12 Апр 2010, 13:56

Главные тренды потребительского рынка

Главные тренды потребительского рынка

Кризис приходит и уходит, а сильные марки остаются, — еще и потому, что они используют грамотно те тенденции, которые появляются на потребительском рынке. Это и глобализация, и цифровая революция. Но есть и новые тренды, которые появляются постоянно в нашем мире. Мы выделили несколько новых тенденций (не российского рынка, европейские).
 
Начнем с прозрачности. Она становится в современном мире все более и более важной. В мире снижается степень доверия к крупным компаниям, и с этим нужно бороться. В России пока доверие к крупным компаниям велико, но вполне вероятно, что и нас ожидает это в ближайшем будущем, так как Россия повторяет зарубежные тенденции через какое-то время. Цифровая революция свершилась, и все больше людей пишут блоги, участвую в конференциях в интернете и описывают свое отношение к товарам и услугам. В России тоже все больше и больше людей ведут блоги. Любая информация сразу становится достоянием общественности. И сейчас российское законодательство движется к тому, что должны быть четко прописаны технические регламенты: например, нельзя называть молоко молоком, если оно из порошка, или рисовать краба на упаковке крабовых палочек. Как пример — невеселая тема терактов: многие СМИ отметили,что телевидение не так быстро отреагировало на это печальное событие, как блогосфера, когда все уже имели информацию о том, как все происходило на самом деле. Производители все чаще следуют этой тенденции: они включают в свою рекламную кампанию информацию о своей прозрачности. В частности, бренд Dove вывесил на сайте просьбу о том, чтобы потребители делились своим мнением и при этом не скрывали негативных комментариев. Они заявили, что эти комментарии будут учитывать в дальнейшем в своей работе.

Следующая тенденция на английском языке звучит, как «War on Waste». Это сложно перевести на русский, речь идет о разумном сокращении потребления. Кризис подстегнул эту тенденцию, люди стали задумываться о том, что они много тратят и тратят неразумно. Люди стали меньше покупать: не в деньгах, а в количестве вещей, — в продуктах питания, меньше ездить за рулем. В частности, в Великобритании люди заявляют, что они стараются сокращать расходы, например, на подарки. У нас тоже многие компании уже  не поздравляют своих партнеров, а перечисляют эти деньги в благотворительные фонды.
 
И еще одна сторона этой же проблемы — это фактически забота об окружающей среде. Люди понимают, что многие товары и услуги — их потребление — наносят вред в окружающей среде. В Европе все больше об этом задумываются, в России этот тренд пока не так ярок, но мы уже движемся в этом направлении. Результаты нашего опроса говорят, что многие наши граждане хотели бы помогать окружающей среде, но не знаю, как они могли бы это делать.

Таким образом, есть масса примеров — и на Западе, и в России как компании помогают потребителям в сокращении расходов — это и программы по утилизации старых машин, сайты по обмену уже ненужными вещами. «Аренда» товаров и услуг — это и желание очистить дом от ненужных вещей, и сократить ненужные расходы.

Следующий тренд — mobile living. Это тренд о том, что интернет продвигается в мобильную среду. Люди пытаются получать доступ к интернету в любом месте, где они находятся — о ресторанах, магазинах. Это, безусловно, отражается и в рекламных роликах как производителей телефонов, так и мобильных сетей, — и чем дальше, тем больше этот тренд будет выражен. Есть и антитренд: некоторые люди заявляют, что телефон для них — только средство связи.

Еще один тренд — получить максимум выгоды за те деньги, что потребитель платит. Человек тратит больше времени на то, чтобы выбрать товар и оценить его характеристики. Безусловно, это пересекается и с предыдущем трендом, когда люди через свои телефоны и коммуникаторы могут тут же, на месте, оценить выгодность того или иного предложения.

Еще одна тенденция современного мира — стирание границ между возрастами. Европа стареет. Видно, что к 2029 году число людей старше 55 лет сильно вырастет. Та же тенденция есть и в России. Мы взяли три точки — 2009-й, 2019-й и 2029-й — и можем прогнозировать: через 20 лет у нас почти вдвое сократится целевая аудитория потребителей от 15 до 25 лет — для многих марок это достаточно ощутимая потеря. И это необходимо учитывать при продвижении марок товаров и услуг.
 
На фоне этого растет число «кидалтов» (от англ. kid — «ребенок» и adult — «взрослый»): людей в довольно солидном возрасте, играющих с приставками, скачивающих мультфильмы, смотрящих телеканал «2х2» и т.д.

И последняя тенденция — желание бесплатно получать товары и услуги — то, что в русском языке называется «халява». Русские люди, в общем-то, всегда любили это. Различного рода предложения дополнительной выгоды  очень приветствуются современным потребителем. Большая доля жителей Великобритании говорят, что готовы получать дополнительные бесплатные сообщения на свои телефоны — то есть, фактически, спам — если это даст им какую-то возможность сэкономить, извлечь выгоду.

Все эти тенденции тесно связаны, и марки должны учитывать их, чтобы быть успешными.

 

Сергей Матвеюк, Директор по развитию продуктов Aegis Media

Расскажите друзьям про новость

Новое видео