Итоги 2020 года. Часть четвертая. 13 вопросов к CEO и основателям vol.2
25 Дек 2020, 10:00

Итоги 2020 года. Часть четвертая. 13 вопросов к CEO и основателям vol.2

Продолжаем серию публикаций, где задаем 13 итоговых вопросов 2020 года основателям, маркетологам, пиарщикам и креативщикам украинских и не только компаний и агентств. Сегодня на итоговые вопросы отвечают Федор Скиба, CEO AIR Media-Tech, Иван Кучеренко, CEO агентства DIEVO, глава Комитета по интернет-рекламе ИнАУ, Кирилл Бигай, основатель и СЕО Preply, Алеся Стоковская, СЕО агентства OII MEANINGFUL COMMUNICATION, Владимир Галика, CEO NGN.agency, Алексей Авраменко, СЕО EasyPay.

Федор Скиба
CEO глобальной экосистемы для брендов и креаторов AIR Media-Tech

1. Инсайт года

Мы сопротивляемся не потому что мы сильные, а потому что боимся, что нам не хватит силы.

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь

2. Разочарование года

Большие усилия не обязательно приводят к большим результатам.

3. Тренд года

Повышение интереса к науке и медицине.

4. Книга года

Филипп Янси «Разочарование в Боге».

5. Фильм года

«The Social Dilemma» Джеффа Орловски.

6. Человек-открытие года из индустрии

Для меня абсолютное восхищение вызвал канал LEMMiNO про загадочные истории, поданные на уровне документальных фильмов Discovery и Netflix.

7. Событие года

Вакцины против COVID-19.

8. Цитата года

«One day you will wake up and there won’t be any more time to do the things you’ve always wanted. Do it now». / «Однажды ты проснёшься, и уже не будет времени сделать то, что ты всегда хотел. Сделай это сейчас»‎. (Пауло Коэльо)

9. Персональное достижение года

Реализация даже части того видения, что трансформировало нашу экосистему для брендов и креаторов AIR Media-Tech в 2020. За что отдельная благодарность команде.

10. Компания года

Каждый предприниматель, который нашел способ сохранить свою компанию в 2020. Каждое кафе, малый бизнес, ивенты, путешествия, которые придумали решения, оставившие их на плаву.

11. Реклама года

Из того, что делали мы в AIR Media-Tech — рекламная кампания агентства стратегического инфлюенсер-маркетинга AIR Brands для Corega.

Другие агентства — Seadora от Banda:

12. Продукт года

Защитные медицинские маски от Abifarm, которые позволяют нормально дышать не в ущерб защитным свойствам.

13. Отраслевой прогноз на 2021 год

Как и после 2001, 2008, 2014 — мы все станем сильнее.

Иван Кучеренко
глава Комитета по интернет-рекламе ИнАУ, партнер рекламно-коммуникационного холдинга NCG (Nostra Communications Group), CEO агентства DIEVO

1. Инсайт года

Тотальная удаленная работа может настать внезапно и оказаться на удивление продуктивной. До локдауна у многих компаний, да и, что тут таить, в нашем холдинге NCG в том числе было двоякое отношение к удаленке. Однако, когда все мы в один момент оказались в своих «домашних офисах», мы не только не сбавили темп, но и вышли на новый уровень продуктивности.

2. Разочарование года

Закрытые границы и коллапс туризма. Популярной шуткой стал вопрос «куда ты не поехал в этом году?» — учитывая, что в том числе и путешествия вдохновляли многих коллег по рынку, да и меня лично, на то, чтобы делать крутые проекты, их ограниченность стала воистину разочарованием. Хотя, с другой стороны, возросла популярность внутреннего туризма, и я сам в этом году с большим удовольствием проникся трендом #МандруйУкраїною.

3. Тренд года

«Онлайн — всё». Распределенная работа, онлайн-образование и онлайн-мероприятия стимулировали платформы и решения для комфортного виртуального взаимодействия. Количество ежедневных пользователей Zoom за 3 месяца с начала локдауна увеличилось с 10 млн до более чем 200 млн, а стоимость акций с начала 2020 года выросла с $70 до $400. Стриминговые сервисы по типу Restream привлекают многомиллионные инвестиции, а рынок все еще в ожидании решений, которые сделают онлайн-встречи/обучение/мероприятия/взаимодействие еще более комфортными.

4. Книга года

«Бог всегда путешествует инкогнито» (Лоран Гунель).

5. Фильм года

Поскольку с фильмами в этом году ситуация достаточно сложная, множество премьер, в том числе очередную экранизацию «Дюны», которую я очень сильно ждал, перенесли на следующий год, я бы хотел отметить не фильм, а сериал — это, безусловно, Queen’s Gambit, который заставил весь мир по-новому взглянуть на мир шахмат и, по сути, вновь сделал этот вид спорта популярным. Это яркий пример того, как поп-продукт влияет на общемировые тренды, и мне будет очень интересно наблюдать, как долго продержится интерес к шахматам на фоне угасания интереса к сериалу.

6. Человек-открытие года из индустрии

Лера Толочина, которую я знал многие годы и неотрывно связывал ее с fashion-индустрией, после того как она решила кардинально сменить сферу деятельности и перешла в MEGOGO. Ее переход наглядно показывает, как цифровая индустрия и цифровые продукты способны привлекать различные таланты из других сфер.

7. Событие года

Websummit в онлайне, который показал, что такую атмосферу невозможно передать с помощью онлайна. И после трех дней «виртуального Лиссабона» я могу смело утверждать, что офлайн-мероприятия не только восстанут из пепла, но и заиграют новыми красками в следующем году. Безусловно, сохранится «гибридный формат», и онлайн-трансляция станет уже не дополнительной фишкой, а нормой, в том числе и включение отдельных спикеров через онлайн, однако заправлять эмоциями и атмосферой будет исключительно офлайновый формат.

8. Цитата года

«Запах мандарин в этом году почувствуют не все». Могу смело шутить на этот счет, ибо сам недавно прошел через это странное состояние и по-новому оценил важность обоняния в человеческой жизни

9. Персональное достижение года

Трансформация бизнеса. Кризис ускорил интеграцию DIEVO в рамках холдинга NCG и заставил по-новому посмотреть на эффективность бизнеса. Как следствие — наш fushion-подход дал новые витки развития для многих сотрудников, а финансовые результаты года на фоне общего падения рынка показывают рост, что свидетельствует об успешной трансформации.

10. Компания года

Reface. То, как украинские ребята запилили продукт, который разрывает чарты апсторов и привлекает внимание селебрити и мировых медиа, дорогого стоит. И, как оказалось из интервью основателей Романа Могильного, Олеся Петрива и Кирилла Сыгыды, это не ситуативный успех, а целенаправленная кропотливая работа методом проб и ошибок в течении нескольких лет. 

11. Реклама года

Поскольку мы в основном фокусируемся на медийных кампаниях и на том, чтобы максимально кост-эффективно донести рекламное сообщение до целевой аудитории (иначе насколько гениальным не был бы креатив, о нем просто никто не узнает), для меня это однозначно рекламная кампания для нашего клиента «Приправка», который  в самый разгар локдауна вывел на рынок новый продукт по сути в новой категории — «Готуємо в соусі». И то, что этот проект ознаменовался не только ростом знания продукта с нуля до 20%, приростом в портфеле продаж, но и золотом EFFIE в категории «Запуск продукта», свидетельствует о том, что с коммуникационной задачей мы справились отлично.

12. Продукт года

Zoom. Я практически не сталкивался с этой платформой до марта текущего года, а сейчас не представляю нашу работу без него. На старте локдауна мы тестировали различные платформы для онлайн-видеоконференций, но в итоге по ряду параметров остановились именно на Zoom.

13. Отраслевой прогноз на 2021 год

Все будет digital. Коронакризис и тотальная диджитализация всего привели к изменению медиа-предпочтений как целевых аудиторий, так и рекламодателей. А изменение в структуре продаж ТВ-рекламы, когда впервые за 10 лет рекламодатели столкнулись с существенным изменением конъюнктуры продаж рекламы и разными возможностями селлеров в плане охвата целевой аудитории, стимулировало многих при пересмотре сделок на ТВ заодно пересмотреть и медиамикс, в котором до этого диджитал развивался не революционно, а эволюционно — в первую очередь, за счет каннибализации наружки и прессы. Свежие прогнозы ВРК на следующий год и отдельные исследования вселяют оптимизм в рост медийной digital-рекламы, ну а я прогнозирую как минимум двукратное увеличение доли digital в медиа-сплите большинства рекламодателей.

Кирилл Бигай
основатель и СЕО международного EdTech-маркетплейса для изучения иностранных языков Preply

1. Инсайт года

Стремительная диджитализация в Украине вопреки локдауну.

2. Разочарование года

Запрет на поездки в определенные страны в связи с пандемией и в целом ограничения в общественных местах.

3. Тренд года

Дистанционная работа и обучение.

4. Книга года

«The hard thing about hard things» Бена Хоровиц, который на примере своего бизнеса показывает, что такое стойкость и решимость. Эта история применима абсолютно к любым кризисам.

5. Фильм года

«The Expanse».

6. Человек-открытие года из индустрии

Джордж Гринбери, стипендиат программы Фулбрайта, выпускник Кембриджского, Гарвардского и Уорикского университетов. Исследует будущее образования и новые инструменты онлайн-обучения для решения проблемы глобального неравенства в образовании. Считает, что знания должны быть доступны всем, а процесс обучения — увлекательным и адаптивным.

7. Событие года

Запуск платформы «Всеукраинская школа онлайн».

8. Цитата года

«Судьбу человека задает характер. Судьбу организации — корпоративная культура», — Тони Шей, американский предприниматель, венчурный капиталист, CEO онлайн-магазина Zappos.com. Цитата из его бестселлера «Доставляя счастье. От нуля до миллиарда. История создания выдающейся компании из первых рук».

Мы в Preply со старта выбрали такой путь: поощрять разнообразие и привлекать как можно больше креативных ребят в команду. Сейчас у нас 180 сотрудников 25-ти национальностей. Каждый со своей традиционной культуры вносит лучшее в корпоративную культуру компании и тем самым развивает наш мультинациональный продукт.

9. Персональное достижение года

В 2020-м мы закрыли новый раунд инвестиций на $10 млн. Лид-инвестором стал лондонский венчурный фонд Hoxton Ventures. Также вложились Point Nine Capital, All Iron Ventures, The Family, EduCapital и Diligent Capital и несколько ангельских инвесторов: Артур Костен из Вooking.com, экс-генеральный директор Upwork Гари Сварт, руководитель Unity Technologies Дэвид Хельгасон и основатель Couchsurfing Даниэль Хоффер.

Общий объем инвестиций на сегодня превышает $15 млн. Финансирование поможет нам усилить позиции на рынках США, Франции, Германии, Испании, Италии и Великобритании.

Кроме того, мы постепенно расширяем штат сотрудников. Офис в Барселоне пополнился двумя профессионалами с многолетним опытом. Джош Кроссик занял должность Chief Product Officer. Он контролирует разработку мобильного приложения Preply и использование в сервисах искусственного интеллекта и машинного обучения. Филиппо Галлиньяни теперь наш Chief Marketing Officer. Его цель — повысить узнаваемость бренда Preply в соцсетях и СМИ и автоматизировать рабочие процессы. В новому году надеемся увеличить штат в Барселоне и Киеве еще на 150–200 сотрудников.

10. Компания года

Zoom.

11. Реклама года

«The whole working-from-home thing» (Apple).

https://youtu.be/6_pru8U2RmM

Мы по-прежнему живем в мире дедлайнов, встреч, групповых чатов, созвонов с коллегами и партнерами. Но также — в мире незаменимых гаджетов и интернета, которые делают нашу жизнь комфортнее.

12. Продукт года

Медицинская маска и массовые подписки на онлайн-сервисы.

13. Отраслевой прогноз на 2021 год 

Те, кто еще в начале локдауна неохотно работали и учились удаленно, постепенно поняли, что это действительно удобно и эффективно. Людям нравится онлайн-образование. Количество пользователей различных платформ будет только расти. Это говорит о том, что подходы, учебные материалы и инструменты для обучения должны быть гибкими. Кому-то удобнее смотреть ролики, кому-то — общаться с педагогом по видеосвязи или в чате. Приверженцам текстового контента понадобятся более свежие источники в разных областях знаний. Поэтому пользователи оценят в первую очередь те платформы, которые смогут объединить в себе эти возможности. Мы в Preply изначально строили стартап по принципам гибкого обучения. Отчасти поэтому сервис нашел отклик у сотен тысяч учеников и репетиторов по всему миру.

Сохранится потребность в обучении преподавателей. Педагоги, которые годами читали лекции в аудиториях, все еще стремятся успешно преподавать в онлайне.

Этот опыт требует специфических навыков. На мой взгляд, тренинги по обучению в виртуальной среде — мастхэв в следующем году для всех украинских преподавателей.

2021 год — новый виток в развитии обучения с помощью виртуальной, дополненной и смешанной реальности. Раньше всем казалось, что это что-то футуристическое и больше касается развлечений, чем образования. Но нынешний год показал: будущее онлайн-обучения за смелыми технологиями в виде AR и VR. Наработки в этих направлениях активно создают. Значит, какие-то продукты мы непременно увидим в школьных классах или вовсе перейдем в виртуальные школы.

Алеся Стоковская
СЕО агентства OII MEANINGFUL COMMUNICATION

1. Инсайт года

Скорость адаптации к изменениям стала ключевым преимуществом сильных игроков на коммуникационном рынке. В OII мы даже не заметили снижение темпов и объемов работы.

2. Разочарование года

Бесполезные бесплатные тренинги, которые начали проводить в локдаун даже те, кто не разбирается в теме.

3. Тренд года

Через информационный шум можно пробиться, только генерируя  уникальный потребительский опыт.

4. Книга года

«Fall of Giants» Ken Follett

5. Фильм года

Queen’s Gambit. Про главное — умение думать, принимать эффективные решения и о правильных людях рядом. 

6. Человек-открытие года из индустрии

Юлия Мендель, пресс-секретарь Президента Украины

7. Событие года

В Украине — Инвестиционный форум города Киева — одно из самых масштабных событий осени (онлайн и оффлайн), в мире — вручение Дэвиду Линчу почетного «Оскара» за вклад в кинематограф. 

8. Цитата года

«Так это была белая полоса» (с) народный анекдот. Мы после 2020 готовы ко всему 😃

9. Персональное достижение года

Мы смогли максимально избавить от страхов команду и дать возможность профессионально гармонично развиваться всей компании и лично каждому.

10. Компания года

«Планета Кино» за то, что осталась так же прекрасна, как и до карантинных времен. И каждый может прийти в RE’LUX и посидеть в кресле, «где сидел Дэвид Линч». 

11. Реклама года

#IamUkraineNow про Украину сегодня.

И продолжение рекламной кампании Bolt «Водители Bolt — не олени», которая показала свою эффективность и в этот турбулентный год нашла продолжение во второй серии.

12. Продукт года

Webex. Несмотря на то, что все повально начали использовать Zoom во время первого локдауна, но чем дальше, тем больше возникало вопросов безопасности и защиты информации. В этот момент ярко появилось обновление Webex, в котором даже есть автоматическое транскрибирование встреч и шумоподавление (спасет от всех соседей с дрелью).

13. Отраслевой прогноз на 2021 год 

Ключевой тренд последнего десятилетия будет только усиливаться — значимые коммуникации будут составлять еще более весомую роль в бизнесе.

Владимир Галика
CEO NGN.agency

1. Инсайт года

Правильное голодание полезно — и организму, и индустрии, и конкретному бизнесу.

2. Разочарование года

Last of Us 2 (Извините, но это было очень нудно).

3. Тренд года

Все можно продать онлайн. Раньше об этом говорили, потом в этом верили, в этом году на это надеются 🙂

4. Книга года

Start with Why — из тех, что прочитал в этом году.

Becoming Bulletproof — из тех, что вышли в этом году.

5. Фильм года

Джентельмены — да, он вышел конце 2019, но с учетом специфики 2020-го года я ему немного продлеваю окно возможностей 🙂.

6. Человек-открытие года из индустрии

Тоня, наш PR-менеджер. Наконец-то я поверил, в то, что хороший пиар еще жив.

7. Событие года

Выход Amd Ryzen 5000-серии и GeForce 3000-й серии. Остались малозаметны вне круга геймеров и энтузиастов технологий, но мы еще долго будем наслаждаться плодами этих технологических сдвигов.

8. Цитата года

Sapienti sat — уже пару тысяч лет лучшая цитата.

9. Персональное достижение года

Тактически — три стратегии за один месяц, каждая из которых увеличила бизнес клиентов многократно. Стратегически — понял, принял и начал реализовывать свою миссию и миссию компании. В тот же месяц сделали тактическое достижение, описанное выше. Очень банально, да.

10. Компания года

SWEET.TV — среди украинских, Amazon — среди мировых.

11. Реклама года

Пожалуй, вот этот ролик:

https://youtu.be/MM50q-HZZIY

12. Продукт года

Маска SHIELD mask от GUD… и макбук про с процессором M1.

13. Отраслевой прогноз на 2021 год

Все будет 🙂. А конкретно все будет быстро, экономично и онлайн. Креатив надо будет делать быстро, его надо будет делать дешево, его надо будет дистрибутировать онлайн.

Если перевести в конкретный пример: 9 из 10 компаний лучше снять простой ролик за неделю и показать его онлайн. Время сложных и дорогих форматов когда-то вернется, но не в 2021-м. Ах да, стратегия, без нее вам будет все сложнее жить, придется-таки разобраться, что это, правда, такое и как ее делать.

Алексей Авраменко
СЕО EasyPay

1. Инсайт года

Как это ни парадоксально, но главный инсайт 2020 — если что-то не можешь проконтролировать, отпускай это на волю случая и не переживай. Это не самое приятное чувство, но благодаря этому мы стали еще активнее в поиске новых проектов, новых клиентов, новых инструментов. Но, поняв, что я никак не влияю на общую ситуацию, я выдохнул, «отпустил» и сосредоточился на том, что можно изменить — сохранить рабочие места и выстоять.

2. Разочарование года

Система здравоохранения и борьба с ковидом во всем мире. Действия и рекомендации правительств, международных организаций, фондов и т.д. противоречили друг другу и не были слаженными. Думаю, что я не одинок, и многие респонденты ответили именно так.

3. Тренд года

Я бы говорил о нескольких трендах. Во-первых, всеобщая диджитализация и массовый переход в онлайн не только бизнеса, но и обучения, коммуникаций и многих других сфер жизни. Никогда бы не подумал, что смогу вести доклад, общаться с партнерами и потенциальными клиентами во время отдыха с семьей. С этим трендом неразрывно связан следующий — уничтожение границ между личным и рабочим. Рабочий день, особенно во время локдауна, был растянут до бесконечности: просыпаешься, решаешь рабочие вопросы, занимаешься семьей, снова решаешь рабочие вопросы, и так 24/7.

4. Книга года

Тяжело выбрать что-то одно, но в 2020 я чаще всего перечитывал две книги. Первая — «Черный лебедь» Нассима Талеба. Почему она? Потому что сам коронавирус оказался «черным лебедем», непредвиденной случайностью, которая изменила весь мир. Вторая — «Мозг. Инструкция по применению…» Девида Рока. Очень доступно о возможностях нашего мозга. Рекомендую читать всем — от школьников до бизнесменов.

5. Фильм года

В 2020 практически не было премьер в кинотеатрах, спасибо коронавирусу. Из того, что вышло и удалось посмотреть — сериал «Мандалорец» и фильм «Прекрасная Эпоха»/ Belle époque.

6. Человек-открытие года из индустрии

Год был настолько насыщенным проектами и работой, что я не следил за игроками рынка. Не могу никого отметить — все работали на максималках. Цыплят по осени считают.

7. Событие года

Общемировое — пандемия. Тут без комментариев.

8. Цитата года

Марк Аврелий: «Делай что должен и свершится, чему суждено».

9. Персональное достижение года

Нашел в себе силы не поддаваться краткосрочным трендам.

10. Компания года

Конечно же, EasyPay. Несмотря на локдаун, карантин и прочее, мы не просто выстояли, но и выросли (бизнесом, командой, новыми проектами). Редко какой бизнес может похвастаться этим в сложный кризисный год. 

11. Реклама года

Продуктовая революция BBDO Ukraine для Brunch:

12. Продукт года

Тут все просто — Brunch. Сам ем, если не успеваю перекусить, и всем советую.

13. Отраслевой прогноз на 2021 год

Следующий год не будет легким. Конечно, хочется верить, что нового кризиса, карантина или других переломных моментов не будет, но бизнесу, в любом случае, придется адаптироваться и меняться. Мне кажется, что лучше всего будут приспособлены к новым реалиям ритейлеры. Особенно, если продолжат активное внедрение phygital (physical и digital) в свою работу.

Потребители устали от негатива, хотят развлечений, восполнить «отложенный спрос в общении» и при этом хотят уникальных скидок и персонализированного предложения только для них от ритейлера или бренда. Думаю, что 2021 станет годом  proximity marketing — когда, к примеру, во время покупки ботинок с гортексом в условном «Интертопе» покупатель будет ловить условных покемонов в торговом зале для получения скидки, а его телефон будет предлагать купить условные термоноски по специальной цене, только в течение ближайшего получаса и только в этом магазине. Уверен, что в следующем году появится десятки новых компаний и отраслей, а это значит, что будут новые решения, партнерства и интересные сервисы.

Кавер: Unsplash

Расскажите друзьям про новость