21 Фев 2013, 07:08

Метеорит как зеркало коллективного сознания интернета

С момента падения метеорита 15 февраля 2013 в социальных медиа зафиксировано более 150 000 посвященных ему сообщений.

Метеорит как зеркало коллективного сознания интернета

С момента падения метеорита 15 февраля 2013 в социальных медиа зафиксировано более 150 000 посвященных ему сообщений. Но сам метеорит обсуждался мало. Пользователи интернета интересуются собственной интернетовской реальностью больше, чем самим метеоритом или пострадавшими Челябинской области. Небесное явление в разговорах пользователей быстро сменилось обсуждением вторичной реальности.

Общая динамика упоминаний метеорита по часам

На графике видно, как отличается динамика первого дня от остальных. В первый день жители Южного Урала писали о своих впечатлениях и выкладывали свое видео, а остальные — постепенно осознавали новости, связывались с уральскими родными и знакомыми, наконец, находили выложенные видео и смотрели их. Активность не стихала до глубокой ночи. С субботы график принял привычный для интернет-статистики характер с дневными волнами и вечерним спадом. Но мы видим всплеск упоминаний в восемь вечера субботы. Что это? Новости о поисках метеорита? Об оценке причиненного ущерба? Нет! Это разлетелась новость о том, что журналистка Юлия Латынина извинилась перед читателями за поспешную публикацию и дальнейшее удаление статьи «Какой бортовой номер был у метеорита».

Конспирологические версии и медиаперсоны

Юлия Латынина и Альфред Кох успели высказаться в параноидальном духе: метеорит на самом деле был военным объектом, а «власти скрывают». Статья журналистки Новой Газеты провисела на сайте совсем немного: уже вечером 15 февраля она была удалена, а вечером 16 февраля журналистка в интервью изданию Lenta.ruизвинилась перед читателями. Однако в интернете удалить ничего нельзя — и люди продолжают показывать друг другу скриншоты статьи и ее текст, сохранившийся в Google, обсуждать как «глупость Латыниной», так и собственно физические параметры метеорита, не вызывающие сомнения в его естественном происхождении.

Запись блоггера Дениса Мокрушина «Метеоризм», где приводятся скриншоты обоих высказываний и высмеивается их смысл, получила на 19 февраля 743 комментария. Типичный комментарий выглядит так:«Филологи, бессмысленные и беспощадные» (пользователь sandrermakoff).

Славься страна, мы гордимся тобой!

«Медведь с водкой и балалайкой едет в машине с видеорегистратором и снимает падающие метеориты. Обычный день в России.»

Этот самый популярный твит на тему видеорегистраторов лучше всего отражает шум, поднявшийся в Рунете по поводу этой технологии после появления статьи в NewYorker, где автор объяснял читателям, откуда взялось столько записей метеорита на автомобильные видеокамеры. Феномен распространенности видеорегистраторов непонятен жителям стран, где водители в ДТП доверяют друг другу и полиции. Эта статья (а также несколько других, появившихся на популярных ангоязычных ресурсах) сделала знаменитым российское жж-сообщество ru_chp.

Статьи на англоязычных ресурсах и собственно выложенные в YouTube видеозаписи получили большое количество комментариев иностранных пользователей. Они не только удивляются самому количеству записей — они обсуждают хладнокровие русских водителей, не прерывающих поездки при виде взрыва, переводят друг другу звукоряд, состоящий в основном из русского мата, обсуждают депрессивность запечатленного видеорегистраторами пейзажа.

Конечно, русские пользователи не могут не отреагировать. Они рассказывают друг другу, как показали всему миру стойкость сурового челябинского водителя, и с законной гордостью обсуждают американский перевод выражения «Железобетонное очко». Словами «Короче, поцанва, мы туто это, знаменитые, ёба!… Пришли к успеху, ггг» начинается обсуждение комментариев иностранных пользователей на странице сообщества ru-chp в http://ru-chp.livejournal.com/3447969.html (229 комментариев на 19 февраля). А запись в сообществе Weloverussia во Вконтакте получила 442 лайка и 124 перепоста:

Последний в этом списке перевод твита немецкоязычного пользователя отдельно разошелся еще в Твиттере — процитирован 767 раз.

Побочные темы, связанные с видео метеорита — мгновенно появившиеся руководства по изготовлению видео с метеоритом с помощью компьютерных программ; попытки определить массу и траекторию метеорита по данным видеозаписей;и, наконец, огромное количество шуток.

Богородица промахнулась

Если конспирологические версии и собственно новости обсуждались в ЖЖ и в Твиттере, то основной массив сетевого юмора на тему метеорита приходится на Вконтакте.

В первые же сутки появилась волна картинок и шуток, которую к понедельнику догнала волна чуть более сложных, в основном политических, анекдотов.

Топ-4 анекдотов по количеству уникальных упоминаний на вечер 18 февраля:

«Жители метеорита с ужасом наблюдали приближение Челябинска» (5698 упоминаний).

«Взрывная волна от упавшего в Челябинске метеорита докатилась до Сочи и разрушила 10 стадионов. Из бюджета выделено ещё 200 триллионов рублей» (2341 упоминание),

«Конец света доставлен Почтой России» (1690 упоминаний)

«Госдума готова рассмотреть законопроект о запрете падения метеоритам на территорию РФ» (585 упоминаний).

Победа вторичной реальности

Та же тенденция продолжается и в понедельник. Ни приезд министра МЧС в Челябинск, ни найденные учеными осколки метеорита внимания блоггеров не привлекают. Американские социальные медиа полны обсуждениями учительницы, приказавшей детям в классе спрятаться под парты и спасшей их от осколков вылетевших окон — российские социальные медиа и продолжают хихикать над Юлией Латыниной, воспроизводить анекдоты, придумывать новые, а также вместе с интернет-сми рассуждать о феномене видеорегистраторов и феномене реакции российских пользователей на реакцию мировых пользователей на феномен видеорегистраторов. Российский интернет загляделся в зеркало и завороженно изучает собственную реакцию на метеорит. Настоящее исследование призвано добавить еще один уровень к этой спирали рефлексии.

Об авторах исследования. BrandSpotter — инструмент мониторинга, принадлежащий ООО «Мониторинг социальных медиа». Разрабатывается с 2009 года, вышел на рынок в начале 2010 года. Среди других систем мониторинга социальных медиа выделяется широтой набора источников — кроме блогов и микроблогов предоставляет данные из большого количества форумов, ВКонтакте, Facebook (с ограничениями, накладываемыми FacebookSearch API), комментарии на сайтах интернет-магазинов, Яндекс. Маркете, сайтах аукционов и др. Отличительной чертой системы также является лингвистический модуль, позволяющий автоматизировать первичную разметку эмоциональной тональности сообщений в реальном времени.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео