23 Дек 2009, 10:20

Рекламно-коммуникационный рынок Украины. Итоги и прогнозы

Рекламно-коммуникационный рынок Украины. Итоги и прогнозы

Хуже не будет. Если повезет, станет чуть лучше. Таково краткое резюме отчетно-прогнозного собрания, проведенного вчера, 22 декабря Всеукраинской рекламной коалицией.

 

За счет чего рынку станет легче? «Шокового первого квартала, который довелось пережить рекламно-коммуникационному рынку в 2009, в наступающем году не будет», — заверил исполнительный директор ВРК Максим Лазебник.

 

Таким образом, по данным ВРК объем рынка в 2010 году составит 10 088 млн. гривен против 8 771 млн. гривен в уходящем 2009-м.

 

Итоги рекламно-коммуникационного рынка Украины 2009 и прогноз на 2010 год


 

 

Итоги 2008, млн грн

 

Итоги 2009, млн грн

 

 % к 2008

 Прогноз на 2010 год, млн грн

 % к 2009

 Медиа реклама

 

 6 783

 5 280

— 22%

 6 339

  + 20%

Не медийные рекламно-маркетинговые коммуникации и производство рекламных материалов

 

4 114

 3 041

— 26%

 3 249

  + 7

Агентсткие комиссии и гонорары

 

600

450

— 25%

500

+ 11%

ВСЕГО Рекламно-коммуникационный рынок Украины

11 497

8 771

— 24%

10 088

+ 15%

 

Что касается каналов, между которыми распределятся эти деньги, то по-прежнему львиная доля достанется ТВ рекламе и рекламе в прессе.

 

 

 

 

Анализ реалий, которыми жила и планирует жить индустрия, был начат описанием ситуации с ТВ-рекламой. Ведь именно этот канал потребляет более трети промо-бюджетов (около 38% всех корпоративных издержек на маркетинг). В 2009 рынок сократил свои объемы на 26%, с 2700 млн.грн. в 2008 году до 2000 в нынешнем. Из-за кризиса, и запрета рекламы на ТВ алкогольной продукции и табачных изделий, которая приносила значительную прибыль владельцам этой площадки.  (NB! Прибыль от политической рекламы, которая оценивается приблизительно в 1 млрд. гривен, ВРК в расчет не брала)

 

В 2010 году предрекают 25-процентный рост рекламного рынка. Однако, как отметил Максим Лазебник, очень многие факторы, которые сейчас невозможно предугадать, могут изменить общие тренды: «В нас нет четкого понимая, что будет с рекламой пива, распространится ли на нее закон о запрете рекламы алкоголя. Также не до конца понятно, будет ли представлена на ТВ реклама медицинских препаратов».

 

ТВ-реклама

 

Итоги 2008,

млн грн

Итоги 2009,

млн грн

%  

к

2008

Прогноз

2010,

млн грн

%  

к

2009

Коммерческая

ТВ реклама

2 700

2 000

 — 26 %

2 490

+ 25 %

В том числе:

Национальное

 ТВ

2 550

1 900

— 25 %

2 375

+ 25 %

Региональное

 ТВ

150

100

— 35 %

115

+ 15 %

 

Утратившему более трети объема рынку печатных СМИ украинская ассоциация издателей периодической прессы прогнозирует в 2010 19-процентный рост. Алексей Погорелов,  глава УАИПП, объясняет такой прогноз тем, что рекламу алкоголя и табачных изделий хоть и запретили, она перейдет в раздел специализированной прессы, на которую этот закон не распространяется.

 

Также следует ожидать значительных вливаний от крупных рекламодателей, таких как LG и Samsung. «Многие издания закрылись, но им на смену придет большое число новых. И большинство из ТОП-100 рекламодателей только увеличат свои бюджеты на 2010 год», — уверен эксперт. Он также убежден, что следует ожидать жесткого медиапланирования для увеличения эффективности от коммуникаций. 

 

Алексей Погорелов также опроверг прогноз о том, что рост рынка рекламы в интернете перетянет значительную долю рынка рекламы в печатных изданиях. «Нет никаких оснований говорить, что интернет заберет деньги из прессы. Возможно, изменится сам формат прессы: в интернет люди идут за новостями, а газеты приобретут более журнальный стиль. Они теряют аудиторию, но не столько, сколько приобретает ее интернет».

 

Реклама в прессе

 

 Итоги

2008,

млн грн

 Итоги

2009,

млн грн, 

по

сопоставимым

сегментам

 %

 к

2008

 Итоги

2009,

млн грн,

/с учетом

500 регион.

 изданий и

классифайда/

 Прогноз

 на

2010 год,

млн грн

%

к

2009

Реклама в прессе, всего

В т.ч.

2 052

1 376

— 33%

1 892

2 254

+19%

Макетная реклама,

1 495

1 024

— 32%

1 219

1 444


+ 18.5%

Немакетная реклама

557

352

— 37%

564

681


+21%

Классифайд

 —

109

129

+ 17%

 

 

Рынок наружной рекламы, который просел едва ли не сильнее всех (на 37%) ожидают улучшения. «Рост будет, в первую очередь, из-за локальных клиентов, которых очень много, и для которых наружная реклама является очень привлекательной из-за своей доступности и достаточно высокой эффективности. Также вернуться мультибренды и многие национальные бренды. Этот год сладким не будет, но есть все предпосылки для роста», — говорит Артем Биденко, глава Ассоциации наружной рекламы.

 

 

Наружная реклама

 

Итоги

 2008,

млн грн

Итоги

 2009,

млн грн

%

к

2008

Прогноз

2010,

млн грн

%

к

2009

Наружная

реклама

1 035

 

650

 

— 37 %

715

+ 10 %

 

Единственной площадкой, которая оказалась устойчивой к негативным тенденциям ad-рынка-2009 является интернет. Рынок в нынешнем году вырос на 45%, практически такие же темпы роста ему предрекают на год грядущий. И если медийная интернет-реклама выросла на 21%, то контекстная —  ровно в два раза.

 

Реклама в Интернет

 

 Итоги 2008, млн грн

 Итоги 2009, млн грн

 % изменения к 2008

 Прогноз на 2010 год, млн грн

 % изменения к 2009

 Реклама в Интернет

В т.ч.

 100

 145

 + 45%

 200

 + 40%

Медиа

70

85

+ 21%

110

+29%

Не-медиа

30

60

+ 100%

90

+ 50%

 

 

Также, некоторые эксперты говорят о возможности эффекта снежного кома. ТОП-50 рекламодателей могут одновременно осознать все преимущества рекламы в интернете и в унисон начать  выделять значительные суммы на данный канал. Тогда и динамика роста рынка будет более существенной.

 

Показатели на других площадках выглядят следующим образом:

 

 

 Итоги

2008,

млн грн

 Итоги

2009,

млн грн

 % к 2008

 Прогноз на

 2010 год,

млн грн

 % к 2009

Транспортная

реклама

 156

 100

 — 36%

 100

  0%

 

 

 Итоги 2008, млн грн

 Итоги 2009, млн грн

 % изменения к 2008

 Прогноз на 2010 год, млн грн

 % изменения к 2009

 Внутренняя реклама

 135

  68

 — 50%

 80

  + 18%

 

 

 Итоги 2008, млн грн

 Итоги 2009, млн грн

 % изменения к 2008

 Прогноз на 2009 год, млн грн

 % изменения к 2009

 Реклама в кинотеатрах

 45

 25

 — 45%

 30

 + 20 %

 

 

Рекламодатели

 

Рекламодатели более сдержано относятся к таким оптимистичным  прогнозам развития рекламо-коммуникационного рынка в 2010. Так, Михаил Дудник, вице-президент по маркетингу группы компаний «Fozzy Group» отметил, что его компания в новом календарном году планирует сохранить осваиваемые в 2009 маркетинговые бюджеты. При удачной рыночной ситуации.

 

Его коллега по цеху — Сергей Братусев, директор по маркетингу McDonald’s в Украине, также отметил, что с прогнозами на маркетинговые затраты в 2010 году надо быть предельно осторожным. «При учете инфляционных ожиданий в размере 12%, хорошо будет, если мы удержимся на уровне маркетинговых бюджетов 2009 года. На сегодня, потребители не готовы тратить больше, поэтому нет смысла инвестировать в маркетинг», — подытожил главный маркетолог ведущего бренда в области быстрого питания.

 

О прогнозах в немедийном сегменте рекламно-коммуникационного рынка — в материале

На коммуникационном рынке Украины ожидается незначительное потепление


 

 

Ирина Рубис, Игорь Стефанюк

 

Расскажите друзьям про новость

Новое видео