Продолжаем серию публикаций, где задаем 13 итоговых вопросов 2020 года основателям, маркетологам, пиарщикам и креативщикам украинских и не только компаний и агентств. Сегодня на итоговые вопросы отвечают Дмитрий Джеджула, директор по маркетингу в Украине бизнес-направления Hygiene корпорации «Биосфера», Максим Параска, CMO Moneyveo, Алексей Ломоносов, директор по маркетингу OLX Украина и Центральная Азия, Лилия Середа, Head of MarCom and PR YASNO (DTEK), Борис Цомая, директор по маркетингу Sportbank, Дмитрий Демидов, CMO Цитрус, Владимир Соболев, CMO Varus, Роман Конончук, руководитель отдела маркетинга VEKA Украина.
1. Инсайт года
Возможно всё, что внесено в бриф. Запредельно всё. Записанные цели будут наполнять ваши паруса мощной энергией ветра изменений. Потому сметь смело мечтать, записывать, *ерачить и радоваться восхитительным результатам!
2. Разочарование года
У меня никогда нет ожиданий, потому нет и разочарований. Всё, что пошло с негативным отклонением от моего видения, было мною недостаточно чётко визуализировано, или я отклонился от курса недавно или давным-давно.
3. Тренд года
Творчество вопреки закрытым дверям и офисам. Возвращение к истинным ценностям. Ну и, конечно же, персональная гигиена везде.
4. Книга года
Новый Завет.
5. Фильм года
Soul by Pixar.
6. Человек-открытие года из индустрии
Алексей Безуглый, с которым довелось поработать вместе в корпорации «Биосфера», а теперь он покоряет глобальный рынок курятины во главе маркетинга MHP.
И Светлана Степаненко из TWIGA — моя соведущая 12-часового прямого эфира Effie Awards Gala и сотворец образовательной программы Effie, которую мы анонсировали и стартовали в праздничную пятницу 18 декабря. Кстати, мы с КУРАЖ и Аленой Гудковой продолжаем сбор средств на радостный проект создания теплых праздников.
7. Событие года
Знакомство сразу с двумя послами за одним счастливым обедом оставим в кулуарах. Таким событием назову получение награды «Best Marketing Team» на своем FMCG рынке буквально неделю назад.
8. Цитата года
Dum vivo, prosum — пока мы живы, у нас все отлично. Это самая главная.
9. Персональное достижение года
Первая beta Черной пятницы 2021, которую мы с командой запустили на бете-бета-версии интернет-магазина «Биосфера» 25 ноября 2020. Сделали то, чего не делал ни Amazon, ни Ali Express. Кстати, в прошлом 2019 году, 9 декабря я в SOCAR запустил первое в мире промо к UEFA EURO 2020 TM, которое принесло компании отличные коммерческие результаты и будет актуально еще и в 2021, когда чемпионат наконец произойдет.
10. Компания года
Конечно же, для меня компанией года стала корпорация «Биосфера». Замечательный ценностный актуальный глобальный бизнес, созданный в Украине, в Днепре, и работающий уже с 40+ странами.
11. Реклама года
Аппелируя к пункту 10, не могу не вспомнить нашу запредельно позитивную и эффективную рекламную кампанию «Smile — Твоя гарна звичка». Если говорить о глобальных примерах, очень понравился рождественский рекламный ролик 2020 MYER.
12. Продукт года
Опять же, тяжело выбрать один — потому вспомню хотя бы два: это свежая новинка Smile — антивирусная влажная салфетка Stirill Bio, доказано нейтрализующая COVID-19. И второй продукт, в котором больше ароматной радости — индивидуальные санитайзеры Oд.factory, которые и очищают, и увлажняют, и благоухают крайне приятно. Выпускница нашей с женой «Сердцевины МАРКЕТИНГА» Кристина Курганская со своим креативным маркетинг-директором Лилией Ровдич разработали и запустили их стремительно еще в весенний карантин.
13. Отраслевой прогноз на 2021 год
В стародавние доковидные времена стишок-пирожок констатировал: «Нет в шоколаде шоколада, давно нет мяса в колбасе, становится чуть-чуть тревожно, а вдруг и в людях нет людей.» Так вот, в 2021 в людях станет еще больше людей вопреки ограничениям. И они посмеют быть счастливыми и радовать себя разумными, радостными покупками. Это мой главный прогноз для всех индустрий, и это изменит все. В Украине мы сможем наблюдать расцвет «Долины Джона Голта» (помяните мое слово через год, особенно, когда сбудется).
1. Инсайт года
Голодний маркетолог дуже вигадливий. Як митець.
2. Разочарование года
Ковідні дисиденти 😒
3. Тренд года
Маски як самовираження та рекламні носії.
Закопування «сокири війни» багатьох брендів перед загрозую Covid-19
4. Книга года
«Справа Василя Стуса. Збірка документів з архіву колишнього КДБ УРСР» Вахтанга Кіпіані. І тільки за медійний та громадських успіх.
5. Фильм года
«Тенет».
6. Человек-открытие года из индустрии
Нема такого.
7. Событие года
Effie Awards. Завжди чекаю.
8. Цитата года
«Життя коротке. І треба вміти. Треба вміти йти з поганого фільму. Кидати погану книгу. Йти від поганої людини». (М. Жванецький)
9. Персональное достижение года
Зберіг команду.
10. Компания года
Moneyveo.
11. Реклама года
Burger King. Order from McDonald’s.
12. Продукт года
Тематичні магазини «Сільпо».
13. Отраслевой прогноз на 2021 год
Війна на ТВ за кращі умови. Не всі компанії переживуть 2021.
1. Инсайт года
Самый главный инсайт — как быстро мы можем адаптироваться к новым условиям работы. Начиная с организации своего рабочего пространства для удаленной работы (включая удаленное обучение у детей), продолжая новым форматом встреч и способностями компаний переводить свой бизнес в онлайн. У нас на платформе темпы регистрации профессиональных бизнес-пользователей превышают все наши самые смелые ожидания.
2. Разочарование года
Самое большое разочарование — это неготовность нашей медицинской системы к борьбе с COVID19 (беспорядочность с карантинными ограничениями, отсутствие системности в тестировании). Также недостаток поддержки малого и среднего бизнеса, который оказался на грани.
3. Тренд года
Взрывной рост популярности курьерских служб доставки. На этом фоне подхватили волну с нашей OLX Доставка. Так в этом году количество успешных сделок с услугой выросло на 80,5% и составило 2,6 млн доставок.
4. Книга года
«Бесіди майстра Хай Тао про стратегію» Валерия Пекара.
Очень точные и меткие мысли по стратегии, оформленные в форме притч и забавных историй.
5. Фильм года
Как фанат Star Wars, насладился вторым сезоном Mandalorian. Еще очень зашел легкий и внезапно отличный сериал «Тед Лассо». И, конечно же, «Королевский Гамбит».
6. Человек-открытие года из индустрии
Дмитрий Деркач, совладелец «Планеты Кино» — за очень четкую и активную позицию на рынке, яркий пример поддержки персонала и лидерства в отстаивании бизнес-интересов предпринимательства на рынке.
7. Событие года
COVID19, мало что может сравниться с этим по масштабности
8. Цитата года
9. Персональное достижение года
Ребрендинг OLX. Достаточно большой проект для всей платформы — с далеко идущими планами и большими перспективами. Прежде всего новое позиционирование об умном выборе. Продавцы и покупатели, соискатели и работодатели, предприниматели — для всех платформа является глобальным ответом на их запросы.
10. Компания года
ZOOM. Во многом Zoom стал жизненно необходим для общения и поддержания потока информации.
11. Реклама года
Ролики OLX под ребрендинг 1, 2, 3
Ролики про OLX Доставка. В новом брендинге это была первая полная кампания. Совместно с креативным агентством Saatchi & Saatchi Ukraine мы вдохновились ответами пользователей нашего сервиса и решили уйти в эмоции героев, которые уже воспользовались услугой. Так нам удалось показать все преимущества, которые дает OLX Доставка покупателям и продавцам. Это легкость, безопасность и простота.
12. Продукт года
Raketa — доставка еды. Очень вовремя и очень точечно как в коммуникации, так и в самом продукте.
13. Отраслевой прогноз на 2021 год
Наш прогноз, что e-commerce будет продолжать расти двузначными цифрами. По нашим оценкам, есть еще значимая часть пользователей, которые очень редко покупают онлайн. Рекламный рынок тоже вырастет в общем на 15-20%, в первую очередь за счет Digital каналов (конечно же).
Но самое главное, я думаю, будет появляться много гибридных моделей как бизнесов, так и вовлечения клиентов. Очень много коллабораций бизнесов и еще больше развития социальных программ для поддержки предпринимателей.
1. Инсайт года
Можна працювати з дому, всій команді, і це буде якісно, професійно та ефективно. Ще рік тому ніколи б у це не повірила.
2. Разочарование года
Напевне, неможливість подорожувати.
3. Тренд года
Турбота. Раніше частіше мова йшла про «клієнтоорієнтованість». Зараз у конкурентній боротьбі перемагатимуть бренди, які не просто задовольняють потреби клієнтів, а в яких турбота — brand purpose.
4. Книга года
«Як ніколи не помилятися. Сила математичного мислення» Джордана Елленберга. Цю книжку я із задоволенням прочитала ще роки три назад. Цього року вважаю саме її найбільш актуальною. На цікавих прикладах, з гумором, автор показує як статистичні методи (переважно, але не тільки вони) дозволяють розуміти правдиве значення інформаціїї, критично її осмислювати та не допускати помилок у судженнях. Must-read для піарників і журналістів!
5. Фильм года
“State of the union”. Серіал SundanceTV 2019 року з десяти 10-хвилинних епізодів. Приклад, як без крутих спецефектів, з двома акторами в одній локації з досконало прописаними діалогами зробити класне кіно. Вразила коротка форма. Дуже сподобалася назва англійською, яка має декілька значень. Сімейна драма, комедія, яку варто подивитися усім, хто працює зі змістом та створенням контенту.
6. Человек-открытие года из индустрии
BTS. Це Entertainment найвищого рівня, хлопці стали топ навіть в часи пандемії (журнал Time цього року назвав їх Entertainer of the year). Завжди цікаво дивитися їхні кліпи, контент та стежити за їхнім маркетингом.
7. Событие года
Лібералізація роздрібного ринку газу. YASNO, постачальник електроенергії в м. Київ, Дніпровській та Донецькій областях, почав постачати своїм клієнтам ще й газ!
Тепер купувати електроенергію і газ в одного провайдера — реальність. Ми пишаємося, що стали першим великим роздрібним постачальником, хто зробив dual fuel доступним українцям.
8. Цитата года
Ніколи не кажи «ніколи».
9. Персональное достижение года
Отримала ступінь МВА в Executive Academy Віденського університету економіки та бізнесу за спеціалізацією Energy Management.
10. Компания года
«Нова пошта». Те, що колеги зробили за цей рік, масштаб змін та короткий термін їх реалізації — заслуговує на визнання.
11. Реклама года
Match Made in hell.
12. Продукт года
Megogo. Коли хочеться щось подивитися, то знаходимо найбільше варіантів саме тут, хоча є підписки і на Netflix, і на Apple TV. Крутий інтерфейс і все на відстані одного кліку.
13. Отраслевой прогноз на 2021 год
Зміна клімату, декарбонізація, європейський green deal — рушійні сили великих змін. В Європі електромобільність та енергоефективність розвиваються надзвичайними темпами. В Україні ж прогрес не такий значний, як хотілося б, однак вже стало важливою частиною публічного дискурсу. Вже незабаром, вважаю, це буде новим сетінгом для всіх.
1. Инсайт года
«Главное — не бояться» 😊 Это год показал, что перемены неизбежны, бояться их не стоит, нужно идти вперед, и пресловутая «зона комфорта» осталась где-то позади.
2. Разочарование года
Понимание того, что наш мир так хрупок и что порой мы абсолютно не ценим то, что имеем здесь и сейчас.
3. Тренд года
Молниеносная диджитализация планеты.
4. Книга года
Мой замечательный очень талантливый товарищ Валерий Примост в этом году написал серию книг «Сторителлинг и цивилизация» Всем рекомендую.
5. Фильм года
«Джентльмены» за неповторимый стиль, чувство вкуса и тонкий юмор.
6. Человек-открытие года из индустрии
В этом году мне довелось познакомиться со своей нынешней командой sportbank , тут без подхалимства, действительно очень рад работать в такой команде, где профессионалы и «Человеки» с большой буквы.
7. Событие года
Весь год — одно сплошное событие!
8. Цитата года
«Мужчина, масочку наденьте, пожалуйста».
9. Персональное достижение года
Сохранил веру в себя и в свои силы, веру этот мир и в людей, не упал духом, иду вперед.
10. Компания года
Sportbank.
11. Реклама года
Мне очень понравился рекламный ролик JEEP на основе одного из моих любимых фильмов «День Сурка». Там есть душа…
12. Продукт года
Ивенты в онлайн-формате, даже вечеринки, дискотеки и Дни рожденья.
13. Отраслевой прогноз на 2021 год
Идет сильная трансформация всего вокруг. Победителями из игры выйдут те, кто сможет перестроиться, перестать оборачиваться назад и вспоминать как было, те, кто приспособится жить в постоянно изменчивых условиях, меняться, адаптировать свои услуги, продукты, способы их продвижения и каналы коммуникаций.
Мы будем ценить офлайн-формат, как никогда ранее, при массовой диджитализации и карантинных ограничениях, реальное, живое общение будет востребовано как никогда ранее. Я думаю, нам всем стоит обратить на этот факт внимание.
1. Инсайт года
Общество и человек может адаптироваться к любым условиям и изменениям, вскоре наша психика принимает изменения за новую норму.
2. Разочарование года
Отсутствуют, я в принципе никогда не разочаровываюсь, потому что не очаровываюсь.
3. Тренд Года
Мобильность команд, гибкость и скорость в принятии решений. Кто раньше встал, того и тапки.
4. Книга года
Для меня это Андрей Курпатов «Красная таблетка».
5. Фильм года
Сериал «Однажды ночью».
6. Человек-открытие года из индустрии
Маркетинг-команда Цитруса, все 60 человек.
7. Событие года
Пандемия и ее последствия.
8. Цитата года
«Да ну на €€й, что опять произошло?».
9. Персональное достижение года
Систематизация работы команды, повышение эффективности маркетинга и, конечно, бренд-платформа «Відрізнятись дозволено» Цитруса.
10. Компания года
Цитрус, конечно.
11. Реклама года
«Забич Пацюка Дарувашками на Свята» от Цитрус.
12. Продукт года
Безусловно, вакцина от коронавируса, но я не уверен что это продукт 2020 года.
13. Отраслевой прогноз на 2021 год
Рынок электроники и гаджетов будет продолжать свой рост, особенно развитие гаджетов так или иначе связанных со здоровьем, домом и удаленной работой.
1. Инсайт года
Регулярный менеджмент — главный инструмент в борьбе с неопределенностью.
2. Разочарование года
Год был настолько быстрым, что не успел разочароваться.
3. Тренд Года
Онлайн-обучение и конференции. Хотя, похоже, что все уже очень устали от этого.
4. Книга года
Естественно, «Черный Лебедь» Нассима Талеба.
5. Фильм года
Он выйдет в 2021.
6. Человек-открытие года из индустрии
Малик Сергей, Creative Director в ANGRY.
7. Событие года
Франшиза от Rozetka.
8. Цитата года
Честно говоря, не запомнил цитат этого года. Вместо этого приведу цитату, которая больше всего подойдет нам в этом году. «В тот момент, когда мы перестаем тяжело работать, мы перестаем быть Манчестером». (Сэр Александр Фергюсон)
9. Персональное достижение года
1 место на Young Lions Marketers Competition.
10. Компания года
«Новая Почта».
11. Реклама года
ПриватБанк — «Беремо і робимо».
12. Продукт года
Zoom.
13. Отраслевой прогноз на 2021 год
2020 показал, что любые прогнозы не работают. Но я верю, что 2021 поможет бизнесу вернуться к докарантинным объемам продаж. А маркетологам то, что с нами произошло в этом году, должно пойти только на пользу, так как CEO и собственники будут работать только с высокоуровневыми специалистами. Для других места будет все меньше.
1. Инсайт года
Кризис в одной сфере может провоцировать потребительский рост в другой. Многие из тех, кто планировал в этом году отдохнуть и закладывал на это семейные бюджеты, не реализовали эти планы и перенаправили финансы и собственное свободное время на обустройство своего жилья.
2. Разочарование года
Еще весной была надежда, что к осени ситуация с COVID-19 стабилизируется. Но уже к концу мая стало ясно, что это нереально.
3. Тренд года
«Зумирование» населения. А вернее, интернетизация, мобилизация и т.д. Все, кто не мог, не хотел, не знал — были вынуждены начать учиться.
4. Книга года
«Теряя невинность» Ричард Бренсон. О возможностях и рисках.
5. Фильм года
Хоть и не новый, но «Зеленая книга».
6. Человек-открытие года из индустрии
Маркетологи Pornhub: так талантливо удержать людей дома во время пандемии нужно уметь 😊 И так бесславно «слить» свою репутацию под конец года — тоже…
7. Событие года
Язык не поворачивается это сказать, но COVID-19.
8. Цитата года
«Мир никогда не будет прежним».
9. Персональное достижение года
Проект развития YouTube-канала компании VEKA Украина.
10. Компания года
ГО «Україна без сміття»
11. Реклама года
The Internet of Things presents — Manufacture #LikeABosch
12. Продукт года
Медицинские маски.
13. Отраслевой прогноз на 2021 год
Отрасль, рынок и мир будут продолжать чутко реагировать на любые изменения, связанные с COVID-19. Все это будет влиять на курсы валют, развитие и стагнацию отраслей и экономики в целом. При этом любая позитивная новость будет восприниматься гипертрофированно, и реакция на нее будет, соответственно, чрезмерной. И это вполне объяснимо: за год все уже невыносимо устали и хотят верить в скорейшее разрешение очередного кризиса.
Кавер: Unsplash