Итоги 2021 года. Часть четвертая. 8 вопросов к экспертам в дизайне
24 Дек 2021, 12:16

Итоги 2021 года. Часть четвертая. 8 вопросов к экспертам в дизайне

Продолжаем серию публикаций, где задаем 8 блиц-вопросов специалистам разных областей и подводим итоги 2021 года. Украинским дизайнерам есть, чем гордиться — к примеру, в этом году брендинг для Mitka от Madcats Agency получил первый в истории Украины Желтый карандаш на D&AD, престижной премии в области дизайна и рекламы. А украинские молодые креаторы из Bickerstaff.893 и banda получили золото Young Lions в категории «Дизайн».

Артем Кулик, сооснователь, креативный директор Reynolds and Reyner, Глеб Петров, сооснователь Madcats Agency, Антон Иванов, дизайнер, сооснователь агентства C R E VV, Милена Бабина, арт-директорка Plai Buro, Максим Лесняк, основатель и креативный директор агентства FMCG упаковки Dozen, Евгений Величев, иллюстратор, дизайнер Banda Agency, куратор КАМА, подводят итоги года в отрасли.

Артем Кулик
сооснователь, креативный директор
Reynolds and Reyner

1. Инсайт года

Мир меняется еще быстрее, новые гипотезы нужно проверять и тестировать еще быстрее. Стратегия уже не может быть фиксированной, каждый день ей необходимо быть адаптивной и динамичной. Маркетинговым командам необходимо приложить больше усилий по проявлению бренда в плоскости культурного контекста. Самые сильные бренды — те, кто становятся социально-культурным явлением. Необходимо переосмысливать структуру команды, изменяя ее гибкость, когда в паре с креативщиком работает аналитик данных.

2. Разочарование года

Раздражают назойливые виртуальные помощники вместо реальных живых консультантов. В погоне за оптимизациями бренды теряют человечность и аутентичность, а как следствие — и сервисность.

3. Тренд года

Людям все больше важны социальные позиции брендов и как они их проявляют в жизни. Взять, к примеру, бренд Lay’s, который выпустил куртку из переработанных упаковок от чипсов.

Все бренды должны стремиться сделать устойчивые решения частью нормы. И не нужно забывать, что service is king. Нужно растить и персонализировать сервис.

4. Человек-открытие года из индустрии

5. Персональное достижение года

Не знаю, можно ли назвать углубление в бизнес-аналитику достижением, но личных открытий и новых взглядов в этом году было определённо больше.

6. Компания года

OKFocus.

7. Проект года

реклама Nike Play New.

https://youtu.be/BUvEEVq4woU

Ребрендинг Campbell’s.

8. Отраслевой прогноз на 2022 год

Будем наблюдать усиление стратегической работы компаний над альтернативными коммуникационными инструментами. Усилится доля коллабораций и нативных коммуникаций. Дизайн все больше становиться активом брендов, и ждем больше ребрендингов в 2022 году. Покупатели все больше захотят покупать товары прямо в социальных сетях. Ну и, конечно, TikTok станет самой важной социальной сетью для маркетинга 🙂

Глеб Петров
сооснователь 
Madcats Agency

1. Инсайт года

Если убить в себе «комплекс меншовартости», то наш креатив вполне конкурентоспособен в мировом контексте.

2. Разочарование года

Кризис смыслов в либерально-демократических странах. Есть ощущение, что нужно что-то менять, но никто не знает, что именно.

3. Тренд года

У украинского дизайна и креатива начинает появляться узнаваемое лицо. Я понял это, когда после перерыва посмотрел довольно много российской рекламы. Наша теперь сильно не похожа на нее. Это касается и дизайна. Хочется, чтобы в мире скорее заговорили о Новой волне украинского креатива и дизайна, как сейчас говорят о Новой волне румынского кинематографа.

У нас для этого все есть.

4. Человек-открытие года из индустрии

Наш арт-директор Вероника Синявская.

5. Персональное достижение года

Мия Глебовна Петрова, мой главный проект и главное достижение года.

6. Компания года

Конечно, Madcats.

Это второе главное достижения, я научился хвалить наше агентство и теперь с удовольствием им хвастаюсь.

7. Проект года

Наш брендинг для Mitka. Проект взял первый в истории Украины Желтый карандаш на D&AD и золото на Dieline.

8. Отраслевой прогноз на 2022 год

Следующий год будет непростым для украинской экономики. Думаю, агентствам без запаса прочности, которые привыкли делать проходные проекты, придется нелегко. Впрочем работы будет по-прежнему больше, чем сильных агентств, и для них год будет удачным.

Надеюсь увидеть больше украинских победителей на значимых фестивалях.

Антон Иванов
дизайнер,
сооснователь агентства C R E VV

1. Инсайт года

Метавселенные — это то, что уже было и бурно развивалось, пока я ходил в шестой класс. Мои одноклассники прогуливали уроки в компьютерных клубах, играя в Lineage 2 и World of Warcraft. Это было ровно то же самое, что и концепции от Meta. Люди жили в виртуальном мире, общались и зарабатывали там реальные деньги.

2. Разочарование года

Я бы переименовал в «Потеря года». Смерть Вирджила Абло, очень грустное событие. Вирджил повлиял на всю мировую визуальную культуру и активно продвигал свое мышление и принципы открытой работы. Величайший дизайнер, которого всегда будет не хватать.

3. Тренд года

Активная диджитализация всего. В этом году стало еще больше виртуальных инфлюенсеров, цифрового искусства, одежды и развлечений. Off White и Louis Vuitton выпускали мобильные игры перед своими показами.

В конце года Nike купили студию Такаши Мураками RTFKT, которая занимается созданием виртуальной обуви. Я думаю что этот тренд будет развиваться в 2022.

4. Человек-открытие года из индустрии

Даня Нестеревич. Дизайнер в banda. В этом году вместе с Викторией Москофиди выиграли Золото на Young Lions.

Также Даня был дизайнером в очень сильных проектах бренда Чернобыля и Крыма.

5. Персональное достижение года

Запуск собственного курса про дизайн “BRAND VISUAL” на своей платформе PROPAGANDA INSTITUTE. Этот курс — концентрация моего 11-летнего опыта в сфере бренд-дизайна.

6. Компания года

CREVV. Официально самое маленькое брендинговое агентство с самыми масштабными проектами. На момент написания этой заметки в Крю работает два человека — я и Наташа Иванова. Наш размер не мешает нам создавать проекты для Galicia, Depositphotos, NAVI, Uklon и многих других лидеров категорий, а также проектировать сложные работающие дизайн-системы.

7. Проект года

Ребрендинг NAVI. Мы начали работу над этим проектом в конце 2020-го и создавали огромную дизайн-систему на протяжении 2021. Очень объемный и интересный проект, который охватывает самые разные сферы, от цифрового и моушн-дизайна до дизайна одежды и коммуникации.

8. Отраслевой прогноз на 2022 год

Скорее не прогноз, а пожелание. Хочется видеть больше продуманных решений для реальных задач, а не просто фестивальных кейсов. Надеюсь, в 2022 роль дизайна, именно как проектирования, увеличится в украинских компаниях, как это произошло во всем мире уже несколько лет назад.

Милена Бабина
арт-директорка
Plai Buro 

1. Инсайт года

Під час роботи над айдентикою для проєкта «СПАЛАХ» ми з командою ретельно вивчали підґрунтя і розвиток української культури епохи незалежності. І несподівано зрозуміли для себе, як урбаністіка впливає на світогляд людини, а зовнішнє середовище — на її внутрішній стан, і навпаки.

2. Разочарование года

У професійному житті мені не близька концепція розчарування, бо будь-які розбіжності бажаного з реальним я намагаюсь використовувати як ресурс для змін. Це ніколи не розчаровує.

3. Тренд года

Якщо говорити глобально, то головним трендом цього року став більш обізнаний підхід до трендів і інтуїтивний дизайн. Персоналізовані шрифти в айдентиці, індивідуалізація, відокремлення корисного від модного. 

4. Человек-открытие года из индустрии

Для мене особисто відкриттям року став Фредерик Берлаєн, дизайнер з Бельгії, який надихнув мене вивчати програмування для оптимізації процесу шрифтового дизайну.

5. Персональное достижение года

Найважливіше, як на мене, із того, що я зробила за цей рік як design lead / арт-директорка агенції — це формування сильної команди дизайнерів, яка здатна творити дива.

6. Компания года

Якщо подивитися правді і статистиці в очі, то компанія року — це TikTok. Але я вболіваю за SpaceX, бо ще маю надію злітати на Марс у відпустку 🙂

7. Проект года

Для мене особисто — «Що таке пам’ятати» — проєкт, спрямований на створення візії вшанування пам’яті загиблих у російсько-українській війні, для якого наша команда створювала айдентику. 

8. Отраслевой прогноз на 2022 год

Орієнтація рекламної індустрії на щирість у комунікації. На мій погляд, все більший інтерес в аудиторії викликатимуть мікроінфлюенсери. Бренди будуть прагнути адаптуватися під потреби реальних макро- і мікроспільнот людей у ​​всьому їхньому різноманітті, а не абстрактних вибірок із підручників по маркетингу.

У графічному дизайні основним вектором розвитку я назвала б розширення можливостей за допомогою залучення інструментів та методик з інших цифрових індустрій — програмування, геймдева, VR технологій. Дизайнер у 2022 році має мислити глобально, виходячи за межі своєї спеціалізації. У той же час зростає інтерес до вузькоспеціальних дизайн-досліджень, наприклад, переосмислення спадщини академічного графічного дизайну, адаптації його до нового цифрового середовища.

Максим Лесняк
основатель и креативный директор агентства
FMCG упаковки
Dozen


1. Инсайт года

В недавнем интервью «Левому берегу» Ярослав Грицак сказал, что наконец-то в Украине появилось поколение, над которым не висит бремя истории. Мы в индустрии массовых продуктов видим этот тектонический сдвиг поколений на уровне изменения потребительских привычек. Зеты, о котором так много говорят на конференциях, усилились и очень влияют на поведение брендов. В упаковке мы стремительно переходим на мышление digital first, потому что даже FMCG продукты — чай, пиво, стиральный порошок — продаются с онлайн-полки. С другой стороны к этой же тенденции присоединяются люди 50+ лет, которые тоже, оказывается, остаются активными платежеспособными покупателями. 

Компании из производителей становятся сервисами, экосистемами, впечатлениями, в которые вписан и дизайн упаковки. 

2. Разочарование года

С учетом главной борьбы этого года — перехода на новый формат работы удаленка-офис — я больше смотрел вовнутрь, чем вовне. Поэтому разочарование года у меня личное. Это украинская IKEA, что, конечно, связано с высокими ожиданиями. Все ждали IKEA, как мессию, который «придет — порядок наведет», а по факту бренд встал в один ряд с «Эпицентром» и «Леруа». Как мы выкупали предметы от IKEA по подвалам втридорога, возили шкафы в багажниках из Польши. В итоге IKEA в Киеве — это небольшой магазин с отвратительной доставкой.

3. Тренд года

Говоря эвфемизмом — много работать. В прошлом году пружина украинского бизнеса сжималась, топам пришлось, с одной стороны, быстро принимать много решений. А с другой — у них неожиданно появилось время и желание заняться рефлексией стратегированием и инновациями. В 2021 пружина начала разжиматься. Многие агентства, в том числе Dozen, завалило работой. 

4. Человек-открытие года из индустрии

Для меня это Ауримас Кадзевичюс, креативный директор литовского агентства Pencil & Lion. Человек, который неустанно придумывает, как повернуть индустрию дизайна упаковки в сторону устойчивого развития. Еще в 2018 году Ауримас делал хлебные этикетки для пива, а в этом создал абсолютно zero-waste упаковку для меда. Это бочонок из двух ингредиентов: пчелиного воска и органического льна. На нем нет этикетки, для брендинга используется горячая печать. Еще его можно вернуть производителю и использовать повторно. 

5. Персональное достижение года

Впервые за мою жизнь в дизайне, а я занимаюсь им с 1993, переодевание нами бренда привело к увеличению частоты покупки в три раза, и это не в сезон для продукта. 

6. Компания года

«Биосфера». Украинский производитель, который сначала утвердился среди транснационалов экономически, потом занялся социальной составляющей, а в этом году я постоянно видел их новости на тему экологии и циркулярной экономики. Это очень круто. 

7. Проект года

Переформатирование школы Projector в онлайн-институт Creative&Tech Online Institute с сильным edtech-направлением. 

8. Отраслевой прогноз на 2022 год

Первое. К правдивости-искренности брендов в 2020-м и трудолюбию бизнеса в 2021-м добавится системность. Рекламную индустрию постоянно мотает от узкой специальности к full-service’у и назад. Сейчас от фуллов пойдем опять к спросу на специализацию, но она обогатится кросс-дисциплинарными знаниями. Наше агентство занимается исключительно FMCG упаковкой, но от нас все больше требуют навыков работы с диджиталом, коллаборациями, экономикой впечатлений. Мы видим, как хорошо работают проекты, когда упаковка не только является продолжением бренда, но и началом интерактива, игры для покупателя. 

Второе. Работодателям наконец-то придется принять удаленку. Dozen начали эту трансформацию в прошлом году, и в следующем она будет продолжаться. Я сам — икс, и прошел прошел все пять стадий принятия. Думаю, многие привыкнут к состоянию «биполярочки»: от командировки до зума, от сотрудников-зетов до спокойного отношения к 50+ лет в резюме, и найдут в этом великую гармонию.

Евгений Величев
иллюстратор, дизайнер Banda Agency,
куратор КАМА

1. Инсайт года

Кажется, у Pantone закончились цвета  🙂

2. Разочарование года

Дизайнеры все чаще стали эксплуатировать тему экологии. Это не круто, если используешь тему только как повод обозначить себя «талантливого». У меня было много вопросов к шрифту, который с каждым новым начертанием таял, как ледники.

3. Тренд года

Дизайнеры стали обращаться к технологиям AI не только для оптимизации своей работы, но и для создания айдентики. Также вернулся тренд на использование градиента, но не так как это было раньше, в декоративных целях, а чтобы передать объемность, как, например, айдентика конференции Apple 2021.

4. Человек-открытие года из индустрии

Катя Ткаченко (арт-директор в banda). Просто много делаем совместных проектов, быстро и смело 🙃

5. Персональное достижение года

В этом году неожиданно для себя стал чаще работать с музыкантами и успел сделать графическую работу для клипа таких известных музыкантов, как Post Malone and The Weeknd — One Right Now.

6. Кампания года

Молокия «Краща сторона». Кампания, к которой я рисовал очень много иллюстраций и которая с помощью дизайна помогает изменить отношение человека к продукту и добавить его значимости. 

7. Проект года

Считаю что одним из очень важных проектов как в Украине, так и в мире стал брендинг «Чернобыля». Он продолжает тренд на создание временной айдентики.

Еще очень нравится Айдентика D&AD 2021 — Celebrating creativity от студии dumbar.

8. Отраслевой прогноз на 2022 год

Будет больше генеративной графики, интерфейсов, которые скролятся в горизонтальной плоскости.

Все окончательно сойдут с ума от NFT.

Расскажите друзьям про новость