В канун Нового года MMR представляет серию выводов 2023 года. Первыми на 12 вопросов ответили маркетинг-директора известных компаний.
Сегодня собственными итогами и инсайтами делятся Екатерина Спивакова, руководитель департамента коммуникаций, PR и GR Kernel, Елена Деревянко, co-founder и партнер Агентства PR-Service, вице-президент Украинской PR-Лиги, д-р наук, проф., Елена Осипчук, PR-директор Socar, Сергей Биденко, репутационный и антикризисный советник.

руководитель департамента коммуникаций, PR и GR Kernel
1. Инсайт года
Реальность доказывает, что мир может быстро откатиться вспять.
Мы привыкли считать, что движение возможно только вперед. Однако реальность доказывает, что мир может быстро откатиться назад, причем к таким точкам, которые казались давно пройденными и недостижимыми. Это касается разных сфер — движения от демократии к авторитаризму, от свободы слова к цензуре, от диджитализации до полного отсутствия связи.
Быстроизменяемость всего реальна. Надо быть внимательными ко всем процессам вокруг нас и учиться вовремя реагировать на момент изменения.
2. Разочарование года
Илон Маск. Для меня это показательный пример того, что глобальный лидер — это и о большой ответственности. Как видим, инноватор может не только строить мир, но и разрушать его — одним словом или поступком. Сегодня уровень ответственности лидера мнений сверхвысокий. И то, что раньше быстро прощалось или забывалось, теперь оказывает необратимое влияние как на доверие к самой персоне, так и на имплементацию его идей, какими бы прогрессивными они ни были.
3. Тренд года
Возвращение к аутентичным украинским традициям, их углубленное изучение и четкое разграничение навязанного советским периодом и нашего настоящего. В этом году произошел настоящий бум просветительских культурных событий. Показательно, что мы не только узнаем больше об известном нам, но и открываем новое в культурном наследии Украины. Да, в этом году культурным открытием для меня стал Василий Кричевский — украинский художник, график и архитектор ХХ века. Он внес большой вклад в развитие декоративно-прикладного искусства Украины. Мне посчастливилось посетить его усадьбу на Полтавщине и своими глазами увидеть эскизы его графических работ.
4. Книга года
«Российско-украинская война. Возвращение истории» — книга Сергея Плохия, директора Украинского научного института Гарвардского университета.
5. Фильм/сериал года
«20 дней в Мариуполе» Мстислава Чернова.
6. Человек-открытие года из индустрии
Андрей Вадатурский, генеральный директор «Нибулон». Алексей Афанасьевич Вадатурский всю жизнь посвятил развитию агробизнеса и речной агроинфраструктуры и внес большой вклад в развитие всей отрасли в частности. Для его преемника это был настоящий вызов — перенять такое наследие, еще и сделать это в условиях военного положения — сверхсложного периода для страны и ее агросектора. Несмотря на все сложности, Вадатурский-сын сохранил репутацию компании и доверие партнеров.
7. Событие года
Прекращение действия Зерновой инициативы и продолжение движения судов по Черному морю Украинским коридором. Это знаковое событие и для агроиндустрии, и для экономики Украины в целом. То, что экспорт морскими путями работает, несмотря на систематические атаки россии на портовую инфраструктуру и даже вышел на рамки агроэкспорта — это еще один символ украинской смелости и стремления побеждать.
8. Персональное достижение года
В этом году я вошла в борды двух женских сообществ — Impact Force и Women Leaders for Ukraine. Эти общественные организации сосредотачиваются на проектах по ответственному лидерству, изменению социального поведения, долговременному социальному влиянию, созданию экономических возможностей для мелких и средних предприятий. Для меня почетно и ответственно стать частью подобных инициатив.
9. Компания года
Безусловно, это Kernel. 2023 — мой первый год в этой компании. У меня большой опыт работы в различных структурах, органах власти, в различных направлениях бизнеса, и Kernel поразил своей адаптивностью под быстро меняющуюся среду. Такая крупная и многокомпонентная компания поражает быстротой и качеством принятия решений и довольно коротким периодом их реализации и получения результата.
Мы мощно заходим в новые для нас сегменты, покупаем суда, реализуем проекты по энергоэффективности, заканчиваем строительство крупнейшего маслоэкстракционного завода в Европе — и это лишь часть проектов, которые Kernel воплощает в очень непредсказуемые для украинского бизнеса времена.
10. Реклама года
«Етніка: українські художні промисли» — это информационная кампания о традициях и связи с предками, созданная при поддержке Министерства культуры и информационной политики Украины и канадского донорского проекта. Проект состоит из четырех вдохновенных роликов, посвященных уникальным украинским народным промыслам: решетиловская вышивка белым по белому, косовская рисованная керамика, гутничество и писанок. К созданию видео была привлечена дизайнер Ольга Навроцкая.
Видео об этих уникальных украинских ремеслах завораживают и вызывают чувство гордости за наше культурное наследие. Убедитесь в этом сами.
Однако для меня кроме просветительской миссии еще одно важное преимущество этой инициативы в том, что организаторы популяризируют эти промыслы, создавая спрос на них среди потребителей — например, их можно приобрести в ЦУМе.
11. Продукт года
Подсолнечное масло. В Kernel я открыла для себя этот продукт заново, посетив один из наших маслоэкстракционных заводов и подробно изучив процесс изготовления масла. В быту мы недооцениваем этот продукт, хотя должны им гордиться. Вокруг подсолнечного масла много мифов и, наверное, это тоже тот традиционный украинский продукт, о котором нам нужно узнавать больше и научиться ценить его, как это делает уже весь мир. Украина является мировым лидером по изготовлению и экспорту подсолнечного масла на мировые рынки, и мы в Kernel планируем сейчас большой проект, который поможет нашему потребителю лучше понять и почувствовать и сам продукт, и его роль в историческом наследии Украины.
12. Отраслевой прогноз на 2024 год
Старые инструменты для сбора донатов и освещения помощи ВСУ уже не работают, поэтому кампании будут еще более изобретательными и креативными. Будет появляться много необычных творческих и бизнес-коллабораций, иногда, возможно, очень неожиданных. Думаю, что выразительным акцентом для кампаний на широкую аудиторию станет тезис о том, что даже небольшие суммы важны. Важной остается роль СМИ в направлении освещения проектов помощи военным. На прессу возложена миссия удерживать на этом фокус внимания общества, а для этого тоже придется быть креативными в подаче, ведь это тоже их вклад в победу.

co-founder и партнер Агентства PR-Service,
вице-президент Украинской PR-Лиги,
д-р наук, проф.
1. Инсайт года
Кризис политического лидерства в мире гораздо глубже, чем я думала раньше.
2. Разочарование года
К счастью, не случилось такое, потому что у меня нет привычки иметь иллюзии 😉
3. Тренд года
К сожалению, это все еще «не смотри вверх».
К сожалению, это все еще «не смотри вверх» как одновременно и естественная реакция людей на очень тревожные вызовы, так и искусственно навязываемая обществу безответственными decision-makers.
4. Книга года
Для меня «Аштавакра-Гита», потому что удалось найти достаточно времени на осмысление.
5. Фильм/сериал года
The Crown — потому что наконец вышел последний сезон.
6. Человек-открытие года из индустрии
Не повезло встретить.
7. Событие года
Как и в прошлом году, война.
8. Персональное достижение года
- Удалось упорядочить свои научные достижения в виде давно задуманного сборника «General Theory of reputation» — книга на английском, которая была представлена на London Book Fair. И уже дорабатываю этот текст для второго издания, другого по стилистике и целевой аудитории.
- Удачно прошла курс Creative Writing в Оксфордском университете.
9. Кампания года
Create Real Magic by Coca-Cola.
10. Реклама года
Barbie by Mattel & Warner Bros. — промо фильма и в значительной степени сам фильм.
11. Продукт года
ChatGPT, являющийся, пожалуй, наиболее обсуждаемой продуктовой инновацией.
12. Отраслевой прогноз на 2024 год
Ключевые тренды:
- сохранение объема рынка на текущем уровне;
- акцент на GR и антикризисных коммуникациях;
- эксперименты с AI;
- дефицит квалифицированных кадров;
- попытки постановщиков задач всех уровней сэкономить на PR-бюджетах.

PR-директор
Socar
1. Инсайт года
Мы жили без долгосрочных планов и стратегий и выжили.
2. Разочарование года
Последняя пресс-конференция Зеленского. Отсутствие планов огорчает.
3. Тренд года
КСО и формирование корпоративной благотворительности. Это уже часть стратегии брендов как крупных компаний, так и маленьких предприятий.
4. Книга года
Эмилия Гарт «Непокорные».
5. Фильм/сериал года
«Оппенгеймер». Коли не завжди можеш враховувати наслідки.
6. Человек-открытие года из индустрии
Александр Шевченко, Укрзалізниця.
7. Событие года
Возвращение скифского золота.
8. Персональное достижение года
Совершенствование селф-менеджмента.
9. Компания года
Укрзалізниця.
10. Реклама года
Superhumans. О совместном проекте компании SOCAR и Superhumans Center по сбору средств на высокофункциональные протезы для пострадавших от войны украинцев.
11. Продукт года
Детский фуд-бокс с Патроном на АЗК SOCAR.
12. Отраслевой прогноз на 2024 год
Произойдут изменения корпоративной культуры.
Ветераноцентричность. Мы привыкли жить в войне и готовы масштабироваться даже в таких неблагоприятных условиях. Произойдут изменения корпоративной культуры, и это будет происходить быстро, потому что времени на «раскачку» нет.

репутационный и антикризисный советник
1. Инсайт года
Люди — самая ценная сила любой компании.
2. Разочарование года
Люди и медиа, которые публикуют или перепечатывают информацию без взвешенного анализа ее ценности и правдивости. Как следствие, это перерастает в хейт и уничтожает людей, компании, идеи и процессы.
3. Тренд года
Обращаться за помощью к коллегам и быть открытым оказывать такую помощь.
4. Книга года
«Everyday Communication Strategies: Manage Common Issues to Prevent a Crisis and Protect Your Brand». Автор — Amanda Coleman.
Прекрасно структурированная книга о кризисных коммуникациях. Ощущение дружеского разговора со специалистом по преодолению репутационных кризисов, в портфолио которого немало интересных и ярких историй преодоления кризисов.
5. Фильм/сериал года
Третий сезон сериала «Утреннее шоу» и мини-сериал Netflix об Арнольде Шварценеггере. Оба сериала показывают величие и хрупкость личности.
6. Человек-открытие года из индустрии
Юлия Петрик. Знакомы уже давно, но постоянно открываю для себя ее разные проявления силы, эмпатии, креатива.
7. Событие года
ВСЕ, что делали украинцы в этом году для Украины и людей.
8. Персональное достижение года
- Получил международную премию PRO PR Globe Awards.
- Продолжил работу над проявлением на международном уровне талантов и профессионализма украинских коммуникационников.
- Инициировал подачу заявок от украинских коллег на престижные конкурсы — ICCO Awards 2023, а также Davos Communications Awards 2023, где награды получили Вирослава Новосильная, основательница и CEO агентства SLOVA Tech PR, Киевский городской совет (Киев Цифровой), Новая Почта, Ukrain ДТЭК ВИЭ, украинская биржа WhiteBIT.
9. Компания года
Business StandUp и ее основательницы Наталья Дмитренко и Наталья Слепцова.
Каждый раз у них получается организовать событие высочайшего качества для нетворкинга, рефлексии и удовольствия!
10. Реклама года
«Новая почта» — «Завтра буде».
11. Продукт года
AI сервисы — для проверки гипотез и идей.
12. Отраслевой прогноз на 2024 год
Перманентный кризис — часть нашей жизни.
Перманентный кризис — часть нашей жизни. Поэтому важно для коммуникационных команд компаний и пиар-агентствам провести обучение для актуализации знаний и практических навыков антикризисных действий и защиты репутации.