17 Июн 2008, 08:50

Льготы для украинского кинопроизводства

Отечественное кинопроизводство развивается стремительными темпами за счет выхода на наш рынок иностранных игроков, создания крупнейшими телеканалами собственных производственных мощностей и выхода фильмов в прокат

Льготы для украинского кинопроизводства

Отечественное кинопроизводство развивается стремительными темпами за счет выхода на наш рынок иностранных игроков, создания крупнейшими телеканалами собственных производственных мощностей и выхода фильмов в прокат. Реализовать же весь свой потенциал основные украинские производители планируют путем введения льгот и государственной поддержки отрасли.

Тайные встречи в Нацсовете

Национальный совет по вопросам телерадиовещания уже во второй раз встретился за закрытой для прессы дверью с руководителями отечественных телеканалов для обсуждения вопроса предоставления определенных льгот для кинопроизводителей. «Мы не приглашаем прессу потому, что четкой концепции предоставления льгот еще нет. Это простые рабочие встречи, и огласка технических вопросов еще не утвержденной концепции ни к чему. Однако вопрос необходимости поддержки национального производителя и предоставления ему льгот сомнений не вызывает»,— объясняет глава Нацсовета Виталий Шевченко.

Не разглашают подробностей и руководители телеканалов, однако удалось узнать, что льготы, скорее всего, коснутся системы налогообложения наших продакшн-студий. По словам руководителя центра законодательных инициатив Независимой ассоциации телерадиовещателей (НАМ) Ольги Большаковой, в законе «О телевидении и радиовещании» были предусмотрены льготы на производство украинских фильмов. «Это было связано с тем, что эти расходы относились не на амортизацию, а сразу же включались в валовые расходы.

 
Для предприятий это существенно, ведь проще и выгоднее сразу списать на валовые расходы, чем долго и мучительно амортизировать. Тем более, если речь идет о фильмах, срок использования которых трудно определить, и которые в будущем придется дооценивать и снова индексировать»,— говорит она. НАМ обращалась с письмом и в Нацсовет, и в профильный комитет Рады с просьбой восстановить эту льготу. Нацсовет поддержал инициативу, однако комитет тогда проигнорировал эти письма. Госпожа Большакова полагает, что речь сейчас идет именно о восстановлении этих льгот.

Исполнительный директор Индустриального телевизионного комитета (ИТК) Екатерина Котенко уверена, что сейчас необходимо стимулировать производство не только украиноязычного продукта, но вообще продукта, созданного украинскими студиями и телеканалами. Ранее ИТК подавал свои рекомендации относительно внедрения системы поддержки отечественного кинопроизводства. «Я не знаю, что точно обсуждает Нацсовет, возможно, это касается наших рекомендаций. Во-первых, необходимо снизить налоговые ставки и пошлины на ввоз специального кинематографического оборудования. Это стандартная схема поддержки национального производителя, которая используется во всем мире. Кроме того, следует отнести к валовым расходам те суммы, которые компании тратят на производство, потому что сейчас они платят это с дохода»,— отмечает госпожа Котенко.

 
В рекомендациях также предлагается ввести определенные правила индексации собственного производства, как это уже давно делает Британия. К примеру, у продукта, снятого украинским режиссером и продюсером на иностранном языке, индекс будет несколько ниже, чем у того же продукта, только на украинском. «Однако льготы должны касаться как одного, так и другого»,— убеждена Екатерина Котенко. «Одним из вариантов поддержки может быть финансирование коммерческими структурами кинопроизводства при условии, что выделенные на это средства освобождались бы от налогов»,— считает Егор Бенкендорф, директор компании «Интер Медиа Продакшн».

Инвестиции в студии растут

То ли из-за давления Нацсовета относительно квоты украинского продукта в эфире каналов, а, скорее всего, из-за перспективности рынка даже с учетом отсутствия льгот, собственники крупных телеканалов начали активно выделять инвестиции на собственные продакшн-студии. Компания «Интер Медиа Продакшн» уже давно предоставляет продукт для эфира «Интера», а «Украинская Медийная Группа» и «Интер Медиа», как правило, выполняли заказы студии «1+1». В марте этого года владелец украинских «1+1», «Кино» и «Сити», компания Central European Media Enterprises (CME), заявила о создании на базе компании «Интер-Медиа» продакшн-студии, которая займется производством фильмов, сериалов, развлекательных и познавательных программ на украинском языке. «Эти изменения являются четким сигналом рынку о том, что «Студия 1+1» фокусируется на создании оригинального украинского программного продукта, чтобы отвечать требованиям на высококонкурентном телевизионном рынке»,— прокомментировал решение Адриан Сарбу, исполнительный директор СМЕ.

 
Действительно, чтобы оптимизировать затраты на контент и более или менее отвечать требованиям Нацсовета относительно квот украинского продукта в эфире, необходима собственная продакшн-структура. Специалисты отмечают, что такой шаг является закономерным в развитии каждой телемедиагруппы, который требует крупных первоначальных инвестиций, но в будущем непременно окупается.

Дефицит фильмов сохраняется

Однако собственных мощностей для обеспечения эфира качественным и рейтинговым продуктом не хватает ни одному каналу. Поэтому услуги независимых продакшн-студий, крупнейшими из которых являются Film.ua, «Стар-медиа», «Аврора Фильм», «Про-Тв» и «Киевтелефильм», всегда востребованы. Позволить себе такую роскошь, как собственный сериал, могут лишь игроки первого и второго эшелонов. Ведь производство одного коммерческого часа сериала (45 мин.) стоит в среднем $50-70 тыс., однако эта сумма может сильно отличаться от среднестатистического показателя. «Стоимость одной серии телесериала может колебаться от $20 тыс. и до $600 тыс. Это зависит от спецэффектов, актерского состава, декораций и т.д. К примеру, «Мастер и Маргарита»,— очень дорогой сериал, а для производства серии «Леся + Рома» необходима в несколько раз меньшая сума»,— сообщил  Егор Бенкендорф.

Крупная студия ежегодно снимает около 30 тв-муви, две-три линейки сериалов и один-два полнометражных художественных фильма. «Крупнейшие игроки рынка, как Film.ua, Star Media и «Про ТВ» все вместе сейчас делают примерно 1 тыс. часов телепродукта в год и до 10 полнометражных кинолент. Основная тенденция на рынке — уменьшение количества продукта за счет роста его качества. Фактически, затраты на производство не уменьшатся, а будут расти, потому что привлечь сейчас зрителя малобюджетным продуктом с заурядным сценарием вряд ли удастся»,— говорит господин Бенкендорф. По оценкам Ирины Костюк, директора компании Media Resources Management, за год в Украине снимается около 2 тыс. коммерческих сериало-часов, то есть только объем сериального рынка достигает $100-140 млн. (выходя из средней стоимости серии $50-70 тыс.).

Как писали «і», всего в программы собственного производства только телегруппа Валерия Хорошковского, по словам предправления канала «Интер» Сергея Созановского, вкладывает около $100 млн. в год. А по прогнозам президента «Амедиа» Александра Акопова, объем украинского рынка телеконтента в 2008 г. достигнет $600 млн., в то время как российский превысит $1,5 млрд. По словам Егора Бенкендорфа, «в Украине сейчас формируется несколько монстров, которые занимаются производством фильмов, и через какое-то время очень много маленьких компаний либо вольются в состав этих монстров, либо просто исчезнут».

«Сафо» — новый рекорд отечественного кино

Формирование отечественного рынка кинобизнеса, соответствующего мировым стандартам, началось около трех лет назад, когда киноленты отечественного производства появились в кинопрокате наряду с российскими, американскими и европейскими. В 2006 г. на экранах отечественных кинотеатров появились такие ленты, как «Оранжевое небо» производства компании «Синема» (бюджет 2,5 млн. грн.), «Прорвемся» студии «Пре продакшн» (бюджет около $2 млн.), «Штольня» Любомира Кобыльчука и Алексея Хорошко при поддержке «Артхаус Трафик» (4 млн. грн.) и фильм Оксаны Байрак и IntWestDistribution «Аврора» (бюджет около $1 млн.).

Прошлый год порадовал любителей отечественного кино лентами «Оранж Лав» производства студий CineCity Production и Radio Active (бюджет более $1 млн.), «Два в одном» компании SOTA cinema Group ($1,5 млн.) и «индии» производства «Аврора Фильм» ($1,2 млн.). По данным аналитической компании Cinema Analytics, в кинопрокате все эти ленты в общем собрали около $600 тыс.

Сенсацией этого года стал эротический фильм «Сафо» (бюджет около $6 млн.), снятый на студии «Ялта Фильм», который по кассовым сборам обогнал все другие отечественные проекты вместе взятые. Благодаря несколько скандальной репутации фильма и грамотной маркетинговой кампании кассовые сборы «Сафо» превысили $1 млн. Специалисты отмечают, что если бы была введена господдержка отечественного кинопроизводителя, она бы значительно сгладила разницу между затратами на производство фильма и его кассовыми сборами в кинотеатрах.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео