Девятый круг ада или Как открыть в Украине маркетинговое агентство в 2018
22 Июн 2018, 08:50

Девятый круг ада или Как открыть в Украине маркетинговое агентство в 2018

СЕО digital-агентства полного цикла Nowedo Николай Михайличенко о том, насколько сложно сейчас в Украине открыть маркетинговое агентство и каких сил это стоит

Николай Михайличенко, СЕО digital-агентства полного цикла Nowedo, которое открылось около полугода назад, рассказал, насколько сложно сейчас в Украине открыть маркетинговое агентство и каких сил это стоит: сколько нужно денег, где искать инвестора, как составить бизнес-план и подобрать команду.

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

С первого круга — на девятый

Приготовьтесь к тому, что все изменится. Раньше как глава отдела маркетинга международного агентства Semalt я приходил на работу, где все организационные вопросы были уже решены, поэтому мог спокойно работать над задачами и проектами, работать со своей командой. Получал удовольствие от развития собственного отдела и отдела веб-девелопмента. 

Я руководил людьми, но по-настоящему разницу между главой отдела и гендиром я понял, когда сам стал СЕО. В какой-то момент, я сказал себе: «Так, я был на первом кругу ада, а теперь — на девятом». Даже если вы раньше руководили процессами, то вам все-равно придется заново учиться вместе сотрудничать, организовывать работу, менять привычные алгоритмы, отталкиваясь от следующих моментов: 

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь

— к вам постоянно приходят сотрудники решать вопросы;

— вам надо разбираться в финансах и юриспруденции; 

— вы отвечаете за то, чтобы у других руководителей не было проблем с оборудованием, бюджетом, взаимодействием с другими отделами; 

— вы вообще за все отвечаете.

Нет офиса — есть квартира

Меня спрашивают: сколько средств надо вложить в агентство для начала? Затраты могут быть разными, но для работы вам нужна база, которая не требует больших бюджетов: ноутбук; рабочее место; адекватные партнеры, которые разделяют идею и рвение. 

Если говорить про оптимальный бюджет, то по-моему опыту это 30000-35000$ на 6-8 месяцев. С учетом, что партнеры будут рассчитывать только на доходы (чем меньше партнеров, тем больше надо бюджета для оплаты специалистов). Конечно, если работать в своей квартире и брать свою технику — сумму можно значительно уменьшить. 

Конечно, нужны определенные сбережения на первые полгода, чтобы вы могли есть и покрывать необходимые потребности бизнеса. Все выполнимо. Да, вы не сможете нанимать людей в первое время — но мир давно стал плоским и повсеместно используется аутсорс. Главное — выстроить и наладить процессы взаимодействия с подрядчиками, и, конечно, отобрать лучших.

Куда сложнее — найти адекватных партнеров, то есть, тех, с кем будешь всё это поднимать. Мне в этом плане очень повезло: меня сопровождают люди, которые вместе со мной работали в различных сферах. Причем, все они были как раз теми профессионалами, которые составили сердце команды агентства: разработчики, SEO-специалист, дизайнер и digital-стратег. Это были мои коллеги с прошлого места работы. Начальный штат — шесть человек.
Каждый из них понимает свой сегмент работы, может полноценно за него отвечать.

Даже если вы раньше руководили процессами, то вам все-равно придется заново учиться вместе сотрудничать, организовывать работу, менять привычные алгоритмы…

Николай Михайличенко
СЕО digital-агентства полного цикла Nowedo

Глобальные шаги и первый якорь

Начинали мы с бизнес-плана. В нем излагаются все шаги но пути к вашей финальной цели. Принцип простой: если у вас расписана стратегия агентства — вы уже в движении. Это ваш первый якорь, который не позволит вам отступить или повернуть обратно. Второй якорь — это взвешенное планирование бюджетов. Третий — это налаживание взаимодействия между людьми и отделами внутри компании, распределение компетенций. Благодаря этим якорям вас не будет шатать на волнах перемен.

Все по классической схеме: 

— Резюме. Начинаем с описания проекта, цель которого — привлечь инвестора. Мы не использовали технической терминологии, так как нашей задачей было показать инвестору основные преимущества открытия нового бизнеса. 


— Команда. Детально описали, какие специалисты будут задействованы на начальном этапе и каких будем набирать позже.


— Маркетинговый анализ. Мы провели детальный анализ ниши и всех конкурентов (ведущих маркетинговых агентств). Именно от этого пункта мы отталкивались, чтобы определить цены на наши услуги. Считаю, что это основной пункт в бизнес-плане.


— Описание услуг. Описали, какие услуги наше агентство будет предоставлять клиентам в первую очередь. Выбрали приоритетные услуги + те, которые будем предлагать через полгода/год (с набором новых спецов). 


— Продвижение. Детально описали стратегию продвижения Nowedo, которая основывается на нашем маркетинговом анализе.


— Схема работы агентства. Показали инвестору структуру — кто за что отвечает и какой путь будет проходить клиент в Nowedo. 


— Бюджет. Максимально расписали бюджет для осуществления нашей стратегии. Также внесли данные о предполагаемой прибыли. 


— Риски и как их избежать. Расписали все возможные риски и сразу дали варианты решения проблем, чтобы свести все риски к минимуму. 


— Дополнительные документы к бизнес-плану. Прикрепили к плану прайс-листы конкурентов, дополнительные маркетинговые исследования и данные опросов, которые провели с потенциальными клиентами.

Расписывать бизнес-план нужно в первую очередь для себя, чтобы у вас было понимание KPI перед собой и перед инвестором.

Николай Михайличенко
СЕО digital-агентства полного цикла Nowedo

Сколько денег нужно для открытия агентства

Как понять, сколько средств понадобится для открытия агентства, если у вас есть инвестор, готовый выделить финансы, и вы готовы снимать офис?
Четкой цифры нет — есть только понимание ваших личных запросов, запросов специалистов и понимание развития компании. 

К примеру, нужно обдумать следующие вещи: 

— Какие специалисты понадобятся? Кого нужно еще нанять? 

— Какой объем доходов вы планируете получать (исходя из своего бизнес-плана)? 

— Каким должно быть ваше бюджетирование на год? 

Если говорить о сроках, то в целом финансирование надо брать на полтора-два года вперед. Мы ставили себе очень амбициозную цель — перейти на самоокупаемость через полгода. Но это шаг достаточно смелый. Всегда помните, что вам в первую очередь нужно обеспечить ЗП нанятых специалистов. Продумайте все до мелочей. 

Насколько полный список вещей ты бы не составил, все равно что-то пойдет не так! Поэтому примите тот факт, что, организовывая бизнес, вы станете мастером на все руки — вам придется оперативно принимать решения и выкручиваться из любых ситуаций.

Лучше обучить, чем переучить

Но больше всего времени и энергии у вас заберет поиск кадров. Пример: нам был нужен sales-менеджер, причем готовый работать не только с теплыми лидами, а и не боящийся холодных звонков. Меня не интересовали кандидаты, в чьих интересах было лишь продать. В моем понимании, хороший менеджер по продажам должен выходить с клиентом на полноценное общение, показать, что его действительно волнуют проблемы клиента. 

Я держал это на виду, когда составлял вакансию и ждал кандидатов на собеседование. Однако я также отталкивался от моментов, которыми всегда руководствуюсь при отборе сотрудников: 

* Команда важна. У нас нет такого, чтобы кто-то за кем-то надзирал или заставлял что-то делать. Человека, который хочет работать, сразу видно. Как и того, кто не хочет работать. Я искал командного игрока. 

* Проще обучить, чем переучить. Стаж сотрудника — это хорошо, но, как правило, у таких кандидатов есть свои правила, образовавшиеся за период работы в предыдущей компании, и они часто не готовы их менять. Если сотрудник неохотно изучает новые технологии, не хочет исследовать новые направления и изменять привычкам в пользу новой методики, то вы просто мучаете друг друга и лучше за него не держаться, а найти того, кто хочет развиваться. 

* Всегда есть, чему научиться. Реальность: на собеседование приходит многообещающий специалист, все схватывает на лету, имеет хорошие квалификации, перспективы роста. Но его не берут. Почему? Потому что боятся, что через год он по уровню перерастет компанию и сам уйдет. В итоге должность получает более слабый кандидат. Я категорически против такой логики. Во-первых, вы не застрахованы от вероятности ухода сотрудника через год-два по семейным обстоятельствам, из-за работы хедхантеров, резкой смены ценностей и приоритетов. Во-вторых, я не вижу плохого в том, когда работник сначала учится азам работы в компании, а потом учит компанию. И в том, чтобы узнавать что-то новое от сотрудника, нет ничего зазорного. Наоборот, это хорошо, когда все друг-друга подтягивают и делятся опытом.

Команда NowedoКоманда Nowedo  

Не ждите удара

Мне рассказали один интересный факт о ловле обезьян в Африке, который, в свое время, перевернул мое мировоззрение. Суть вот в чем: берут орехи и прячут в бутылку с узким горлышком, закапывают бутылку с орехами в землю, оставляя отверстие на виду. Обезьяна этот клад находит, засовывает руку в горлышко, хватает горсть орехов и застревает, потому что кулак сквозь горлышко уже не пролезает. Чтобы освободиться, ей нужно отпустить орехи, но она этого не сделает, так как не хочет терять свой клад. Вот так и будет она сидеть, пока не придет охотник и не даст ей палкой по голове. 

Поэтому мой совет как коллегам и всем, кто хочет начать свое дело или стоит на пороге перемен: не попадайте в ловушку. Отпускайте! Не стоит сидеть на месте всю жизнь и ждать, пока вам не прилетит по голове.

Расскажите друзьям про новость