не проверяют информацию и часто публикуют ложные новости. Кому адресован эксперимент? Во-вторых, редакция ввела в заблуждение своих читателей, среди которых не только новостные редакторы.
С такой логикой можно украсть на улице ребенка и спрятать его, чтобы спустя сутки заявить: «Смотрите, правоохранительная система не справляется».
И так ясно, что не справляется. А какой вред ребенку и его родителям нанесла бы такая выходка? Ответственность за выходку, конечно, должна наступать. Но не будем обманываться, в Украине нет повсеместной приверженности стандартам в медиа, поэтому и спрашивать с МС.Today некому. Пошумят и утихнут.
Вопрос «журналистской этики» со временем уходит на второй план.
Причина в том, что усредненный читатель потребляет контент, а не объективную информацию. Контент — это то, что его развлекает либо предупреждает, либо информирует. Более того, термин «журналистская этика» давно стал спекулятивным. Его применяют в том случае, когда читатель не согласен с контентом в СМИ. Тут можно говорить о глобальном, а не только украинском. Допустим, в США общественно-политические СМИ делятся на демократические и республиканские. Демократы в своих СМИ говорят плохо о республиканцах, и наоборот. И никто не обсуждает вопросы «журналисткой этики». В Украине аналогично.
Все производят контент, который близок по восприятию их пользователям. Что касается конкретной ситуации, то она нормальная в рамках социального эксперимента.
И эта ситуация не первая. В Украине уже запускался вымышленный бар «Перша львівська хвойдарня» и вымышленная реклама сети супермаркетов «Ашан». Запускались с четкой целью собрать данные об эффективности фейков среди украинских журналистов и украинских читателей. Такие фейки приносят пользу. Это как учебная тревога. Пускай лучше журналисты учатся на безобидных не правдивых новостях, чем размещают откровенно вредительскую информацию.
Вопрос этичности «эксперимента» всегда будет лежать в плоскости субъективной оценки.
Подобные действия можно было бы ожидать еще от общественных активистов или блогеров, но инициирование распространения фейков онлайн-СМИ вызывает искреннее удивление и сомнение, не спутали ли журналисты общественный активизм с профессиональной деятельностью.
Меня больше волнует, что подобными «экспериментами» издание в публичной плоскости легализирует фишинг.
Меня больше волнует, что подобными «экспериментами» издание в публичной плоскости легализирует фишинг. То есть, признает фишинг как законный инструмент получения какой-либо информации. Стоит отметить, что, например, при проведении тестирования уровня готовности персонала компаний к киберугрозам, с руководителями компаний подписывается соглашение о разрешении на провокативные действия по отношению к их специалистам. Вряд ли такие соглашения подписывали с руководителями СМИ, которые получили рассылку. Но прямую угрозу репутации бренда такие эксперименты несут непосредственно упоминаемым фигурантам — компании Starbucks, которая, на мой взгляд, имеет все основания для подачи иска.
Некоторые наши клиенты из международных корпораций попросили убрать MC Today из списка потенциальных площадок для партнерства.
Так как нарушение этических стандартов — это очень чувствительная тема, особенно в рамках глобальных событий. Мы рекомендуем перенаправить ресурсы на площадки с хорошей репутацией.
Вот как Вера Черныш, CEO MC.Today, прокомментировала эксперимент в своем Facebook:
А вот что пишут об этом журналисты на своих личных Facebook страницах:
Кавер: редакция MMR