05 Окт 2007, 10:15

Катерина Ющенко вплотную займется социальными проектами

Катерина Ющенко вплотную займется социальными проектами

Катерина Ющенко: «Количество дорогостоящих шоу будет уменьшаться в пользу конкретных социальных проектов».

Первая леди государства — опытный менеджер со стажем в сфере благотворительности. Но даже она не ожидала, что мировая общественность так холодно отнесется к инициированному ею обсуждению «Социальная ответственность бизнеса» на XVII экономическом форуме в польском городе Кринице. Поговорить о благотворительности пришли только представители Украины, России и Польши. В самолете на обратном пути госпожа Ющенко рассказала корреспонденту «i» о своем видении будущего украинских меценатов и подводных камнях, которые мешают развиваться благотворительности в нашей стране.

Что вы вкладываете в понятие социально ответственного бизнеса в нашей стране?

Первое — это то, как компания ведет себя в ежедневном бизнесе: платит достойные зарплаты, создает хорошие условия труда, предоставляет возможность учиться своим работникам, дает им социальное и медицинское страхование, платит налоги, ведет свой бизнес открыто и честно. Второе и не менее важное — занимается ли компания проблемами общества. Не во всех странах работодатели прозрели, но меня радует, что и в Украине, и во всем мире мировоззрение меняется. С одной стороны, появилось больше информации о благотворительности, участие в улучшении жизни общества становится модным. С другой — бизнесмены стали понимать, что в благополучном обществе и экологически чистой среде они будут лучше развиваться и иметь больше возможности продвигать свой товар.

Украинские бизнесмены жалуются, что в стране нет законов, которые бы способствовали развитию благотворительности.

В большинстве европейских стран, включая Великобританию, Италию и Испанию, введены фискальные и финансовые стимулы для корпоративной благотворительности. В Нидерландах компании, которые придерживаются положений так называемого зеленого инвестирования, касающегося экологических вопросов, получают доступ к специальным программам финансирования. США предлагают значительные налоговые льготы для тех, кто занимается благотворительностью, например, для компаний, которые нанимают на работу инвалидов, пенсионеров, молодежь и ветеранов. В Украине есть подобные законы, но они недостаточны.

Сегодня украинский бизнес платит не только налог на прибыль, но и так называемыесоциальные налоги, которые слишком высоки для нормального развития бизнеса. Такое налоговое бремя зачастую является непосильным для украинского бизнеса и не способствует честности и прозрачности его ведения. Пока у нас не будет условий зарабатывать, не будет и того уровня благотворительности, какой хотелось бы иметь. Поэтому в первую очередь нужно обновлять законодательную базу, чтобы дать возможность молодым фирмам развиваться, а также разработать такие налоговые законы, которые будут способствовать благотворительности.

Вы думаете, новый парламент это сделает?

Очень надеюсь. Первое, что может сделать бизнес для общества,- это честно платить налоги, тем самым расширяя финансовые возможности государства. Если бы все предприятия страны работали прозрачно и платили налоги, очень многих социальных проблем не существовало бы. Для этого нужна нормальная налоговая система, которая бы поощряла бизнес. Но несмотря на то, что наша законодательная база далека от идеала, я приятно удивлена тем, сколько всего делается. Я говорю не только о масштабных акциях крупных фирм — когда езжу по стране, вижу, что есть очень много компаний, которые занимаются социальными проектами на местах. Строятся школы, идет помощь в больницы, причем это делается не для имиджа, а зачастую даже не афишируется. Думаю, как раз с этого начинается благотворительность.

Вы упомянули масштабные акции. Очень часто они представляют собой мегашоу, когда компания привозит в Украину какую-нибудь суперзвезду, вкладывает сотни тысяч гривень в рекламу этой акции и в итоге несколько тысяч человек имеют возможность видеть это шоу бесплатно. Как вы считаете, такие социальные проекты тоже имеют право на существование или лучше эти деньги потратить на закупку оборудования в больницы или строительство спортивных и детских площадок, например?

Я понимаю, что компаниям нужна реклама для того, чтобы развивать свой бизнес, но иногда я расстраиваюсь, когда вижу, сколько платят иностранным звездам. Фактически деньги, которые можно было потратить на обычную рекламу и решение конкретных проблем, уходят на гонорар для приглашенных знаменитостей.Понятно, что здесь в первую очередь идет речь не о социальной ответственности, а о стремлении таких компаний улучшить свой имидж. Ни государство, ни общественные организации не могут заставить их тратить свои деньги иначе, и такие пиар-акции будут всегда. Но мне все-таки кажется, что люди уже научились отличать реальные усилиякомпаний от рекламных ходов и постепенно количество таких дорогостоящих мегашоу будет уменьшаться в пользу конкретных социальных проектов.

Прошлой осенью на многих лайтбоксах в метро можно было увидеть плакаты с просьбой помочь собрать деньги на дорогостоящую операцию для четырехлетней девочки. Всю информацию о поступлении денег и расходах выкладывали на сайте. За несколько месяцев было собрано более $100 тыс., причем большинство поступлений составили 50 грн. Жертвовал даже не мелкий бизнес, а люди с минимальным достатком.

В Америке ежегодно на благотворительность жертвуется около $300 млрд., из них только $12 млрд. жертвуют компании, все остальное — люди. 45% американцев работают волонтерами — убирают территорию, помогают больным и бедным. Если эти часы посчитать, то это еще миллиарды долларов, которые экономит государство. Это очень перспективное направление, мы будем развивать его в Украине.

В бизнес-школах наших университетов мы начинаем вводить спецкурс о социальной ответственности бизнеса, также мы хотим начать учить благотворительности в школах — с первого или пятого класса. Чтобы это стало не просто чем-то новым и модным, а было частью жизни каждого гражданина нашей страны. Мы будем предлагать, чтобы во всех школах каждый класс выбрал себе какой-то проект: кто-то будет следить за памятниками, кто-то — навещать одиноких людей в доме престарелых. Только чтобы это было не из-под палки, а дети сами решили, что именно они хотят делать. У фонда оченьмного идей — просто не хватает времени и денег их реализовать. Но мы будем активно развивать социальную ответственность граждан.

Может быть, стоит взять на контроль все эти сборы денег для больных детей, чтобы охватить большее число людей, обеспечить прозрачность?

К нам в фонд каждый день приходят письма с просьбой оплатить дорогостоящие операции. Конечно, лучшим выходом было бы дать деньги, но возможности помочь всем у нас нет. Поэтому мы работаем на перспективу — повышаем уровеньдетских больниц по всей Украине посредством программы «От больницы к больнице», вкладываем деньги в строительство больницы, где будут лечить те болезни, которые сегодня в Украине, к сожалению, не лечатся. Проект «Детская больница будущего» — самый крупный благотворительный проект на территории независимой Украины, и все нашишаги публичны, открыты и конкурентны. Сейчас мы завершили очень важный этап — выбор генерального проектировщика. До конца года подготовим наш участок к строительству и, надеюсь, будем иметь проект нашей больницы. Сейчас мы также начинаем вести переговоры о поставке оборудования для больницы.

Олеся ОСТАФИЕВА

Расскажите друзьям про новость

Новое видео