SMM-менеджеры: чем они занимаются и зачем нужны украинским компаниям?
Поскольку рынок труда активно меняется, появились новые профессии, в которые сейчас можно включится тем, кто себя ищет или хочет поменять сферу деятельности. SMM-менеджеры — наиболее стремительно развивающаяся из новых специальностей. Исходя из статистики исследований HeadHunter, можно говорить о существенном росте рынка труда в сфере SMM-менеджмента. В разы растет количество вакансий и резюме SMM-щиков и усиливается конкуренция среди специалистов.
SMM-менеджер — это, прежде всего, универсальный специалист, способный качественно управлять людьми и процессами в рамках социальной платформы бренда, — говорят в digital-агентстве. На практике мы видим, что гордое звание SMM-щика часто принимает обычный человек, научившийся вести аккаунты и группы в соцсетях, более или менее грамотен, владеет русским и украинским языком, и неплохо знает английский (как минимум — на базовом уровне).
Получить образование универсального специалиста по SMM в Украине сейчас негде. Поэтому ещё один хороший способ занять новую нишу — учить SMM-менеджменту. Это пробуют уже многие практики — но качественно делают единицы.
Общая статистика рынка труда для этой профессии
Период |
Вакансий |
Резюме |
Hh.Индекс* |
Май 2012 года |
16 |
37 |
2,31 |
Январь — Май 2012 года |
54 |
73 |
1,4 |
2011 год |
37 |
37 |
1 |
Январь — Май 2011 года |
20 |
14 |
0,7 |
Большинство вакансий предлагают в Киеве (90%), остальные 10% распределены между Харьковом, Донецком, Крымом и Одессой.
Исходя из статистики, можно говорить о существенном росте рынка труда в сфере SMM-менеджмента. Кроме увеличения более чем в два раза, количества вакансий и резюме в базе hh.ua, проявляется также тенденция к увеличению конкуренции среди специалистов. Об этом свидетельствует увеличение hh.Индекса для данной вакансии в 2012 году по сравнению с аналогичным периодом в 2011 году.
Основные требования к специалистам
Опыт работы
Работодатели в первую очередь заинтересованы в «готовых специалистах» с опытом работы 1-3 года — 80% вакансий содержат подобное требование. Кроме того, в этой сфере относительно большое количество предложений для специалистов без опыта работы -15%. Почти всегда работодатели готовы предложить постоянную работу на полный день.
«SMM-менеджер это, прежде всего, универсальный специалист, способный качественно управлять людьми и процессами в рамках социальной платформы бренда», — говорит директор digital-агентства GRAPE Ukraine Юрий Гладкий.
Профессиональные требования
Очевидно, что в первую очередь от SMM-менеджера требуют знания «профильных» технологий — владения всеми инструментами продвижения проекта в Интернете (социальные сети, форумы, блоги и т.д.). Также SMM-менеджеру скорее всего понадобится опыт мониторинга упоминаний о бренде и умение работать с негативными отзывами.
Краеугольное требование почти во всех случаях — портфолио с готовыми проектами. Чаще всего без портфолио резюме не рассматривают.
Так как профессия находиться на стыке маркетинга и IT, то частым требованием является высокая компьютерная грамотность — знания принципов построения и наполнения сайтов, базовые знания языков программирования, знания графических редакторов, различных он-лайн приложений и инструментов.
«Чистых» SMM-менеджеров ищут редко. Очень часто требуют знаний и умений с близких профессиональных областей — SEO, PR, реклама, журналистика, маркетинг.
По словам директора digital-агентства GRAPE Ukraine Юрия Гладкого, получить образование универсального специалиста по SMM в Украине сейчас негде. Эксперт утверждает: существует лишь несколько способов получить базовые знания, которые затем можно усилить практическим опытом:
- Стажировка в одном из digital-агентств уровня UDAC (Ukrainian Digital Agencies Committee) или медийной структуре с SMM-экспертизой (Интернет-холдинг, крупный ресурс с собственными профилями в социальных сетях). Обычно в таких компаниях уже есть специалисты с опытом и пониманием сути работы SMM, наработана база знаний и проводятся внутренние образовательные программы для сотрудников, что позволяет развиваться всем новоприбывшим.
- Получение теоретических знаний на курсах типа ИКРА (Интерактивные Коммуникации в Рекламе) или в Школе Маркетинга Be First. Пока это одни из тех немногих мест, куда приходят учить и делиться знаниями специалисты с реальным опытом работы в отрасли.
- Проектная и удаленная работа. Один из наиболее популярных форматов «начала рабочего пути» для SMM-специалиста, ориентированный обычно на работу с контентом и ведение социальных профилей брендов.
В остальном, по словам Юрия Гладкого, рынок насыщен предложениями по образованию и изложению Social Media Marketing крайне низкого уровня, а проводимые профильные конференции дают лишь общую информацию по актуальным вопросам индустрии.
Место SMM-менеджера в структуре компании, зарплатные предложения
«Рынок труда в сфере SMM активно растет. Вместе с тем, SMM-менеджмент как трендовое, интересующее всех направление, с которым все участники рынка труда прямо или косвенно сталкиваются, не всегда понятен для рекрутеров. Каждому бизнесу необходимо понимать, какие задачи можно решить с помощью SMM-менеджмента, по каким критериям измерять эффективность. Мы чувствуем потребность на рынке HR в консалтинге SMM, чтобы понимать какие цели могут быть достигнуты с их использованием», — говорит генеральный директор международного кадрового порталу hh.ua Марина Маковий.
На сегодня в сфере SMM-менеджмента чаще всего ищут:
— Помощники и ассистенты SMM-менеджера. Работа для молодых специалистов, желающих сделать карьеру в этой области. Ключевые требование — базовые знания необходимых интернет-ресурсов (обычно это присутствие в популярных социальных сетях Вконтакте, Facebook, Одноклассники и знание их функционала). Зарплатные предложения — 1-2 тыс. грн.
— PR-менеджер, в чьи обязанности входит SMM-менеджмент. Интернет-продвижение рассматривается как одна из функций, часто не главная, штатного пиарщика компании.
— Единственный специалист в компании или в отделе маркетинга(для небольших и средних проектов, стартапов). Самостоятельная штатная единица, занимается планированием, контролем и раскруткой проекта в одиночку, «сам себе начальник». Зарплатные предложения — 3-4 тыс. грн, иногда ставка +%.
— SMM-менеджер в больших проектах. Как правило, один из специалистов отдела Интернет-маркетинга (рекламы), занимается отведенным ему участком работы, чаще всего, помимо SMM, требуются дополнительные знания в сфере Интернет-маркетнига,. Зарплатные предложения — 4-5 тыс. грн.
— Руководитель направления/отдела Интернет-рекламы. Такие вакансии появляются в компаниях, где такой вид рекламы ключевой. В обязанности входят, например, рекламные кампании, медиа-планирование, бюджеты, пресс-релизы курирование работы ассистентов, мониторинг конкурентов и т.д. Требуются не только знания SMM технологий, но и умения пользоваться всеми инструментами продвижения продукта в Интернете. Зарплатные предложения на уровне 8-9 тыс. грн.
«Сегодня SMM-менеджером в компаниях часто называют специалистов, которые проводят какие-либо активности компании в социальных медиа», — говорит Юрий Гладкий. При этом, должность предусматривает ряд отдельных профессиональных направлений.
Пример некоторых специализаций в профессии SMM-менеджера, которые часто включаются в должностные обязанности одного специалиста или выделяются, когда этого требует объем работы в проектах:
- Менеджер по работе с сообществами (Community manager).
- Контент-менеджер (Content manager) или Редактор сообществ (Community writer)
- Менеджер по работе с таргетированной рекламой.
Портрет соискателя
Работу SMM-менеджером чаще всего ищут мужчины и женщины в возрасте до 30 лет, с высшим образованием, хорошим или средним знанием английского языка, опытом работы от одного года.
Зарплатные пожелания — от 3-5 тыс. грн, если компетенция соискателя выше (круг обязанностей шире, чем работа с SMM-технологиями) — до 8-9 тыс. грн.
Оплата работы
Учитывая ситуацию, когда украинские работодатели указывают предлагаемый уровень зарплат только у 30% вакансий, HeadHunter обратился к одному из ведущих digital-агентств GRAPE Ukraine, чтобы выделить критерии определения уровня SMM-специалиста.
Исходя из того, что на рынке существует дефицит квалифицированных кадров в области SMM, стоимость их работы можно ранжировать по уровню портфолио проектов, KPI и опыту работы.
Условно SMM-специалистов можно разделить на следующие уровни:
- Начальный
(до 2 лет). 3-5 тыс. грн. Среди их основных задач — работа с одной или несколькими брендовыми платформами в рамках заданой контентной политики, модерация, проведение активаций на основе заданных механик.
- Средний
(2-3 года.). 5-8 тыс. грн. Подготовка контентной политики, управление качеством контента, соблюдение KPI, участие в разработке социальной стратегии, идей и активаций, участие в разработке интерактивных приложений и др.
- Высший
(от 3 лет). 8-16 тыс. грн. Комплексное управление социальными платформами и всей задействованной в проектах команды — от планирования этапов создания и развития, до оптимизации запланированных KPI, социализация кампаний бренда в ATL, BTL, оффлайн и др.
Подготовлено hh.ua в сотрудничестве с digital-агентством GRAPE Ukraine