12 Июн 2013, 07:57

Орест Билоскурский о телесмотрении нас и наших соседей

Я помню, как на заре 2011 года зародился миф о том, что телевидение вот-вот станут смотреть меньше.

Орест Билоскурский о телесмотрении нас и наших соседей

Я помню, как на заре 2011 года зародился миф о том, что телевидение вот-вот станут смотреть меньше. Уже 2013 год, а слухи о том, что «вот-вот…», не угасают. Давайте посмотрим на себя и соседей, чтобы понять, чего ожидать от телесмотрения в будущем.

 

Сравним сначала с россиянами. Есть много причин для такого выбора. Можно философствовать о родственности стран-соседей, о нашем историческом прошлом и сегодняшней взаимосвязи. Но, если коротко, у нас 90% общего телеконтента, и зрители смотрят его похожим образом. Но смотрят ли они одинаково телевидение в целом?

 

Киев vs. Москва

Российская панель измеряет телесмотрение только в больших городах, поэтому для сравнения возьмем украинские данные тоже для больших городов (аудитория — люди в возрасте 18-54). (Индекс соотношения телесмотрения равен «TotalTV территории 1», деленному на «TotalTV территории 2». Если индекс соотношения телесмотрения больше 100%, то территория 1 смотрит телевизор больше, чем территория 2. И наоборот.)

Как видим, оба ряда индексов (см. рис. 1) достаточно хорошо коррелируют (совпадение 33%).

Однако Киев оказался более телеувлеченным по сравнению с Москвой.

Рис. 1. Соотношение телесмотрения столица/страна


Украина vs. Россия

Теперь сравним смотрение нестоличных украинцев с нестоличными россиянами и с жителями Киева.

С 2009 по 2011 год украинцы смотрели телевизор так же, как россияне, и даже больше (см. рис. 2). Но, начиная с 2012 года, украинский телезритель стал смотреть заметно меньше, чем российский.

Рис. 2. Соотношение телесмотрения Украина/Россия и Украина/Москва

Как объяснить значительно менее активное смотрение жителей украинских городов по сравнению с москвичами (10% разницы)? Рабочая загруженность, пробки и доступность платных развлечений — это как раз о Москве.

Может, все наши ушли в интернет? Но неужели в украинских городах 50К+ (включая Прилуки, Керчь, Стрый и Нежин) интернет-возможности за последние полтора года опередили московские?

Чтобы оценить динамику изменений общего телесмотрения в нашей стране, обратимся к подвыборке 50К-: в Украине, в отличие от России, телесмотрение сельского населения и жителей маленьких населенных пунктов измеряется. Сравним динамику мартовского и апрельского смотрения за последние пять лет.

Рис. 3. Общее телесмотрение Украины и соотношение телесмотрения 50К+/50К-

Как видим, традиционно в марте смотрение в городах 50К+ значительно ниже, чем в селах. Приверженцы метеорологической теории объясняют это погодными условиями: сельчанам рано выходить в поле и на огороды.

В апреле ситуация меняется: жители городов смотрят телевизор чуть меньше, чем в марте, но телесмотрение жителей населенных пунктов 50К- падает до уровня городского и даже ниже. Потому что пора делать все то, что в марте было рано.

(Кстати, так было всегда, но не в этом году. Как ни странно, в апреле 2013 года телесмотрение горожан 50К+ впервые опустилось ниже смотрения в 50К-. Возможно, причина в погоде: в апреле 2013 года она действительно была аномальной. Но почему тогда она повлияла на общее телесмотрение так точечно: только в больших городах, оставив сельское на прошлогоднем уровне?)

Вопрос в другом: что произошло, что с 2012 года украинский зритель стал смотреть настолько меньше, чем российский? В России начали показывать по телевизору что-то особенно интересное, а мы об этом не знаем? Или у них сменился измеритель телерейтингов (шучу)?

Рис. 4. Общее телесмотрение Украины и России (50К+)

 

Москва vs. Украина

Но еще интереснее, как москвичам с 2012 года удается смотреть телевизор настолько больше, чем среднему украинцу? Есть в этом какая-то загадка. Ведь считается, что телевидение — утилизация свободного времени, когда нет денег на другие развлечения. Представление о количестве денег в Москве мы имеем.

Можно предположить, что рост общего телесмотрения в более медийно-стабильной российской среде задает вероятный тренд развития общего телесмотрения в Украине.

Рис. 5. Общее телесмотрение Украины и Москвы (50К+)

Великобритания vs. Украина

Возможно, рост общего телесмотрения в России обусловлен какими-то очень специфическими причинами. Сравним смотрение украинского зрителя с аналогичными показателями в Великобритании (аудитория — все люди от четырех лет).

Как установили британские ученые видно на графике, средний житель максимально интернетизированной и событийно насыщенной Великобритании смотрит телевизор больше, чем украинский зритель.

По существующей на нашем телерынке мифологии это значит, что у них там или погода хуже, или население более сельское и малообеспеченное.

Рис. 6. Общее телесмотрение Украины и Великобритании (50К+)

Но если без шуток, глядя на следующий график, можно еще раз предположить, что опережающий нас британский телерынок, как и российский, задает позитивный тренд роста общего телесмотрения.

Рис. 5. Суммарное недельное телесмотрение Великобритании (в часах)

 

Так что, если говорить о будущем украинского телесмотрения в целом, предпосылок для его падения нет. При любом темпоритме жизни и интернет-проникновении телевидение остается важной частью в жизни людей. Как и любая другая страна, Украина телевизионная обречена на рост медиапотребления, в том числе общего телесмотрения. Изучив тенденции и проанализировав все данные, можно уверенно сказать, что в дальнейшем жители крупных украинских городов будут смотреть телевизор только больше.

 

Орест Билоскурский, маркетинг-директор StarLightMedia

 

Расскажите друзьям про новость

Новое видео