17 Дек 2007, 13:37

Рынок цифрового контента России составил $2 млрд.

Рынок цифрового контента России составил $2 млрд.

К 2010 году он должен приблизиться к $5 млрд. При этом примерно 50% объема придется на онлайн-продажи, включая прямую доставку контента пользователю по сети.
 
Главную причину бурного роста платных скачиваний эксперты видят в повсеместном использовании широкополосного интернета. По крайней мере, так обстоит дело в крупных городах. Здесь велика заслуга компании "Комстар-Директ" (проект "Стрим"), которая первой предложила достаточно низкие цены на подключение выделенки и тем самым задала стандарт остальным провайдерам. В итоге потребители, которые раньше совершали покупки в интернете по схеме "онлайн-заказ — офлайн доставка" (например, ПО или музыки на дисках), перешли на прямое скачивание контента из сети. Второй фактор — резкий рост реализации цифровых устройств, от смартфонов до DVD- и mp3-плееров.
 
Данные компании Softkey говорят, что в 2007 году в России лицензионного программного обеспечения через интернет было продано на $50-70 млн. По прогнозам консалтинговой компании J`son & Partners, к 2010 году онлайн-продажи цифрового контента составят 50% общего объема рынка, который оценивается в $4,8 млрд.
 
Большими деньгами запахло даже в сегменте электронных книг, где еще совсем недавно доминировали фактически некоммерческие интернет-библиотеки. Основная причина — повсеместное распространение "мобильных книг" — смартфонов, КПК, обычных мобильников, позволяющих скачивать и читать тексты с экрана.

Что касается видео, то в этом сегменте, по оценкам Феликса Мучника, перелом наступит не раньше чем года через два. Пока скачивать фильмы от 1 Гб (а качественное видео весит значительно больше) проблематично: много времени уходит. Другое дело — гигантский рынок цифровой музыки.

 
По оценкам компании Soundkey, в 2006 году онлайн-продажи музыки увеличились почти в два раза относительно 2005 года и составили не менее $30 млн — 10% всего российского музыкального рынка. В ближайшие три года прогнозируется пятикратный рост продаж музыки в сети. Причем сегодня этот рынок пиратский — правообладателям достается не более 1%.
 
Надо сказать, что до последнего времени на пиратов, выкладывающих музыку в сети для платного (а зачастую свободного) скачивания, авторы и исполнители смотрели чуть ли не как на добровольных рекламных агентов. Но ситуация изменилась. Рост объемов продаж подтолкнул правообладателей и дистрибуторов легального контента к активной борьбе с пиратством.

Одной из предпосылок роста рынка цифрового контента стало широкое распространение смартфонов и обычных мобильных телефонов с mp3-плеером. Потребителей контента для этих устройств можно разделить на две большие группы. Первая — люди более или менее зрелого возраста, имеющие личный компьютер и свободный доступ в интернет.

 
Они потребляют относительно серьезный контент — книги, электронные словари, навигационные карты и т. п. Причем многие сначала скачивают покупку на компьютер, а уже с него загружают ее в мобильное устройство.
 
Вторая категория — молодежь от 14 до 21 года, старшие школьники и студенты. Личного компьютера у большинства из них нет, особенно в регионах России, легкого доступа к широкополосному интернету тоже. Потребляемый ими контент — музыка для мобильного телефона, как вместо звонка, так и вместо гудка. Причем эту музыку они склонны менять чуть ли не каждую неделю. Плюс игры, видеоклипы и, как предполагается, полноценная музыка для встроенного mp3-плеера. Численность этой второй категории огромная, как и ее потребительский потенциал. Уже сегодня рынок рингтонов оценивается в миллионы долларов. Между тем сектор полноценной мобильной mp3-музыки пока топчется на месте.
 
Сергей Половников, главный редактор Content-review.com: Фултреки (полные треки mp3) не могут распространяться полноценно из-за жесткой позиции, которую заняли правообладатели и сотовые операторы. Так, правообладатели настаивают на цене не менее $2, а с учетом WAP-трафика один трек может стоить в конечном итоге до $8-10. Ну и кто его купит? Между тем потенциал у этого продукта огромный: абоненты хотят покупать музыку, а не просто рингтон.
 
Конечно, ценовая политика — дело правообладателей, однако заметим, что получается интересная ситуация: мобильный контент уже давно весь легальный (сотовые операторы абы с кем не работают), и именно это мешает развитию бизнеса. Таким образом, чтобы радужные прогнозы относительно рынка цифрового контента оправдались в полной мере, эта самая ценовая политика в отсутствие засилья пиратства должна быть адекватной.



Расскажите друзьям про новость

Новое видео