20 Июл 2012, 09:37

SMM-менеджеры: чем они занимаются и зачем нужны украинским компаниям?

SMM-менеджеры: чем они занимаются и зачем нужны украинским компаниям?

 

Поскольку рынок труда активно меняется, появились новые профессии, в которые сейчас можно включится тем, кто себя ищет или хочет поменять сферу деятельности. SMM-менеджеры — наиболее стремительно развивающаяся из новых специальностей. Исходя из статистики исследований HeadHunter, можно говорить о существенном росте рынка труда в сфере SMM-менеджмента. В разы растет количество вакансий и резюме SMM-щиков и усиливается конкуренция среди специалистов.

 

SMM-менеджер — это, прежде всего, универсальный специалист, способный качественно управлять людьми и процессами в рамках социальной платформы бренда, — говорят в digital-агентстве. На практике мы видим, что гордое звание SMM-щика часто принимает обычный человек, научившийся вести аккаунты и группы в соцсетях, более или менее грамотен, владеет русским и украинским языком, и неплохо знает английский (как минимум —  на базовом уровне).

 

Получить образование универсального специалиста по SMM в Украине сейчас негде. Поэтому ещё один хороший способ занять новую нишу — учить SMM-менеджменту. Это пробуют уже многие практики — но качественно делают единицы.

 

Общая статистика рынка труда для этой профессии


Период

Вакансий

Резюме

Hh.Индекс*

Май 2012 года

16

37

2,31

Январь — Май 2012 года

54

73

1,4

2011 год

37

37

1

Январь — Май 2011 года

20

14

0,7

 

Большинство вакансий предлагают в Киеве (90%), остальные 10% распределены между Харьковом, Донецком, Крымом и Одессой.

 

Исходя из статистики, можно говорить о существенном росте рынка труда в сфере SMM-менеджмента. Кроме увеличения более чем в два раза, количества вакансий и резюме в базе hh.ua, проявляется также тенденция к увеличению конкуренции среди специалистов. Об этом свидетельствует увеличение hh.Индекса для данной вакансии в 2012 году по сравнению с аналогичным периодом в 2011 году.

 

 

Основные требования к специалистам


Опыт работы

Работодатели в первую очередь заинтересованы в «готовых специалистах» с опытом работы 1-3 года — 80% вакансий содержат подобное требование. Кроме того, в этой сфере относительно большое количество предложений для специалистов без опыта работы -15%.  Почти всегда работодатели готовы предложить постоянную работу на полный день.

 

«SMM-менеджер это, прежде всего, универсальный специалист, способный качественно управлять людьми и процессами в рамках социальной платформы бренда», —  говорит директор digital-агентства GRAPE Ukraine Юрий Гладкий.

 

Профессиональные требования


 

Очевидно, что в первую очередь от SMM-менеджера требуют знания «профильных» технологий — владения всеми инструментами продвижения проекта в Интернете (социальные сети, форумы, блоги и т.д.).  Также SMM-менеджеру скорее всего понадобится опыт мониторинга упоминаний о бренде и умение работать с негативными отзывами.

 

Краеугольное требование почти во всех случаях — портфолио с готовыми проектами. Чаще всего без портфолио резюме не рассматривают.

 

Так как профессия находиться на стыке маркетинга и IT, то частым требованием является высокая компьютерная грамотность — знания принципов построения и наполнения сайтов, базовые знания языков программирования, знания графических редакторов, различных он-лайн приложений и инструментов.

 

«Чистых» SMM-менеджеров ищут редко. Очень часто требуют знаний и умений с близких профессиональных областей — SEO, PR, реклама, журналистика, маркетинг.

 

По словам директора digital-агентства GRAPE Ukraine Юрия Гладкого, получить образование универсального специалиста по SMM в Украине сейчас негде. Эксперт утверждает: существует лишь несколько способов получить базовые знания, которые затем можно усилить практическим опытом:

  • Стажировка в одном из digital-агентств уровня UDAC (Ukrainian Digital Agencies Committee) или медийной структуре с SMM-экспертизой (Интернет-холдинг, крупный ресурс с собственными профилями в социальных сетях). Обычно в таких компаниях уже есть специалисты с опытом и пониманием сути работы SMM, наработана база знаний и проводятся внутренние образовательные программы для сотрудников, что позволяет развиваться всем новоприбывшим.
  • Получение теоретических знаний на курсах типа ИКРА (Интерактивные Коммуникации в Рекламе) или в Школе Маркетинга Be First. Пока это одни из тех немногих мест, куда приходят учить и делиться знаниями специалисты с реальным опытом работы в отрасли.
  • Проектная и удаленная работа. Один из наиболее популярных форматов «начала рабочего пути» для SMM-специалиста, ориентированный обычно на работу с контентом и ведение социальных профилей брендов.

В остальном, по словам Юрия Гладкого, рынок насыщен предложениями по образованию и изложению Social Media Marketing крайне низкого уровня, а проводимые профильные конференции дают лишь общую информацию по актуальным вопросам индустрии.

 

Место SMM-менеджера в структуре компании, зарплатные предложения

«Рынок труда в сфере SMM активно растет. Вместе с тем, SMM-менеджмент как трендовое, интересующее всех направление, с которым все участники рынка труда прямо или косвенно сталкиваются, не всегда понятен для рекрутеров. Каждому бизнесу необходимо понимать, какие задачи можно решить с помощью  SMM-менеджмента, по каким критериям измерять эффективность. Мы чувствуем потребность на рынке HR в консалтинге SMM, чтобы понимать какие цели могут быть достигнуты с их использованием», —  говорит генеральный директор международного кадрового порталу hh.ua Марина Маковий.

 

На сегодня в сфере SMM-менеджмента чаще всего ищут:

— Помощники и ассистенты SMM-менеджера. Работа для молодых специалистов, желающих сделать карьеру в этой области. Ключевые требование — базовые знания необходимых интернет-ресурсов (обычно это присутствие в популярных социальных сетях Вконтакте, Facebook, Одноклассники и знание их функционала). Зарплатные предложения — 1-2 тыс. грн.

— PR-менеджер, в чьи обязанности входит SMM-менеджмент. Интернет-продвижение рассматривается как одна из функций, часто не главная, штатного пиарщика компании.

— Единственный специалист в компании или в отделе маркетинга(для небольших и средних проектов, стартапов). Самостоятельная штатная единица, занимается планированием, контролем и раскруткой проекта в одиночку, «сам себе начальник». Зарплатные предложения — 3-4 тыс. грн, иногда ставка +%.

— SMM-менеджер в больших проектах. Как правило, один из специалистов отдела Интернет-маркетинга (рекламы), занимается отведенным ему участком работы, чаще всего, помимо SMM, требуются дополнительные знания в сфере Интернет-маркетнига,. Зарплатные предложения — 4-5 тыс. грн.

—  Руководитель направления/отдела Интернет-рекламы. Такие вакансии появляются в компаниях, где такой вид рекламы ключевой. В обязанности входят, например, рекламные кампании, медиа-планирование, бюджеты, пресс-релизы  курирование работы ассистентов, мониторинг конкурентов и т.д. Требуются не только знания SMM технологий, но и умения пользоваться всеми инструментами продвижения продукта в Интернете. Зарплатные предложения на уровне 8-9 тыс. грн.

 

«Сегодня SMM-менеджером в компаниях часто называют специалистов, которые проводят какие-либо активности компании в социальных медиа», — говорит Юрий Гладкий. При этом, должность предусматривает ряд отдельных профессиональных направлений.

 

Пример некоторых специализаций в профессии SMM-менеджера, которые часто включаются в должностные обязанности одного специалиста или выделяются, когда этого требует объем работы в проектах:

  • Менеджер по работе с сообществами (Community manager).
  • Контент-менеджер (Content manager) или Редактор сообществ (Community writer)
  • Менеджер по работе с таргетированной рекламой.

 

Портрет соискателя

Работу SMM-менеджером чаще всего ищут мужчины и женщины в возрасте до 30 лет, с высшим образованием, хорошим или средним знанием английского языка, опытом работы от одного года.

Зарплатные пожелания — от 3-5 тыс. грн, если компетенция соискателя выше (круг обязанностей шире, чем работа с SMM-технологиями) — до 8-9 тыс. грн.

 

Оплата работы

Учитывая ситуацию, когда украинские работодатели указывают предлагаемый уровень зарплат только у 30% вакансий, HeadHunter обратился к одному из ведущих digital-агентств GRAPE Ukraine, чтобы выделить критерии определения уровня SMM-специалиста.

 

Исходя из того, что на рынке существует дефицит квалифицированных кадров в области SMM, стоимость их работы можно ранжировать по уровню портфолио проектов, KPI и опыту работы. 

Условно SMM-специалистов можно разделить на следующие уровни:

 

  • Начальный 
  • (до 2 лет). 3-5 тыс. грн. Среди их основных задач — работа с одной или несколькими брендовыми платформами в рамках заданой контентной политики, модерация, проведение активаций на основе заданных механик.

  • Средний
  • (2-3 года.). 5-8 тыс. грн. Подготовка контентной политики, управление качеством контента, соблюдение KPI, участие в разработке социальной стратегии, идей и активаций, участие в разработке интерактивных приложений и др.

  • Высший 
  • (от 3 лет). 8-16 тыс. грн. Комплексное управление социальными платформами и всей задействованной в проектах команды — от планирования этапов создания и развития, до оптимизации запланированных KPI, социализация кампаний бренда в ATL, BTL, оффлайн и др.

 

 

Подготовлено hh.ua в сотрудничестве с digital-агентством GRAPE Ukraine

Расскажите друзьям про новость

Новое видео