19 Июл 2006, 09:25

Восполняя недостаток реализма

Известный киевский бизнесмен и рекламный деятель Юрий Когутяк открыл собственную картинную галерею. Название новой галереи на Паньковской подобрано просто и со вкусом: Коллекция. В галерее выставляются произведения современного искусства, кроме того, издается большой каталог, снабженный научным аппаратом. Объем инвестиций в проект оценивается примерно в $500 тыс. О планах галереи рассказывает ее основатель, Юрий КОГУТЯК

Восполняя недостаток реализма

Известный киевский бизнесмен и рекламный деятель Юрий Когутяк открыл собственную картинную галерею. Название новой галереи на Паньковской подобрано просто и со вкусом: Коллекция. В галерее выставляются произведения современного искусства, кроме того, издается большой каталог, снабженный научным аппаратом. Объем инвестиций в проект оценивается примерно в $500 тыс. О планах галереи рассказывает ее основатель, Юрий КОГУТЯК  – Почему вы решили открыть галерею? Картины для вас – хобби или очередной серьезный бизнес-проект?– Я давно хотел открыть галерею. Пока что я не рассматриваю ее как самостоятельный бизнес-проект, хотя мне хотелось бы, чтобы он хотя бы окупался. Идея открыть галерею зрела у меня года три. Мы решили, что приобрести помещение будет проще, чем его снимать. Во-первых, помещения в центре города не падают в цене, так что это выгодная инвестиция, во-вторых, так мы избавились от основной статьи операционных затрат на содержание галереи. Когда я работал на Паньковской, 11, я имел возможность наблюдать в окно, как строится здание, в котором сегодня находится галерея. Это очень красивый дом в приятном, тихом месте, так что когда мы обнаружили, что помещение на первом этаже продается, сразу же приняли решение его купить. Правда, процесс приобретения и ремонта затянулся почти на год. Мы капитально меняли планировку, даже успели снести несколько стен.– Почему Коллекция? Изначально, вы собирались дать галерее другое название…– Над названием мы также думали достаточно долго, поскольку оно должно было соответствовать заложенной в проект концепции. Я осознанно подошел к этому вопросу, поскольку не первый год на рекламном рынке. Первоначальное название – Анабазис – было отвергнуто как слишком заумное, несмотря на то, что оно несет в себе глубокий смысл. Так что мы назвали галерею Коллекция – достаточно нейтрально и отображает суть проекта. – Вы самостоятельно работаете с художниками или делегируете этот процесс директору галереи? Как выбираются произведения, которые можно увидеть на стенах Коллекции?– Управление галереей кажется мне в чем-то похожим на управление креативным агентством. В основе и того, и другого – творческий процесс, который сопровождается обширной административной и хозяйственной деятельностью. Мне интересно работать с творческими людьми. Правильная работа с ними, эффективная мотивация всегда были моими сильными сторонами в рекламном бизнесе. С открытием галереи я работаю с художниками. Организовать экспозицию на самом деле не так уж просто. Во-первых, нужно найти художника, работы которого отвечают концепции галереи. Во-вторых, работы достойных художников, как правило, быстро раскупаются, и поэтому в мастерской у них редко стоит больше, чем три-пять картин. А чтобы наработать на выставку им нужно время и какая-то стипендия. Первичный отбор художников проводят директор и арт-директор галереи. Потом они предлагают их кандидатуры мне. Поскольку я не работаю непосредственно в искусстве, я могу оценить их работы со стороны. Моя основная задача – следить за соблюдением цельности концепции галереи. Мы стараемся достичь консенсуса: если хотя бы один из нас не верит в выставку, она не удастся. – Расскажите о первой выставке в Коллекции. – Это была выставка натюрмортов известного санкт-петербургского художника украинского происхождения Юрия Иванченко. Первую нашу выставку я считаю удавшейся. Хотя и здесь были определенные сложности. Художник Юрий Иванченко практически не пиарится, он очень замкнут и живет в собственном обособленном мире, и ему совершенно неинтересно заниматься собственным продвижением. Тем не менее, он успешно выставлялся в Москве и большая часть картин была очень быстро продана. В свое время наш творческий директор организовывал для этого художника персональную выставку в Лондоне и ему казалось символичным повторить этот опыт снова, на этот раз в своей собственной галерее. Выставка прошла достойно как с точки зрения подачи работ, так и с точки зрения оформления пространства, каталогов, информационных материалов. Таким образом, был задан определенный уровень, ниже которого опускаться теперь нельзя.– Какое направление в живописи вы предпочитаете? – Наибольшим дефицитом на рынке сегодня является качественный реализм. Эту мысль я часто повторяю в беседах с моими коллегами. Такое впечатление, что большинство художников сегодня находятся в поиске: они экспериментируют с техникой, с сюжетом, а людей, способных написать хороший классический портрет, не так уж много. Реализм как жанр почему-то выпал из современного искусства, по крайней мере, на уровне массового галерейного движения: считается, что он вышел из моды и морально устарел. С моей точки зрения качественной, профессиональной живописи слишком мало на выставках. Мастерство художника больше не является определяющим фактором его популярности. Я ничего не имею против творческих поисков, но в нашей галерее мы стараемся представлять качественное искусство. – Помимо ваших личных предпочтений, какие еще факторы влияют на выбор качественного реализма как основного направления, которое будет представлено в галерее?– Тут, помимо прочего, важную роль играет портрет нашего потребителя. Сегодняшние покупатели картин в большинстве своем неопытны, они не слишком хорошо разбираются в современном искусстве и в выборе руководствуются зачастую советами знатоков. Им очень не хотелось бы попасть впросак, приобретя произведение-однодневку. Активными покупателями являются коллекционеры, которые рассматривают картины в качестве выгодного размещения инвестиций. Эти опытные покупатели, дилеры, зарабатывают на неопытных. Мы стараемся продвигать вечные ценности, которые не теряют своей эстетической, а следовательно инвестиционной привлекательности. – Ожидаете ли вы в ближайшем времени, что галерея начнет приносить прибыль или хотя бы станет полностью окупаемой?– Если бы помещение было арендованным, вряд ли галерея бы окупилась. А так, я думаю, мы сможем перекрыть операционные затраты. На сегодняшний день активнее всего продаются картины в ценовом диапазоне $2-3 тыс., если они написаны более-менее известным художником. – В галерее будут выставляться украинские художники или зарубежные тоже?– Мы стараемся привлекать художников и с внешних рынков, в ближайших планах – Россия, Беларусь. Привозить картины из дальнего зарубежья нерентабельно: налоги на ввоз настолько большие, что приходится оставлять десятки тысяч долларов в качестве депозита.   СправкаЮрий Когутяк – выпускник Киевского Государственного университета, факультет радиофизики. После окончания КГУ работал в Институте Социологии АН Украины исследователем под руководством Владимира Евтуха. В 1993 году возглавил отдел рекламы и медиаисследований исследовательской компании Социс-Гэллап. С 1995 по 1997 гг. – генеральный директор и партнер компании Арк Джей Волтер Томсон. С 1997 по 2000 гг. – управляющий партнер группы компаний Bates, Saatchi&Saatchu, Зенит Медиа и др. С 2001 по 2003 гг. – генеральный директор группы компаний Видео Интернэшнл Киев. С 2003 по 2004 гг. – генеральный директор компании Медиа Лайт. С 2003 г. и по настоящее время учредитель и управляющий партнер различных рекламных компаний. В 2003 году Юрий Когутяк вошел в рейтинг ТОП-100 Самые влиятельные люди Украины (журнал Корреспондент), а также в рейтинг издания Бизнес 10 лучших топ-менеджеров Украины. В 2006 году получил премию за вклад в развитие украинской рекламы След в рекламе. В настоящее время руководит группой компаний Euro RSCG.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео