Девятый круг ада или Как открыть в Украине маркетинговое агентство в 2018
22 Июн 2018, 08:50

Девятый круг ада или Как открыть в Украине маркетинговое агентство в 2018

СЕО digital-агентства полного цикла Nowedo Николай Михайличенко о том, насколько сложно сейчас в Украине открыть маркетинговое агентство и каких сил это стоит

Николай Михайличенко, СЕО digital-агентства полного цикла Nowedo, которое открылось около полугода назад, рассказал, насколько сложно сейчас в Украине открыть маркетинговое агентство и каких сил это стоит: сколько нужно денег, где искать инвестора, как составить бизнес-план и подобрать команду.

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

С первого круга — на девятый

Приготовьтесь к тому, что все изменится. Раньше как глава отдела маркетинга международного агентства Semalt я приходил на работу, где все организационные вопросы были уже решены, поэтому мог спокойно работать над задачами и проектами, работать со своей командой. Получал удовольствие от развития собственного отдела и отдела веб-девелопмента. 

Я руководил людьми, но по-настоящему разницу между главой отдела и гендиром я понял, когда сам стал СЕО. В какой-то момент, я сказал себе: «Так, я был на первом кругу ада, а теперь — на девятом». Даже если вы раньше руководили процессами, то вам все-равно придется заново учиться вместе сотрудничать, организовывать работу, менять привычные алгоритмы, отталкиваясь от следующих моментов: 

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

— к вам постоянно приходят сотрудники решать вопросы;

— вам надо разбираться в финансах и юриспруденции; 

— вы отвечаете за то, чтобы у других руководителей не было проблем с оборудованием, бюджетом, взаимодействием с другими отделами; 

— вы вообще за все отвечаете.

Нет офиса — есть квартира

Меня спрашивают: сколько средств надо вложить в агентство для начала? Затраты могут быть разными, но для работы вам нужна база, которая не требует больших бюджетов: ноутбук; рабочее место; адекватные партнеры, которые разделяют идею и рвение. 

Если говорить про оптимальный бюджет, то по-моему опыту это 30000-35000$ на 6-8 месяцев. С учетом, что партнеры будут рассчитывать только на доходы (чем меньше партнеров, тем больше надо бюджета для оплаты специалистов). Конечно, если работать в своей квартире и брать свою технику — сумму можно значительно уменьшить. 

Конечно, нужны определенные сбережения на первые полгода, чтобы вы могли есть и покрывать необходимые потребности бизнеса. Все выполнимо. Да, вы не сможете нанимать людей в первое время — но мир давно стал плоским и повсеместно используется аутсорс. Главное — выстроить и наладить процессы взаимодействия с подрядчиками, и, конечно, отобрать лучших.

Куда сложнее — найти адекватных партнеров, то есть, тех, с кем будешь всё это поднимать. Мне в этом плане очень повезло: меня сопровождают люди, которые вместе со мной работали в различных сферах. Причем, все они были как раз теми профессионалами, которые составили сердце команды агентства: разработчики, SEO-специалист, дизайнер и digital-стратег. Это были мои коллеги с прошлого места работы. Начальный штат — шесть человек.
Каждый из них понимает свой сегмент работы, может полноценно за него отвечать.

Даже если вы раньше руководили процессами, то вам все-равно придется заново учиться вместе сотрудничать, организовывать работу, менять привычные алгоритмы…

Николай Михайличенко
СЕО digital-агентства полного цикла Nowedo

Глобальные шаги и первый якорь

Начинали мы с бизнес-плана. В нем излагаются все шаги но пути к вашей финальной цели. Принцип простой: если у вас расписана стратегия агентства — вы уже в движении. Это ваш первый якорь, который не позволит вам отступить или повернуть обратно. Второй якорь — это взвешенное планирование бюджетов. Третий — это налаживание взаимодействия между людьми и отделами внутри компании, распределение компетенций. Благодаря этим якорям вас не будет шатать на волнах перемен.

Все по классической схеме: 

— Резюме. Начинаем с описания проекта, цель которого — привлечь инвестора. Мы не использовали технической терминологии, так как нашей задачей было показать инвестору основные преимущества открытия нового бизнеса. 


— Команда. Детально описали, какие специалисты будут задействованы на начальном этапе и каких будем набирать позже.


— Маркетинговый анализ. Мы провели детальный анализ ниши и всех конкурентов (ведущих маркетинговых агентств). Именно от этого пункта мы отталкивались, чтобы определить цены на наши услуги. Считаю, что это основной пункт в бизнес-плане.


— Описание услуг. Описали, какие услуги наше агентство будет предоставлять клиентам в первую очередь. Выбрали приоритетные услуги + те, которые будем предлагать через полгода/год (с набором новых спецов). 


— Продвижение. Детально описали стратегию продвижения Nowedo, которая основывается на нашем маркетинговом анализе.


— Схема работы агентства. Показали инвестору структуру — кто за что отвечает и какой путь будет проходить клиент в Nowedo. 


— Бюджет. Максимально расписали бюджет для осуществления нашей стратегии. Также внесли данные о предполагаемой прибыли. 


— Риски и как их избежать. Расписали все возможные риски и сразу дали варианты решения проблем, чтобы свести все риски к минимуму. 


— Дополнительные документы к бизнес-плану. Прикрепили к плану прайс-листы конкурентов, дополнительные маркетинговые исследования и данные опросов, которые провели с потенциальными клиентами.

Расписывать бизнес-план нужно в первую очередь для себя, чтобы у вас было понимание KPI перед собой и перед инвестором.

Николай Михайличенко
СЕО digital-агентства полного цикла Nowedo

Сколько денег нужно для открытия агентства

Как понять, сколько средств понадобится для открытия агентства, если у вас есть инвестор, готовый выделить финансы, и вы готовы снимать офис?
Четкой цифры нет — есть только понимание ваших личных запросов, запросов специалистов и понимание развития компании. 

К примеру, нужно обдумать следующие вещи: 

— Какие специалисты понадобятся? Кого нужно еще нанять? 

— Какой объем доходов вы планируете получать (исходя из своего бизнес-плана)? 

— Каким должно быть ваше бюджетирование на год? 

Если говорить о сроках, то в целом финансирование надо брать на полтора-два года вперед. Мы ставили себе очень амбициозную цель — перейти на самоокупаемость через полгода. Но это шаг достаточно смелый. Всегда помните, что вам в первую очередь нужно обеспечить ЗП нанятых специалистов. Продумайте все до мелочей. 

Насколько полный список вещей ты бы не составил, все равно что-то пойдет не так! Поэтому примите тот факт, что, организовывая бизнес, вы станете мастером на все руки — вам придется оперативно принимать решения и выкручиваться из любых ситуаций.

Лучше обучить, чем переучить

Но больше всего времени и энергии у вас заберет поиск кадров. Пример: нам был нужен sales-менеджер, причем готовый работать не только с теплыми лидами, а и не боящийся холодных звонков. Меня не интересовали кандидаты, в чьих интересах было лишь продать. В моем понимании, хороший менеджер по продажам должен выходить с клиентом на полноценное общение, показать, что его действительно волнуют проблемы клиента. 

Я держал это на виду, когда составлял вакансию и ждал кандидатов на собеседование. Однако я также отталкивался от моментов, которыми всегда руководствуюсь при отборе сотрудников: 

* Команда важна. У нас нет такого, чтобы кто-то за кем-то надзирал или заставлял что-то делать. Человека, который хочет работать, сразу видно. Как и того, кто не хочет работать. Я искал командного игрока. 

* Проще обучить, чем переучить. Стаж сотрудника — это хорошо, но, как правило, у таких кандидатов есть свои правила, образовавшиеся за период работы в предыдущей компании, и они часто не готовы их менять. Если сотрудник неохотно изучает новые технологии, не хочет исследовать новые направления и изменять привычкам в пользу новой методики, то вы просто мучаете друг друга и лучше за него не держаться, а найти того, кто хочет развиваться. 

* Всегда есть, чему научиться. Реальность: на собеседование приходит многообещающий специалист, все схватывает на лету, имеет хорошие квалификации, перспективы роста. Но его не берут. Почему? Потому что боятся, что через год он по уровню перерастет компанию и сам уйдет. В итоге должность получает более слабый кандидат. Я категорически против такой логики. Во-первых, вы не застрахованы от вероятности ухода сотрудника через год-два по семейным обстоятельствам, из-за работы хедхантеров, резкой смены ценностей и приоритетов. Во-вторых, я не вижу плохого в том, когда работник сначала учится азам работы в компании, а потом учит компанию. И в том, чтобы узнавать что-то новое от сотрудника, нет ничего зазорного. Наоборот, это хорошо, когда все друг-друга подтягивают и делятся опытом.

Команда NowedoКоманда Nowedo  

Не ждите удара

Мне рассказали один интересный факт о ловле обезьян в Африке, который, в свое время, перевернул мое мировоззрение. Суть вот в чем: берут орехи и прячут в бутылку с узким горлышком, закапывают бутылку с орехами в землю, оставляя отверстие на виду. Обезьяна этот клад находит, засовывает руку в горлышко, хватает горсть орехов и застревает, потому что кулак сквозь горлышко уже не пролезает. Чтобы освободиться, ей нужно отпустить орехи, но она этого не сделает, так как не хочет терять свой клад. Вот так и будет она сидеть, пока не придет охотник и не даст ей палкой по голове. 

Поэтому мой совет как коллегам и всем, кто хочет начать свое дело или стоит на пороге перемен: не попадайте в ловушку. Отпускайте! Не стоит сидеть на месте всю жизнь и ждать, пока вам не прилетит по голове.

Расскажите друзьям про новость
Tracking Pixel