27 Янв 2015, 07:41

Ярослав Белинский, SuperGraphica, о навигационном дизайне и его отсутствии в Украине

Ярослав Белинский, SuperGraphica, о навигационном дизайне и его отсутствии в Украине

Ярослав Белинский, дизайнер, эксперт по визуальным коммуникациям, арт-директор собственного дизайн-бюро SuperGraphica, рассказал в интервью MMR об особенностях навигационного дизайна, его отличиях и предпосылках развития. 

 

Какие существуют критерии и элементы хорошего навигационного дизайна?

Если человек быстро нашёл то, что искал и в большинстве случаев даже не заметил, как он это сделал, значит — система работает. Например, в аэропорту страны, языка которой вы не знаете, искать информацию вы будете именно с помощью подобных обозначений, и люди даже не задумаются, что их ведет эта система. Всё это делается с помощью цветового кодирования, пиктограмм, интуитивно понятных указателей…

Выбор элементов системы зависит от задачи. Например, для торговых центров навигация будет отличаться от навигации для парковых и рекреационных зон. Система также будет отличаться временем, которое человек тратит на считывание этой информации. Если вы торопитесь, то вряд ли будете долго изучать указатели. К тому же существуют разные требования к шрифтам. Всё зависит от времени, среды, освещения, назначения и тд.

Вы работали над проектами навигационного дизайна?

Свой первый навигационный проект я сделал в 2006 году. Это была дипломная работа «Визуальные коммуникации киевского метрополитена» на кафедре Графического дизайна в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры. Я полтора года работал над этим проектом. Потом пытался его реализовать: искал контакты чиновников, но это всё закончилось ничем, потому, что никто не мог понять, как на этом заработать. Я хотел полностью обновить и модернизировать всю навигацию метрополитена потому, что она устарела. Требования изменились, станций в метрополитене стало значительно больше, пассажиропоток также заметно увеличился и, разумеется, необходимо всё поменять. На данный момент есть также много специалистов, которые готовы этим заняться, у них есть свои собственные разработки и они готовы над этим работать не ради денег, а потому что им это действительно интересно.

К примеру, для Евро-2012 также разработали систему навигации, на которую ушло несколько миллиардов гривен, но никаких существенных изменений не произошло. В Украине есть несколько точечных удачных примеров навигационного дизайна, но этого слишком мало. На Западе это развито и на очень хорошем уровне. В России последние несколько лет эта тема активно развивается, но объемы работы очень велики и поэтому всё не так быстро происходит. Артемий Лебедев, который еще с 2000го года хотел изменить карту метро только в прошлом году смог добиться своего. По некоторым проектам я вижу, что чиновники также начинают понимать важность этого, появляются дизайнеры, которые способны этим заниматься. В Украине пока всё очень сыро и нет понимания необходимости этого.

По-моему мнению, навигация — это уже более высокий уровень отношения к людям, бизнесу, окружающей среде. Если сравнивать с пирамидой Маслоу, то отечественный бизнес — на первых ступенях (базовые потребности), а навигационный дизайн — это уже верхние ступени (потребность в эстетике, жажда гармонизировать жизнь), когда уже всё отлично и люди начинают задумываться о том, чтобы что-то улучшить вокруг себя, быть полезными для других. Навигация — это Environmental Design (дизайн окружающего пространства), куда также входит дизайн скамеек, уличного покрытия, тротуаров, фонарей и т.д. Это комплексная работа, но, увы, у нас пока нет понимания этой культуры. Не на чём учиться, и нам остается только смотреть на Запад. Что-то подобное было в Советском Союзе, но все институты, которые этим занимались — давно распустились. А то, что существует сейчас –  бесконечно устарело.

То есть, если бы кто-то и хотел бы это делать, то не смог бы просто потому, что даже негде учиться?

Да, абсолютно. В прошлом году Студия Артемия Лебедева провела курсы по навигационному дизайну в Киеве, но специалисты, которые там преподавали, создали слишком мало проектов и этого недостаточно, чтобы быть экспертами в этой области. Нет специалистов, которые могли бы разбираться в навигации, а быть дизайнером — недостаточно.

С заказчиками тоже дело обстоит непросто. Я как-то общался с одним клиентом, который хотел создать навигацию для торгового центра. Она ведь необходима для того, чтобы человек быстро нашел то, что ему нужно? Однако заказчику это не нужно. Даже наоборот, заказчику нужно, чтобы люди зашли и потерялись! Это абсурд — делать навигацию специально, чтобы человека запутать. Если человек попадёт в место и запутается там, то уже во второй раз он не станет туда идти потому, что у него в подсознании останется негативный осадок. Торговые центры спланированы специально, как лабиринты, чтобы люди не могли быстро найти всё, что им может быть нужно.

Когда нужно интегрировать навигацию в компанию, если у неё уже есть свой фирменный стиль?

Навигацию следует включать на начальном этапе формирования проекта, брендбука корпоративного стиля, строительства здания.

Существует ли интеграция навигации с сенсорным маркетингом?

Преимущественно это экспериментальные проекты. Есть сайт, где собраны разные ароматизированные карты городов со всего мира — создается карта города и специальные синтетические ароматы к ним, по которым человек на уровне ощущений определяет, где пахнет морем, ресторанами и прочее. Сенсорный маркетинг помогает привлекать внимание к объектам, поэтому взаимодействие определенно существует.

Сколько стоит сделать хорошую навигацию?

Это стоит достаточно дорого. Можно конечно сделать бюджетные проекты, но результат будет неудовлетворительный. Важная часть навигации — исследования, которые могут занять до нескольких месяцев. Эти исследования необходимы для того, чтобы собрать мнения потенциальных потребителей. И как раз именно эта часть проекта отнимает больше всего времени и денег. Существуют также места, куда, к примеру, нет необходимости внедрять навигацию. Вот все исследования и разработки нужны для того, чтобы сделать навигацию максимально эффективной.

Чего нет в Киеве по навигационному дизайну?

Да, в принципе, ничего нет. Информация в центре города абсолютно не структурирована, нет качественного перевода. Никто не занимается этим вопросом, поэтому абсолютно всё необходимо менять. Сначала нужно изучить полностью ситуацию, собрать команду специалистов, получить бюджет. В Европе всё распределено, есть компании, которые занимаются только разработками и исследованиями, которые уже потом передаются агентствам и дизайн-бюро на реализацию визуальной концепции. Но для нас это возможно только в будущем, хотя коллегам из Польши и стран Балтики уже удалось реализовать много отличных проектов в этой области. 

Расскажите друзьям про новость

Новое видео