21 Дек 2007, 14:51

Украденный бизнес

Недавно в центре Киева был украден баннер БТА Банка площадью тысячу квадратных метров. Единоразовый платеж, произведенный банком агентству за это рекламное сообщение, составляет $20 тыс. Так как полотнище не было застраховано, все обязательства по размещению его замены взял на себя подрядчик. MMR решил узнать, заботятся ли операторы наружной рекламы о предупреждении подобных случаев и на что могут рассчитывать их клиенты в такой ситуации

Украденный бизнес

Недавно в центре Киева был украден баннер БТА Банка площадью тысячу квадратных метров. Единоразовый платеж, произведенный банком агентству за это рекламное сообщение, составляет $20 тыс. Так как полотнище не было застраховано, все обязательства по размещению его замены взял на себя подрядчик. MMR решил узнать, заботятся ли операторы наружной рекламы о предупреждении подобных случаев и на что могут рассчитывать их клиенты в такой ситуации. Рекордсменом по размещению широкоформатной баннерной рекламы в Киеве является «МТС-Украина». Однако недавно освоить этот рекламоноситель взялся и казахстанский БТА Банк, находящийся на стадии рыночной экспансии и решивший не жалеть средств на промо. Не успев провисеть и двух месяцев, банер размером в тысячу квадратных метров в ночь с 5 на 6 декабря неожиданно исчез с угловых фасадов столичного здания. Чтобы повесить такое полотнище нужно несколько кранов, альпинистское снаряжение и рабочие-профессионалы. Аналогичные силы и средства требуются и для его демонтажа. Поэтому вариант банального хулиганства был отброшен, и представители БТА Банка почти сразу адресовали обвинения конкурирующим компаниям, помимо которых «данный акт вандализма» не был бы никому интересен. Казахи обратились с заявлением в прокуратуру и РОВД, через прессу объявили банер в розыск, а тому, кто найдет, — награду в виде открытого депозитного счета на 5 000 грн. Через неделю пропажу нашли, однако, само собой разумеется, уже не в «рабочем» виде. О ходе следствия в банке не распространяются, однако намекают, что злоумышленники уже на прицеле, а наново отпечатанный банер появится на тех же фасадах в последнюю неделю декабря. Как быть В случае с рекламным полотнищем БТА Банка все обязательства по его восстановлению (напечатать, повесить, затем демонтировать) взяло на себя агентство, размещающее рекламу. Этот пункт проговаривается в договоре между подрядчиком и клиентом. А дальше все зависит от подрядчика — стоял ли за ним оператор наружки или это место было в его собственности (что бывает крайне редко). Также агентству придется сделать несколько компенсирующих реверансов в сторону клиента. К примеру, возместить неустойку за неэкспонирование рекламного макета. Это можно сделать, продлив время размещения на задолженное, или компенсировать деньгами. Рекламистам выгоднее второе, чтобы не сбивать очередь, давно образованную на столь лакомые места, клиентам — разумеется, первое (если они не испугались вредителя наружной рекламы). Есть еще один вариант — застраховать свою рекламную конструкцию. Клиент в таком случае не втягивается в процесс, а договоренность заключается на уровне оператор-страховая компания (СК). Однако в Украине, в отличие от России, эта практика не стала популярной. К примеру, в 2005 году СК «Солидарность» работала с группой BigBoard по страхованию их наружного парка. Однако вскоре отказалась от этой практики — количество страховых случаев быстро росло и сотрудничество ставало невыгодным для СК. «Мы начали со страхования под 4% годовых, но это оказалось убыточным для СК, и нам предложили более высокий процент, что вынудило нас отказаться от подобных услуг», — рассказал MMR Константин Головинский, директор по связям с общественностью группы BigBoard. Сегодня на страховку идут только крупные игроки и только ради инновационных разработок и дорогих конструкций. Тенденцией это не станет, так как найти страховщика на такие условия нелегко, и тут, скорее, согласие декларируется на уровне личных взаимоотношений оператора наружки и СК, а иногда даже клиента и СК. Некоторые же операторы сетуют, что страховщики вообще не проявляют какой-либо заинтересованности в этом вопросе. «В перечне услуг наших страховщиков страхование рекламоносителя отсутствует. Кроме того, мы как оператор ни разу не получали предложения о страховании своих конструкций», — говорит Ярослав Дроботун, директор компании «Моцарт». Маститые операторы В поиске «банковского» баннера особого смысла не было, так как повторная печать на нем невозможна, да и вероятность того, что такое большое полотно останется целым и невредимым, очень мала. Как говорят сами операторы, при краже нужно обязательно обратиться с заявлением в правоохранительные органы. «В случае кражи мы обращаемся в милицию. Не без труда возбуждаем уголовное дело, и дальше сами занимаемся поиском конструкций. А уголовное дело нужно, чтобы в случае «всплытия» рекламоносителя были легитимные основания его изъять, ведь это может обрести характер повторного хищения», — делится опытом Дроботун. В «группе риска» по кражам первое место занимает призматрон. За одну такую конструкцию нужно выложить порядка $20 тыс. Здесь для кражи привлекательна не сама конструкция, а механизм, заставляющий двигаться планки (стоит он порядка $5 тыс.), а также ламели — планки, на которые клеится постер. Чтобы уберечь свою призму, операторы устанавливают на нее сигнализацию и замки, и при попытке взлома милиция приезжает за 10 минут. Если механизм таки удалось своровать, найти его и затем опознать как свой, в отличие от щитов, нереально — буквально в тот же день его ставят в другую призму. Плюс, во избежание случаев вандализма, дорогую наружку не ставят в «спальных» районах, а зачастую территориально ограничивают ее центральными районами с возможностью хорошего наблюдения за ней. Следующие наиболее привлекательные носители для кражи — старожилы наружки — щиты 3х6 формата монолит. Чаще всего выбор падает на окраины города и области. Однако тут для воров есть опасность: операторы стали маркировать свое «железо» и даже после покраски могут распознать его как свое. Дорогую систему безопасности на билборды ставить финансово неоправданно, здесь наружники уже соревнуются в искусстве кования щита. Как рассказали нам в компании «Моцарт», недавно они начали использовать технологию, усложняющую самовольный демонтаж. «Мы ставим специальные замки на крепежные элементы. Это довольно дорогое удовольствие, к тому же, много возни, но щиты стали практически не разбираемыми. Сейчас их можно украсть, только распилив на части», — рассказывают в компании. Чтобы перегнать конструкцию в другое место, понадобится как минимум грузовик, как максимум еще и липовое разрешение на перевозку малогабаритного груза (согласно закону, для транспортировки груза шириной больше 2,4 м нужно специальное разрешение, а борд как минимум 3 м шириной). Именно к халатности ГАИ в контролировании демонтажа щитов и их перевозки операторы сводят рост краж их парка. Еще обвинения сыпятся в адрес профильных коммунальных предприятий. Например, в адрес КП «Киевреклама», которое в результате проводимого тендера выбрало, по мнению участников рынка, якобы не существующую компанию по демонтажу наружки. «Сомнительная компания, никто толком не знает, где ее офис, юридический адрес вообще физически не существует. «Киевреклама» связывается с ними по мобильному телефону. Их так называемая штраф-площадка находится в неизвестном никому месте. Какая-то компания-фантом», — жалуется MMR один из операторов столичного рынка наружки. По его мнению, создание такого звена позволяет собирать неугодную наружку в одном месте и перепродавать ее «серым» компаниям за наличные. «Не раз в краже наших конструкций нами было замечено агентство «Априори», — говорит Ярослав Дроботун. — В поисках своих конструкций в минувшем году мы попутно нашли щиты целого ряда компаний, которые декларировали их пропажу. Когда проходил суд, никаких других эпизодов хищения суду предъявлено не было, кроме наших. Однозначно, организовать подобное одному бы не удалось, это была группа людей». Третьи руки первым делом перекрашивают щит и сразу пытаются его установить или быстро перевезти в другой город. Игроки вспомнили не один случай, когда украденный, к примеру, в столице ситилайт они через несколько месяцев находили в другом конце страны. По их словам, основные воры — это уже не однодневные компании, а целые структуры, делающие на этом бизнес. За милую душу воруют и ситилайты. Открутить четыре болта, скрепляющие их с основой проще простого. Процедура займет не больше 20 минут и усилия двух человек, а пользы больше чем от билборда: формат сити, как известно, на порядок дороже «железа». Подсказку в несложности кражи этого формата можно даже найти в прайсах КП «Киевреклама» на демонтаж, где снятие биллбордов составляет 6 300 грн. за единицу. P.S. В последующих номерах MMR поделится результатами расследования, что за компания ведает демонтажом наружки в столице, и куда девается снятая реклама. Когда верстался номер, ММR узнал новые подробности поиска баннера БТА Банка. По информации BigMedia, услышав заявление банка о том, что по факту кражи начато расследование, в милицию явились представители компании «Мунлайт», заявившие, что рекламное полотно находится у них и что сняли его по ошибке. Именно эта компания — победитель тендера «Киеврекламы» на демонтаж незаконно установленных рекламных конструкций в г. Киеве. В BigMedia (занимались изготовлением и экспонированием рекламы банка), осмотрев возвращенный баннер, сделали вывод, что он не подлежит восстановлению — при его снятии была повреждена сетка, нарушены крепления, он был практически сорван. Группа BigMedia будет настаивать на возбуждении уголовного дела по факту произошедшего.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео