25 Мар 2008, 21:19

Коммуникационный авангардист

Генеральный директор коммуникационной компании «Михайлов и Партнеры. Украина», вице-президент Украинской ассоциации по связям с общественностью (UAPR) Марина Стародубская о карьере без протекции, преимуществах сотрудничества с крупной коммуникационной группой и необходимости качественного роста отечественных PR-специалистов

Коммуникационный авангардист

Генеральный директор коммуникационной компании «Михайлов и Партнеры. Украина», вице-президент Украинской ассоциации по связям с общественностью (UAPR) Марина Стародубская о карьере без протекции, преимуществах сотрудничества с крупной коммуникационной группой и необходимости качественного роста отечественных PR-специалистов. Сдержанная и скромная, несмотря на все свои профессиональные заслуги и титулы, Марина занимает такой же скромный, даже аскетичный кабинет в офисе, расположенном в центре столицы. Вдумчиво и неспешно рассказывая о собственном профессиональном взрослении, в ходе нашей беседы она как-то незаметно воссоздала историю и выстроила образ всего отечественного рынка PR. Путь в профессию Университет и специальность генеральный директор коммуникационной компании «Михайлов и Партнеры. Украина», вице-президент Украинской ассоциации по связям с общественностью (UAPR) выбирала долго. В выпускном классе гимназии она уехала из родного Кривого Рога по обмену на год в США, где и закончила школу. Потом поступила в Международный Христианский университет (International Christian University со штаб-квартирой в Вене), получив специальность «бакалавр делового администрирования». Движимая желанием обеспечивать себя самостоятельно, Марина с первого курса начала подрабатывать на нескольких работах. «Мне хотелось иметь больше средств на собственные расходы. Поэтому был период, когда я училась и работала на трех работах: главой департамента развития программ американского правительства в Counterpart International Inc. (одного из крупнейших спонсоров грантов американского правительства по внедрению программ технической помощи в страны бывшего СССР), переводчиком в нескольких англоязычных журналах (т. е. чуть-чуть журналистом) и устным переводчиком на международных конференциях. Т. е. я не сразу пошла в PR», — вспоминает она. Сказать больше — не просто не сразу, а совершенно случайно. Во время работы в Counterpart International Inc. перед г-жой Стародубской периодически возникала необходимость общаться с регуляторными органами. Ведь любая программа технической помощи взаимодействует с Кабинетом Министров, с Министерством экономики, с посольствами соответствующих стран и со всеми профильными структурами, которые утверждают планы деятельности и выдают на них разрешающие документы. «В ходе работы периодически возникали кризисные ситуации, соответственно, зарубежные организации периодически подвергались не совсем адекватным комментариям в СМИ, возникали проблемные моменты и с контрагентами в Украине. В конце концов, когда в украинском офисе организации сформировался достаточно большой штат, выделились департаменты и программные направления, я возглавила направление развития и тренинговых программ для неправительственных организаций и бизнеса», — делится Марина. В то же время вышеупомянутая международная организация ощутила необходимость обучить топ-менеджеров коммуникациям и работе со СМИ. Г-жа Стародубская была делегирована на тренинг. «Поскольку тренинг был достаточно дорогим, как для того времени, естественно, не все сотрудники, а только руководящий состав был туда направлен. Но информация с тренинга была необходима всем, поэтому меня попросили донести содержание тренинга до остальных сотрудников, которые не смогли его посетить», — рассказывает нынешний руководитель компании «Михайлов и Партнеры. Украина». На вопрос, почему именно Марине поручили обучение коллег, она пояснила, что на тот момент просто никто, кроме нее, не смог бы этого сделать: «Для того чтобы донести информацию — недостаточно собрать то, что изучают другие, и рассказать своими словами. С сотрудниками нужно было провести фактически тот же тренинг, но уже «спустив» его содержание с уровня топ-менеджмента до уровня среднего звена. Это был первый тренинг в моей жизни. Мне понравился процесс, я поняла, что у меня это получается и есть что добавить из личного опыта». С этого момента Марина начала серьезнее присматриваться к связям с общественностью и в течение трех лет вела собственную практику коммуникационного консалтинга в качестве партнера британской компании. В 2004 году возникла необходимость получить квалификацию PR в Британском Chartered Institute of Public Relations (CIPR). «Необходимость в этом образовании возникла в связи с тем, что PR-рынок Украины только начинал развиваться и обучающих программ в этой сфере практически не было, а требования к работе были достаточно высокими. Возможность получения образования в Украине я даже не рассматривала. Когда я начинала работать в коммуникациях — никто не знал, что такое PR, а об управлении репутацией и говорить не стоит. Мало кто понимал, чем PR отличается от рекламы и маркетинга, то есть индустрия была только в зародыше. Поэтому необходимость зарубежного образования, задающего отраслевые стандарты, на том этапе была крайне необходимой. Только сейчас наш рынок подходит к систематизации понятия PR-услуг и игроков, которые на нем существуют», — говорит Марина. Гендиректор «Михайлов и Партнеры» отмечает, что выбор пал на программу Британского университета CIPR, поскольку она предоставляет международную квалификацию, позволяет повышать свой уровень знаний и расширять потенциал руководителя, коим г-жа Стародубская уже являлась на то время. «Программа CIPR работает в Украине уже три года. Преподаватели подбираются по очень строгим критериям, поскольку в Британии профессия PR-специалиста сертифицируется так же, как и профессия врача или юриста: нужно уметь делать четко определенные вещи и проходить квалификационные экзамены. Программа сложна даже не тем, что включает много литературы. Она прикладная — интерактивные занятия, занятия с группой, крупные проекты (три в год). При этом учеба длится всего 9 месяцев», — рассказывает о тонкостях зарубежного PR-образования Марина. Что касается профессиональной практики, то еще во время работы в Counterpart International Inc. Марина параллельно периодически сопровождала консалтинговые проекты, а после окончания проекта три года вела самостоятельную практику. Однако уже в то время она понимала, что практика независимого консультанта имеет определенные ограничения в плане профессионального роста и развития, а также уровня клиентов: «Представьте себе, что вы руководитель компании, у которой десятки бизнесов, миллиардные обороты. Вы много лет шли к тому, чтобы компания вышла на этот уровень. Вас не устраивает гипотетическая возможность качественной работы компании или консультанта, не имеющих опыта ведения проектов нужного вам уровня сложности и географического охвата. Ни один вменяемый собственник или руководитель бизнеса не примет такое решение. Сужу по себе. Я не выберу подрядчика для наших работ, который не вел проекты, подобные проектам наших клиентов. Не хочу рисковать. То же самое у клиента: если ты как PR-специалист не выполнял проекты для бизнеса схожего объема и специализации, твоя репутация — вопрос вторичный. И это правильно. Потому что никто не хочет, чтобы на его проектах учились. Ни один человек без соответствующего опыта и инфраструктуры не сможет обеспечить качественное выполнение комплексного проекта для крупного клиента». Следующий важный шаг в сфере PR Марина Стародубская сделала во время Европейского PR-конгресса в 2006 году, на котором она как вице-президент Украинской ассоциации по связям с общественностью (UAPR) уже третий год подряд выступает идеологом программы и ведущей. На этом мероприятии произошло знакомство с одним из старших партнеров российской группы «Михайлов и Партнеры. Управление стратегическими коммуникациями», который предложил ей должность генерального директора офиса группы в Украине (специализируется на финансовых, корпоративных, социальных и маркетинговых коммуникациях, сопровождении сделок. — Ред.). Собрав информацию о компании и взвесив все «за» и «против», Марина согласилась. «После конгресса партнер группы подошел ко мне и попросил, чтобы я возглавила «Михайлов и Партнеры. Украина». Я навела справки о компании. Причиной согласия стало то, что в «Михайлов и Партнеры» подходят к PR, как к технологичному, измеренному и управленческому процессу. Проработка решения, процесс оказания услуги и уровень экспертизы специалистов основаны на предоставлении клиенту оптимального, обоснованного и влияющего на бизнес-результат решения, — отмечает она. — Под каждый проект подбирается команда консультантов, если необходимо — из всех стран, где работает группа. Таким образом, мы по максимуму используем в Украине опыт, наработанный на близких нам рынках, опережающих Украину по темпам развития». О своем выборе Марина не жалеет: московский офис «Михайлов и Партнеры» дает руководителю бизнеса в стране свободу в принятии решений, если он/она отвечает за определенный результат. Являясь гендиректором украинского офиса компании, Марина определяет и согласовывает с акционерами стратегию компании в Украине и показатели ее реализации. Примечательно и похвально, что за первый год существования офиса в Украине (с ноября 2006 года) обороты компании сравнимы с оборотами некоторых агентств в данном сегменте, существующих на рынке уже достаточно давно. HR-подход и деловой распорядок Штат группы «Михайлов и Партнеры» состоит из 150 человек. Бизнес в Украине в данный момент активно расширяется — компания наращивает штат консультантов, менеджеров по работе с клиентами и других специалистов. Сотрудники компании, по мнению Марины Стародубской, должны соответствовать ряду требований: «Во-первых, опыт, необязательно «гигантский», но профессиональный. Пусть человек работал со СМИ не пять лет, а два, но реально профессионально работал, понимая, что нужно журналистам, помогая им добывать информацию, организовывал грамотные, целевые мероприятия. Самое сложное на нашем рынке — «переучивать» сотрудника, работавшего в компании, не соблюдавшей отраслевые стандарты. Во-вторых, есть то, чему нельзя научить: ответственность, исполнительность, любознательность. У нас ведь есть должностная инструкция, проекты и сроки. Люди, которых приходится постоянно подгонять и напоминать о сроках, — не наши люди. Нам некогда подгонять тех, кто не желает работать, и решать вопросы клиента. И еще важные качества — лояльность и порядочность. Сейчас на рынке труда наблюдается тенденция, когда люди не склонны проводить на одном месте так много времени, как раньше. Если раньше пять лет на одной должности считалось нормой, а меньше — вызывало вопросы, то сегодня работу меняют спустя один-полтора года, два, три. На нашем рынке это серьезно снижает качество специалистов. Есть отрасли, цикл развития которых достаточно длинный, и только на вхождение в курс может уйти два года, не говоря уже о наработке серьезной экспертизы. Соответственно, мы рассматриваем специалистов, которым интересно долгосрочное планирование своей карьеры, соответствующий уровень развития и новые возможности». Анкета Место рождения: г. Кривой Рог, Украина. Образование: International Christian University; Chartered Institute of Public Relations (CIPR). Карьера: 1998-1999 гг. — freelance журналистика, переводы, подготовка экспертных материалов для СМИ. 1999-2001 гг. — руководитель проектов Counterpart International Inc. 2001-2004 гг. — директор по вопросам развития (Украина, Беларусь, Молдова) Counterpart International Inc. 2002-2006 гг. — собственная консалтинговая практика (корпоративные коммуникации), консультант по вопросам внешних связей Киево-Могилянской бизнес-школы (kmbs). 2002-2006 гг. — директор по вопросам развития бизнеса информационно-аналитического портала www.marketing-mix.ru. С 2006 г. — генеральный директор «Михайлов и Партнеры. Украина». Должности и звания: Вице-президент Украинской ассоциации по связям с общественностью (UAPR). Председатель комитета по вопросам социальной ответственности бизнеса Европейской Бизнес-Ассоциации (ЕВА) — 2006-2007 гг. Член экспертной группы ООН по разработке стратегии социальной ответственности бизнеса в Украине. Стиль менеджмента: требовательность и профессионализм в отношении себя и сотрудников. Хобби: чтение, путешествия по новым странам и городам. Любимая книга: вся серия «Менеджер Мафии» (если говорить о бизнесе), Биография Конан Дойля и Watching the English (если говорить о книгах «для души»). Профессиональные достижения К своим достижениям, достойным размещения на личной доске почета, г-жа Стародубская считает своим вкладом в развитие отечественного PR факт того, что клиенты и коллеги прислушиваются к ее идеям, рекомендациям. Более того, ряд понятий и вопросов, например, в рамках темы социальной ответственности и репутационного менеджмента первой на украинском рынке поднимала именно она. (Это легко проверить: если поискать в Google соответствующие слова за период с 2002-го по 2006 год, то поиск выдаст большинство публикаций по этой теме, автором которых является Марина Стародубская. — Ред.). Гордится Марина и тем, что свой карьерный путь от «А» до «Я» прошла самостоятельно, без, как в бывшем СССР было принято говорить, «связей и знакомств». «Все холмики и холмы покорялись своими усилиями, своими «синяками и шишками». Все тендеры, в которых я участвовала как частный консультант, а теперь — как представитель «Михайлов и Партнеры», всегда выигрывались благодаря профессионализму и подбору лучшего решения». Также одной из важных инициатив и историческим явлением на украинском рынке, в котором участвовала компания «Михайлов и Партнеры. Украина», Марина считает аналитический проект «IPO от А до Я: Справочник эмитента», выпуск которого поддержало рейтинговое агентство «Эксперт Рейтинг». «Это историческое явление, потому что понятие IPO пришло на наш рынок недавно. До сих пор не все компании до конца понимают особенности и структуру этого процесса. Наконец-то кто-то додумался консолидировать всю информацию в единое пособие и — что самое главное — вовлечь в его создание специалистов-практиков», — резюмирует Марина Стародубская. Отзывы коллег Дмитрий Васильев, директор по корпоративным коммуникациям компании XXI Век Марина — сильный аналитик, визионер и организатор. Она четко определяет цели и находит верные пути их достижения. Она внесла важную лепту в популяризацию двух важных явлений на современном корпоративном рынке Украины — публичность компании (и как важный шаг к публичности — IPO), а также корпоративную социальную ответственность. Марина симпатична мне как интересный и цельный человек. Антон Усов, советник по внешним связям Европейского Банка Реконструкции и Развития Она специалист в своем деле, с ней можно интересно обсудить профессиональные проблемы и темы, в конце концов, она очень приятный собеседник. Марина многое делает для популяризации нашей профессии и уделяет много внимания образовательному элементу в работе UAPR — Украинской ассоциации по связям с общественностью. За это ей отдельное спасибо, т. к. на рынке, да и в стране в целом, до сих пор существует превратное представление о PR. Думаю, что не погрешу против истины, если скажу, что после первого общения с ней возникло желание поддерживать деловые отношения с этим человеком. Умение произвести положительное впечатление — это именно то качество, которое отличает хорошего PR-щика. В этом с Марины нужно брать пример.



Расскажите друзьям про новость

Новое видео