Проект как предпосылка к награде, или о работе над «Парком»
Когда мы узнали, что наш концепт прошел тендер, то испытали одновременно радость и волнение, ведь делать проект для Антикоррупционной инициативы Европейского союза — это всегда вызов.
Одной из главных задач было, чтобы контент на сложную для восприятия тему выглядел чисто и свежо, привлекательно для молодой аудитории. Референсами стали проекты компании Pentagram, Happy Show Sagmeister&Walsh, работы Джонатана Барнбрука.
Месседжи проекта передавали через образы, которые ассоциируются с коррупцией: Око, Разлом. Их усиливали чистой типографикой, крепкой цветовой гаммой. Все это помогало расставлять акценты, задавать каждой панели, билборду, табличке соответствующее настроение.
Что нужно для победы в Red Dot
Теперь давайте о главном. Как получить? Вот простой и сложный ответы.
Простой — очень много работать. И рано или поздно вы получите награду. Такой ответ никому не нравится несмотря на то, что он правдивый.
А вот сложный ответ. Как и в любом другом проекте, есть несколько компонентов и этапов. К составляющим относятся:
1) проект, который потенциально «тянет» на награду. По наблюдениям, это в идеале социально значимый и актуальный проект с большим спектром применения айдентики: когда есть мерчандайз, внешние носители, рекламная кампания, указатели, каталоги. В таком случае можно развернуться, а соответственно лучше раскрыть концепт.
2) мотивированная команда, которая понимает, что и зачем делает, к чему стремится. Чтобы вытянуть проект от брифа до заветного письма с адреса @red-dot.de, недостаточно одних только амбиций выиграть.
Самые сильные кейсы рождаются из искренней страсти и понимания ценности проекта.
За время работы над «Парком» случалось многое: часовая сидячая забастовка Зака (Закентий Горобьев, head of art, hooga) в студийной душевой из-за панели, которую хотели отменить; моменты, когда нужно было в час ночи приехать в офис подменить на утверждении макетов, чтобы партнер мог немного поспать. Большие проекты требуют больших усилий, без этого тут никак.
О процессе подачи
Чем дольше мы работали над «Парком коррупции», тем больше понимали, что он получается мощным и собранным по визуальной части. Окончательное решение подаваться на Red Dot мы приняли после публикаций в CNN, Bloomberg, Reuters и других западных СМИ. К дизайну они не имеют отношения, но это стало еще одним подтверждением масштабности проекта, а дизайн ему более чем соответствовал.
После трех интенсивных месяцев у нас был большой соблазн выделить себе минимум неделю на отдых и PlayStation в офисе. Но подача на награду стала очень крутым стимулом продолжить работу: отснять экспозицию на три камеры, отретачить на выходных фотографии, подготовить кейс, достать из бюджета студии несколько тысяч долларов.
Что входит в платный пакет, и почему это окей
Да, участие в премии платное. Но, как говорят, no pain, no gain. За хорошее приходится платить. Winnerʼs package, минимум EUR2000, включает много бонусов, ради которых отчасти и подаются на награды: шикарный каталог, выставку, работу с мировой профильной прессой, галерею проектов с подробными кейсами.
Смешно, но самое тяжелое в подаче на Red Dot — это выждать press embargo, период, когда вы уже знаете, что победили, но сказать никому не можете. Чтобы провести это время максимально продуктивно, вы можете написать пресс-релиз, подготовить картинки и набросать небольшой медиаплан: куда отправить, как рассказать и максимально растянуть удовольствие.
Про украинских победителей
Среди победителей этого года я заметил несколько общих особенностей.
Первое: проекты, даже если коммерческие — в большинстве имеют социальную составляющую.
Второе: украинский бизнес понемногу начинает понимать ценность дизайна и коммуникаций. Это видно по самим проектом: в них меньше страха и комплекса неполноценности. Об этом говорит и факт, что украинские компании стали чаще подаваться на международные награды — а значит, перестали боятся и раскрепостились, поверили в свои проекты и клиентов. Премии для локальных бизнесов, брендов и проектов — это маркер готовности. Признак того, что мы все-таки возрождаем украинскую визуальную культуру, которая была на очень высоком уровне до появления СССР.
Почему награда важна для отрасли
В этом году украинских победителей было достаточно много, и это может стать соблазном обесценивать награду. Но если посмотреть на факты: среди 8600 заявок из 45 стран только 800 получили премии в разных категориях. Выходит, 7800 проектов наград не выиграли, то есть получить Red Dot — не так просто, как может казаться.
Есть как минимум две причины, почему международные награды важны для Украины. Во-первых, это хорошая возможность на высоком уровне отметить проекты для локального рынка, а это с ума сойти как важно — нельзя расширить экспортные возможности, не имея развитого внутреннего рынка и спроса.
Во-вторых, награды — это очки престижа в глазах западного рынка. Мы не дешевле. Мы не хуже. Мы взрывная креативная экономика, с развивающейся школой, качественным локальным продуктом, и в силу известных факторов при этом еще и немного доступнее, намного свежее и мотивированнее, ближе к земле. Это дает нам огромный бонус в работе над impact-проектами.
Что будет дальше?
Думаю, в следующем фестивальном сезоне от Украины будет больше заявок и больше победителей, но такого хайпа по этому поводу уже не возникнет. Кроме того, это не единственная премия, есть еще D&AD, ED Awards, к примеру.
А что касается влияния на рынок — я надеюсь, студии будут чувствовать себя увереннее, увеличится credibility для западных клиентов. Я бы не расчитывал на какой-то громадный скачок, но на ежегодный прогресс и завоевания Украиной уверенных позиций в креативных индустриях — да. Надеюсь, украинский бизнес будет с большим доверием приходить в студии и агентства, рынок будет наполнятся деньгами и энергией, а агентства — предлагать более смелые и новаторские дизайн-решения. Ради этого и работаем.